СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка с элементами профориентации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с элементами профориентации 9 класс коррекционной школы VIIIвида

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с элементами профориентации»

Конспект урока русского языка с элементами профориентации.


Тема: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

Класс: 9

Цели:

- закрепить знания об однородных членах предложения;

- развивать умение видеть в предложении однородные члены, развивать орфографическую зоркость;

-развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

-обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение;

- воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;

-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане, помочь учащимся в определении будущей профессии.

Оборудование: учебники, тетради, карточки-подсказки, карточки для задания в парах, таблицы.

Ход урока:


Оргмомент. Рапорт. Эмоциональный настрой.


У меня растут года, Будет и семнадцать, Где работать мне тогда? Чем заниматься?


— Скоро перед вами станет вопрос о выборе профессии, вы должны будете сделать правильный выбор! Уверена, что сегодняшний урок убедит вас в этом.


Словарная работа


— На экране - иллюстрации, прочитайте подписи под ними. Назовите одним словом, что это? (профессии)


— Правильно, профессии — это новое словарное слово. Посмотрите как, оно пишется…


— Дайте определение слову профессия (вид трудовой деятельности человека, служащий источником доходов).


Сообщение темы и целей урока


— Сейчас каждый подойдёт к столу и возьмёт ту карточку-профессию, на которую вы пойдёте учиться после окончания школы в ПУ № 46 (швея, столяр, штукатур-маляр)


— Составьте предложение о будущей профессии. (Швея нужная и важная профессия.)


— Составьте предложение о профессии столяра, используя глаголы: пилит, долбит, строгает. (Столяр пилит, строгает, долбит.) — Какое получилось предложение?


— А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Сформулируйте тему нашего урока. (Однородные члены предложения и знаки препинания при них.)


— Совершенно верно. Мы сегодня повторим, что такое однородные члены предложения, будем учиться находить их в предложениях, составлять схемы.


Что надо знать по теме урока? Признаки однородных членов


Что надо уметь? Находить в тексте однородные члены.


Употреблять их в своей речи.


Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Работа в тетради:


— Запишите в тетради число, классная работа, тему урока, прописываем словарное слово «профессия».


Задание 1.Повторение


Запишем предложение: Столяр пилит, строгает, долбит.


— Найдите в этом предложении однородные члены (строгает, пилит, долбит).


— Докажите, что это однородные члены. (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову).


— Верно, это основные признаки однородных членов предложения.


— Как соединены между собой однородные члены? (запятыми).


— Какими членами предложения являются однородные члены? (Главными). Как подчеркнём их, чем выражены? Составьте схему предложения.


Деление на группы


— Разделимся на две группы по рядам, назовём условно группы рабочими бригадами. Выберите бригадира (ответственного за бригаду). Вспомните правила работы в группах. В группе советуемся друг с другом, выслушиваем ответ каждого, бригадир назначает ученика, который будет отвечать.


— Сейчас будем выполнять задания, за каждое задание каждый поставите себе оценку на оценочном листе.






п/п

Задание

Оценка

1

Повторение


2

Найди пару


3

Собери пословицу


4

Четвертый лишний


5

Ответь на вопрос


6

Самостоятельная работа


7

Словарное слово





Дополни правило. (работа в группах)


— Вам нужно в течение 1 минуты — подумать и вспомнить все, что вы знаете об однородных членах предложения, используя карточку-подсказку. Кто первый будет готов, поднимите руку. Используется алгоритм (карточка-подсказка): « Однородные члены предложения»


  • Относятся к ……


  • Они отвечают на …….


  • Могут быть как …. так и …. членами предложения.


  • Соединены между собой …. или ….


  • Не ставится запятая только перед …


— Кто готов? Ответы детей.

— Оцените свои ответы.


Задание 2 (работа в парах) Найди пару.


В первом столбике даны предложения, во втором — схемы предложений. Вам нужно схемы соединить линиями с нужными предложениями.


  1. Существуют специальные правила для чистки, стирки, утюжки изделий из синтетических тканей ( О,О,О.)


  1. В новом доме маляр шпатлевал, шлифовал и красил стены. ( О,О и О.)


  1. В строении ствола древесины можно найти и сердцевину, и ядро, и годичные кольца. ( и О, и О, и О.)



  1. Шпатель и кисть – основные инструменты маляра. (О и О. )


— Запишите одно понравившееся предложение в тетрадь, подчеркните однородные члены предложения. — Оцените свою работу.


Задание 3 (работа в группах) Собери пословицу.


— У вас на столах карточки с частями пословиц. Соберите их. Объясните их значение.


Не профессия выбирает человека, а человек профессию.


Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.


— Какая из пословиц с однородными членами предложения? Запишите её.


— Оцените свою работу.


Задание 4 (работа в парах) Четвёртый лишний.


— Профессии делятся на несколько видов:


Человек-человек. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.


Человек-техника. Это все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники.


Человек — художественный образ — все профессии, связанные с созданием, воспроизведением и изучением художественных образов.


Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы.


Задание: прочитайте названия профессий, какая профессия лишняя и почему?


Художник, музыкант, водитель, актёр.


Врач, певец, учитель, юрист.


Ветеринар, садовник, эколог, продавец.


Певец, столяр, токарь, механик.


— Оцените свою работу.


Задание 5 (работа в группах) Ответь на вопрос.


Каждой группе выдаётся карточка с вопросом:


Какие изделия изготавливают в швейной мастерской?


Какие изделия изготавливают в столярной мастерской?


Назовите основные инструменты столяра.


— Ответьте на вопрос предложением с однородными членами. Предложение запишите.


— Оцените свою работу.


Задание 6 (работа в парах) Самостоятельная работа.


— Дан текст. Вам нужно в парах найти три-пять предложений, на выбор, с однородными членами, выписать их, подчеркнуть и нарисовать схему.


СТОЛЯР. Столяр — уникальная профессия. Он подготавливает материал, конструирует и собирает деревянные объекты по заранее разработанному эскизу. Работа столяра находит применение в строительстве, сооружении мостов и других конструкций. Профессия столяра требует наличия большой физической силы, выносливости и ловкости. Столяр изготавливает стулья, столы, диваны, кресла и другие изделия. Он украшает свои изделия резьбой и выжиганием. А откуда он берет все эти вещи? Материалом для них служит древесина хвойных пород. Из неё столяр делает брёвна, брусья, доски, пластины. Основными его инструментами являются пила, топор, рубанок, долото. Чтобы стать столяром, нужно получить специальное образование, знать математику и быть ответственным человеком.


МАЛЯР. Увидеть поэзию цвета и света дано не каждому. Тем, кто получит профессию «маляр», это станет доступно. Маляр владеет кистью, подчиняет себе краски, создает удивительные по красоте произведения. Да-да! Именно произведения. Ведь удачно подобранный цвет преображает любое здание, помещение, комнату. Меняется восприятие пространства и предметов в нем. И все это происходит по дуновению рук маляра. Чаще всего маляр занимается подготовкой под окраску бетонных, металлических и деревянных конструкций. Он наклеивает обои, окрашивает стены, штукатурит, окрашивает фасады зданий и т. д. Это творческая профессия, и тебе пригодятся: хороший эстетический вкус, творческое мышление, развитый глазомер, координация движения рук, аккуратность и внимательность. Маляр — это профессия для тебя. Она отлично подходит как юношам, так и девушкам.


ШВЕЯ. Кому не хочется выглядеть красиво, модно и элегантно? Эту задачу может решить профессиональная швея. Именно им, «повелительницам иголок», мы обязаны своими любимыми брюками, роскошными платьями, строгими блузами. Мир, в котором живёт швея — это всевозможные ткани, кожа, нитки, пуговицы, воланы и рюшки. Необходимость в швейных услугах появилась ещё тогда, когда человеку впервые пришла идея защитить своё тело какой-либо одеждой — в каменном веке. Профессия швеи сейчас очень востребована. Для них найдётся работа на фабриках, в небольших фирмах, в ателье. Работники этой специальности могут шить не только одежду, но и обувь, аксессуары, автомобильные чехлы. Платья, пальто, брюки, сумки, шубы и дублёнки — все это труд швей.


Оцените свою работу.


Итог урока. Оценки.


— Наш урок подошёл к завершению. — Было ли интересно? Было ли трудно?


— Чему он был посвящён? Проверьте в парах написание словарного слова профессия.


У нас в городе есть Профессиональный лицей №46, куда после школы можно поступить


учиться, чтобы овладеть будущей профессией.


— А кем ещё можно устроиться на работу, закончив училище? (санитарка, продавец, нянечка, грузчик, дворник…)


— В течение урока за каждое задание вы оценивали себя сами, поставьте себе оценку за весь урок согласно оценочным листам. У кого 5 — поднимите руки, у кого 4, у кого 3?


— Все мы любим наш город, и от вас зависит, каким он будет через много лет. Сможете ли вы принести пользу своему городу? С радостью будете идти на работу? Это зависит от правильного выбора профессии.

Дома вам нужно составить текст из 3–5 предложений (на выбор) о той профессии, которую вы выбрали в начале урока, используя однородные члены.


— Урок закончен. Всем спасибо.




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!