СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Суффиксы -ек, - ик"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Суффиксы -ек, - ик"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Суффиксы -ек, - ик"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Фокинская средняя школа











Открытый урок по русскому языку в 6 классе

«Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик»









Разработала: учитель русского языка

и литературы

Пожидаева Тамара Романовна













2016

Тема урока: Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.


Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли;

- умение сопоставлять и сравнивать, анализировать;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно работать с текстом;

- овладение навыками тестирования;

- овладение орфографическими нормами.

Оборудование урока: доска,презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»,тетради на печатной основе, карточки с тестами.











ХОД УРОКА:
    1. 1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация

-Добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

- Каждый человек, конечно, хотел бы, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.


2. Актуализация знаний по теме «Существительное».

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

    1. -Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».
    2. Найдите верные утверждения (слайд 2)

Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».

  • Творческий диктант.

  • Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

  • Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)

  • Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)

  • Человек, занимающийся переводами. (переводчик)

  • Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

Проверка написания слов. (слайд № 4 )

3.Проблемное объяснение нового материала.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание задачи урока.

Ребята, что такое суффикс? (слайд 5)

Большинство суффиксов имен существительных пишутся без изменений в разных словах. Это –изн-, -ин-, -ость-, -от-, -отнь-, -овнь-. (желтИЗНа, тишИНа, простОТа, прочнОСТЬ, бегОТНя, болтОВНя). (слайд № 6)

Правописание некоторых суффиксов подчиняется определенным правилам. Подчиняются правилу правописание суффиксов –чик- и –щик-. Это мы уже

доказали на предыдущем этапе урока. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним из таких правил.

  • Как вы думаете, с какой морфемой имени существительного мы будем сегодня работать на уроке?

Давайте попробуем правильно написать суффиксы в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК. (запись учителем слов на доске)

  • Какие возникли трудности?

  • Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило.(слайд 7)

Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради.

Как же Виктор Перестукин справился с задачей? Какие выводы сделал Виктор ?

- Вы догадались, какая тема нашего урока? (слайд 8)



Формулировка темы и цели урока.

Опираясь на формулировку темы, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:

1.Познакомиться с….

2. Учиться…(слайд 9)

Составьте алгоритм правописания суффиксов существительных –ек, -ик.

(слайд 10, 11)

4. Первичное закрепление.

    1. Объяснительный диктант (слайд 12)

5. Включение изученного в систему знаний.

Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.

- упражнение 299. Работа в парах; -взаимопроверка;(слайд 13)

Давайте ещё раз вспомним правило написания суффиксов -ик-, -ек- в существительных. Сначала хором правило проговорят мальчики. Девочки внимательно слушают и дают оценку.



- А теперь послушаем девочек.



Физкультминутка (слайд 14)

    1. - Тренировочное упражнение. Работа в парах. (слайд 15)

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)



- Как можно озаглавить текст? (После дождя)



- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)



Слайд 16, проверка + морфол. разбор существительного РУЧЕЕЧЕК(слайд 17)

- Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])



Дать задание для сильных

    1. ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ- Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, дружоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружжч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

5. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.

Код ответов: 3, 2, 3, 2, опилки.







-Творческая работа .

Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от данных существительных.

           Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий (дождик), но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный (шалашик) из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся (грибочек), а на опушке полыхает синью (василечек). Много прелестей и тайн у природы в любое время года.

Слова для справок : дождь, шалаш, дом, грибок, василек.

-Назови животных ласково, используя суффиксы -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Распределите слова в 2 колонки с обозначением изучаемой орфограммы.


Сравни свою таблицу с образцом: (слайд 18)

-ик

-ек или -ик

бегемотик

тигреночек

зайчик

зайчоночек

котик

котеночек

слоник

слоненочек


львеночек



-В состав каких существительных входят два суффикса?

-развитие речи:

Составить предложение с однородными членами, используя слова из таблицы.



    1. 6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.
    2. - вопросы самоконтроля:
  1. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

  2. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

- самопроверка, консультация.

- рефлексия:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…



Похлопайте в ладоши те, кому урок понравился, было интересно на уроке, потопайте ногами те, кто хорошо себя вел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!