Контрольная работа № 4Сочинение в жанре репортажа
Класс: 8
Учитель: Стародубцева Л.Х.
Цель: обучение сочинению публицистического стиля в жанре репортажа.
Задачи:
-развивать умение обсуждать, анализировать, и аргументировать свою точку зрения;
-развивать умение наблюдать события текущей жизни, давать им оценку;
-работать над развитием устной и письменной речи учащихся;
-воспитывать любовь к родному языку, его богатству.
Оборудование: презентация, карточки с текстами.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие учителя:
Прозвенел опять звонок и позвал нас на урок, в мир открытий, знаний, света.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! –
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера
.
II. Мотивация учебной деятельности.
1.слово учителя.
- Вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.
Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров
2. Лексическая разминка ( соотнести слова в соответствии с лексическим значением)
Фанат –спортсмен, одержавший победу в спортивных играх
Чемпион- болельщик
Арбитр — футбольный судья
Репортёр – Голкипер (от англ. Goalkeeper
Голкипер- команда, находящаяся в конце турнирной таблицы
Аутсайдер - вратарь.
Проверка:
Фанат – болельщик
Чемпион- спортсмен, одержавший победу в спортивных играх
Арбитр — футбольный судья
Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни
Голкипер (от англ. Goalkeeper)- вратарь
Аутсайдер- команда, находящаяся в конце турнирной таблицы
Арбитр — футбольный судья
- Чем объединены эти слова? ( общая тема)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
III. Актуализация знаний
- К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?
(в публицистическом стиле речи.)
- Каково назначение публицистического стиля? (Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).
– В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует)
- Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).
- Какова цель репортажа?
(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).
– Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается?
(В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)
Вывод: Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому.
IV. Работа над сочинением.
Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.
Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан Казани проходила летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.
- А мы с вами попробуем создать спортивный репортаж.
( Эстафета олимпийского огня,
V. Физкультминутка
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
VI. Работа над памяткой
. -Охарактеризуйте синтаксические особенности предложений, составляющих текст репортажа. (Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.)
-Определите вид и время глаголов. (Четыре глагола несовершенного вида настоящего времени и один глагол будущего времени)
-Как вы думаете, для чего используются именно такие глагольные формы? ----Какие действия они передают? (Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события)
-Выражена ли в репортаже авторская позиция? Как? (Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость)
Назовите композиционные особенности репортажа. (В начале текста автор указывает на дату – «сегодня», указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении)
Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «Памятку», которую запишем в справочники.
VII. Запись «Памятки»
Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.
Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.
Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
VIII. Практическая работа
-образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;
-подобрать синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение);
-назвать глаголы, обозначающие действия спортсменов (тренируются, занимаются, разминаются, выполняют упражнения, держат обруч, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки);
Итак, на основе услышанного на уроке мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
1).Вы — репортер, которому поручено написать о предстоящих олимпийских играх;
1).Вы - репортер, пропагандирующий здоровый образ жизни, связанный со спортом.
Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!»
Первая часть вашего репортажа — вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: посещение спортивной школы
«Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы…»
Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности спортсменов, их действия, поведение. Можно включить интервью.
В заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение о происходящем, высказываем личную точку зрения, пожелание (например: «Поже![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
лаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)
Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).
IX. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое репортаж?
-Каковы требования к репортажу?
-Распространите предложения дополнениями:
Олимпиада в Сочи состоится……( в феврале 2014 г.)
Все спортсмены готовятся к …
Мы верим в…….наших…..
X. Информация о домашнем задании.
Написать сочинение – репортаж на одну из выбранных тем.
«Памятка»
1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.
Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.
Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
«Памятка»
Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.
Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.
Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
«Памятка»
Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.
Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.
Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
«Памятка»
Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.
Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.
Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.