Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Фокинская средняя школа
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
«Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик»
Разработала: учитель русского языка
и литературы
Пожидаева Тамара Романовна
2016
Тема урока: Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли;
- умение сопоставлять и сравнивать, анализировать;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно работать с текстом;
- овладение навыками тестирования;
- овладение орфографическими нормами.
Оборудование урока: доска,презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»,тетради на печатной основе, карточки с тестами.
ХОД УРОКА:
- 1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация
-Добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»
- Каждый человек, конечно, хотел бы, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
2. Актуализация знаний по теме «Существительное».
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
- -Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».
- Найдите верные утверждения (слайд 2)
Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».
Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)
Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)
Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)
Человек, занимающийся переводами. (переводчик)
Специалист по бетонным работам. (бетонщик)
Проверка написания слов. (слайд № 4 )
3.Проблемное объяснение нового материала.
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание задачи урока.
Ребята, что такое суффикс? (слайд 5)
Большинство суффиксов имен существительных пишутся без изменений в разных словах. Это –изн-, -ин-, -ость-, -от-, -отнь-, -овнь-. (желтИЗНа, тишИНа, простОТа, прочнОСТЬ, бегОТНя, болтОВНя). (слайд № 6)
Правописание некоторых суффиксов подчиняется определенным правилам. Подчиняются правилу правописание суффиксов –чик- и –щик-. Это мы уже
доказали на предыдущем этапе урока. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним из таких правил.
Давайте попробуем правильно написать суффиксы в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК. (запись учителем слов на доске)
Какие возникли трудности?
Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило.(слайд 7)
Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради.
Как же Виктор Перестукин справился с задачей? Какие выводы сделал Виктор ?
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (слайд 8)
Формулировка темы и цели урока.
Опираясь на формулировку темы, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:
1.Познакомиться с….
2. Учиться…(слайд 9)
Составьте алгоритм правописания суффиксов существительных –ек, -ик.
(слайд 10, 11)
4. Первичное закрепление.
- Объяснительный диктант (слайд 12)
5. Включение изученного в систему знаний.
Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.
- упражнение 299. Работа в парах; -взаимопроверка;(слайд 13)
Давайте ещё раз вспомним правило написания суффиксов -ик-, -ек- в существительных. Сначала хором правило проговорят мальчики. Девочки внимательно слушают и дают оценку.
- А теперь послушаем девочек.
Физкультминутка (слайд 14)
- - Тренировочное упражнение. Работа в парах. (слайд 15)
Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)
Слайд 16, проверка + морфол. разбор существительного РУЧЕЕЧЕК(слайд 17)
- Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])
Дать задание для сильных
- ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ- Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»
1.В суффиксе какого существительного пишется И:
1.Клубоч…к.
2. Человеч…к.
3. Луч…к.
4. Дружоч…к.
2. В суффиксе какого слова пишется Е:
1. Бант…к.
2. Ореш…к.
3. Нол…к.
3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.
2. Винт…к, зонт…к, дружоч…к.
3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.
4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:
1. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.
2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружжч…к, звоноч…к.
3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.
5. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.
Код ответов: 3, 2, 3, 2, опилки.
-Творческая работа .
Добавить в текст необходимые по смыслу существительные с суффиксом –ек, -ик, образовав их от данных существительных.
Воскресным утром мы поехали в лес. Раза два принимался мелкий (дождик), но нам не хотелось его замечать. Около леса стоял крошечный (шалашик) из веток и листьев, видно, что мы не первые гости в лесу. Вот у старой елки высунулся (грибочек), а на опушке полыхает синью (василечек). Много прелестей и тайн у природы в любое время года.
Слова для справок : дождь, шалаш, дом, грибок, василек.
-Назови животных ласково, используя суффиксы -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Распределите слова в 2 колонки с обозначением изучаемой орфограммы.
Сравни свою таблицу с образцом: (слайд 18)
-ик | -ек или -ик |
бегемотик | тигреночек |
зайчик | зайчоночек |
котик | котеночек |
слоник | слоненочек |
| львеночек |
-В состав каких существительных входят два суффикса?
-развитие речи:
Составить предложение с однородными членами, используя слова из таблицы.
- 6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.
- - вопросы самоконтроля:
Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?
- самопроверка, консультация.
- рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Похлопайте в ладоши те, кому урок понравился, было интересно на уроке, потопайте ногами те, кто хорошо себя вел.