МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок русского языка с элементами профориентации в 8 классе.
Деловое письмо. Официально-деловой стиль
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Галина Николаевна
2017 год
Цель:
совершенствование у учащихся компетенций делового общения и оформления деловых бумаг, способствующих эффективности социального взаимодействия, содействующих в будущем в выборе профессии.
Задачи:
учить овладению правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения;
учить анализировать структуру текстов официально- делового стиля;
совершенствовать навыки составления деловых бумаг;
познакомить с современными профессиями.
Оборудование: компьютер для презентаций учащихся, памятки с образцами деловых бумаг, листы оценивания.
Ход урока.
Постановка целей и задач урока:
Исходя из темы урока, определите цель и задачи.
Почему так важно знать деловое письмо, правила и этикет деловой речи?
Актуализация знаний.
«Мозговой штурм».
Учащиеся называют известные виды текстов официально –делового стиля (заявление, анкета, закон, справка, резюме, устав, конституция, инструкция, кодекс, договор, объявление, квитанция и т.д.)
На доске:
Тексты официально-делового стиля
На какие два вида можно разделить все названные тексты?
( Официальные документы и деловые бумаги)
Назовите, какие тексты относятся к официальным документам, а какие к деловым бумагам.
( Официальные документы: закон, , устав, конституция, инструкция, кодекс, договор и т.д. Деловые бумаги: заявление, анкета, справка, резюме, объявление, квитанция и т.д.)
Какими особенностями обладает официально-деловой стиль?
(Точность формулировок, книжные синтаксические конструкции, стандартная форма документов и стандартность выражений, однообразие языковых средств, безличный характер речи).
Назовите сферы применения деловых бумаг.
(В быту для оформления каких-либо документов в госучреждениях, при поступлении в учебное учреждение для получения профессии, при приёме на работу)
Слово учителя:
Безусловно, вы правы, школа готовит вас и к поступлению в вузы, другие учебные учреждения, и к выбору профессии в конечном счёте. Знания делового этикета и навыки оформления деловых бумаг вам очень пригодятся, разные виды их мы уже учились писать: заявления, резюме, анкеты.
Как вы думаете, а какие сведения должны быть отражены в автобиографии?
Работа в парах: обсудите и составьте памятку «Как писать автобиографию?»
Памятка «Как писать автобиографию?»
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Место рождения
Сведения о родителях
Образование и специальность
Трудовая деятельность (Где работали, кем и сколько)
Награды и поощрения
Семейное положение
Увлечения и дополнительные навыки
Адрес, телефон
Дата и подпись
Реализация домашнего задания: хед-хантер от каждой группы ( три группы готовили глоссарий и представление самых актуальных профессий в сферах торговли, рекламы и информационных технологий, возможны презентации, ответы на вопросы).
(Хед- хантер -в прямом переводе с английского эта специальность звучит как «охотник за головами». Этот человек – посредник между работодателем и работником.)
Примерно:
1 группа. Современные профессии в сфере торговли:
Трейдер-
Промоутер –
Мерчендайзер-
Дистрибьютор-
Риэлтер-
Бренд- менеджер-
2 группа. Современные профессии, связанные с рекламой:
Медиа – планер-
Копирайтер-
Маркетолог-
Специалист по рекламе-
3 группа. Современные профессии, связанные с рекламой:
Контент-менеджер-
Веб-дизайнер-
Веб-мастер-
Интернет – коуч-
SEO- специалист-
Деловая игра «Биржа труда».
Класс делится на группы:
Консультанты (3 чел) Отдел по кадровой политике (5 чел) Поступающие на
помогают и проверяют принимают документы работу (ост.)
заполнение проверяют
-автобиографий оценивают
-заявлений
-резюме
Рефлексия.
- Считаю ли я сегодняшний урок важным и почему?
- Что нового я узнал(а) на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение –рассуждение «Почему я выберу профессию…»
Приложения
Приложение №1.
Образец заявления.
Адресат:
(Ф.И.О.,в дат.п., должность)
Ф.И.О. чьё заявление (в род.п.),должность
заявление.
Излагается суть. Прилагаются необходимы документы.
Дата Роспись
Приложение №2.
Образец резюме.
РЕЗЮМЕ
Фамилия, имя, отчество
Сведения о себе:
фотография
Дата рождения:
Место жительства:
Семейное положение:
Отношение к военной службе:
Контактная информация:
Телефон:
Электронная почта:
Соискание вакансии:
Образование:
Год поступления | Год окончания | Полное название учебного заведения, факультет, кафедра | Специальность. Квалификация по диплому. |
| | | |
Профессиональные навыки:
Специальные знания и навыки:
Опыт работы:
Период работы | Место работы, занимаемая должность |
| |
Дополнительные сведения:
Приложение №2.
Образец автобиографии.
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Место рождения
Сведения о родителях
Образование и специальность
Трудовая деятельность (Где работали, кем и сколько)
Награды и поощрения
Семейное положение
Увлечения и дополнительные навыки
Адрес, телефон
Дата и подпись
Приложение №2.
Лист оценивания.
Ф.И. ученика | Участие в обсуждениях | Составление автобиографии | Домашнее задание | Участие в деловой игре | Итоговая за урок |
Собст. | Учитель | Собст. | Партнер | Собст. | хед-хантер группы | Кон сультант | Отдел по кадрам |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Список литературы
Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. Деловое письмо. Библиотека учителя. – Москва. «Просвещение», 2005.
Русский язык: 8клас: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Г.И. Кустова и др.под ред. А.Д. Шмелёва.-М.:Вентана-Граф, 2016.
Интернет-ресурсы :
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://www.openclass.ru/
http://1september.ru/