СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Ударные и безударные окончания имён существительных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён изучению ударных и безударных окончаний имён существительных в разных падежах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Ударные и безударные окончания имён существительных".»

Урок русского языка
Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных.
Цели: познакомить с правилами проверки безударных окончаний имён существительных, учить определять падеж и ударное окончание в падежах,
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.


Организационный момент.

  1. Минутка чистописания.

Праз..ник, л..цо, сер..це, ур..жай, ч..нил, н..зина, звёз..ный.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Фонетический тренажёр. № 18

3.- Изучение нового материала.
Сегодня мы будем говорить о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
- На доске и в тетрадях просклоняем попарно слова: страна, мама; земля, деревня; село, озеро; конь, олень; тетрадь, площадь.
- Чем отличаются окончания существительных, которые мы изменяли по падежам?
- Существительные одного и того же склонения имеют ударные и безударные окончания.
- Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные ударные и безударные окончания в одном и том же падеже?
- Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые ударные и безударные окончания.
- Ударное и безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания?
- Безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания.
- Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в корне слова?
- Если безударная гласная имеется в корне существительного, мы проверяем её написание. Для этого изменяется слово или подбираем однокоренное, чтобы безударная гласная стала ударной.
- Безударные окончания существительных тоже можно проверить. Для этого надо определить склонение существительного, узнать его падеж, подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми. Приведите примеры из нашей таблицы к данному правилу.

- Кому? Маме. Это существительное первого склонения в дательном падеже с безударным окончанием. Проверяем. Чему? Стране. В существительном 1-го склонения стране в дательном падеже ударное окончание –е, значит, в существительном маме тоже окончание –е.
О чём? Об озере. Это существительное 2 склонения в предложном падеже с безударным окончанием. Поверяем. В существительном 2 склонения село в предложном падеже ударное окончание –е, значит, в существительном об озере тоже окончание –е.
- Сделайте вывод, как проверить безударное окончание имени существительного?
- Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.
Физкультминутка.

4. Самостоятельная работа. Рефлексия.
1 задание.
- Прочитайте слова в столбиках. Напишите существительные с предлогами, которых нет в первом столбике. Укажите склонение, падеж и окончание существительных.
В огород… к доск…
К застав… до рек…
На бархат… о враг…
К бригад… о петух…
О гибел… на бархат…
Без бумаг… к сестр…
К берёз… на цветк…
Из плесен… о добр…
К почт… к берёз…
По арен… на кон…
К больниц… о дожд… 
2 задание.
- Прочитайте. напишите существительных с предлогами. Укажите падеж существительных. Выделите окончания. (сам-но)
Без вырубк…, на картошк…, для выручк…, в диван…, в диктант…, для замазк…, из подушк…, о поступк…., о сут…, из поговорк…, о тростник…, от встреч…


3 задание – У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, в небе, из нефти.
Сколько было названо существительных с безударным окончанием?
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.Домашнее задание.