Конспект урока русского языка по теме: «Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук».
(УМК «Школа России». В.Г. Горецкий «Пропись» к «Азбуке» Т. В.Г. Горецкого). Это конспект урока письма, который проводится сразу после урока обучения грамоте, на котором дети выделяли звуки из слов и научились обозначать их буквами Ш, ш.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы урока: проблемный, анализа и синтеза, словесно-наглядный.
Организационная информация |
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Методическая информация |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
|
Задачи урока | Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока | В результате работы развивается воображение и творческие способности детей, ученики приучаются к самостоятельной исследовательской деятельности, знакомятся с новым материалом. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, экран, карточки, презентация. |
Цель: формирование навыка письма прописной буквы ш.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формируем умение:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,
- выявлять сущность, особенности объектов,
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: формируем умение:
- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план),
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: формируем умение:
- слушать и понимать речь других,
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,
- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.
Личностные УУД: формируем умение:
- высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции,
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности).
Прозвенел звонок
Начинается урок. Поприветствуйте гостей и друг друга улыбками. Сыграем в игру «Назови имя и садись». Послушайте правила игры:
-Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого с согласного звука.
Посмотрите-ка на нас
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не шуметь, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Сегодня мы с вами продолжим разговор, который начали на уроке чтения,
-Но сначала я предлагаю вам игру «Дополни предложение»
1) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные)
2)После твёрдого согласного пишутся гласные…(а,о,у,ы)
3)После мягкого согласного пишутся гласные…(е,ё,ю,я)
-Как отличить согласный звук от гласного?( ответы учеников)
-Послушайте стихотворение об этом. Читают Влада и Ирина.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут запеть и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с- змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш- шуршит опавший лист.
-Давайте пропоём гласные звуки (а,о,у,и,ы,э)
-Как шипит шарик, когда из него выходит воздух? (Ш-ш-ш)
3.Выявление места и причины затруднения.
1).Чтение и анализ слов (на доске напечатаны слова)
ГРУША -Прочитайте слово, называющее фрукты.
МОШКА -Называющее вкусный испечённый предмет.
ПЫШКА -Называющее насекомое.
ШАЛАШ -Называющее жилище.
-Прочитайте слова с 2 гласными.
-Прочитайте слово-перевёртыш.
-Какой согласный звук повторяется в этих словах? (Ш) Дайте его характеристику.
-Рассмотрите буквы на доске
А, О, ш, У, И.
-Найдите лишнюю букву (ш- согласная маленькая –по 2 признакам)
– А почему для нас она сегодня не будет лишней?
2).Целеполагание. Дети формулируют тему и цель урока. Посмотрите на доску. Со всем ли вы согласны? (Рядом с буквой Ш не может стоять значок зелёного цвета, ведь её звук всегда твёрдый.) - Опять госпожа Путаница всё перепутала. Кто сможет исправить? -Какова тема нашего урока? (Строчная буква ш, обозначающая твёрдый согласный звук).
-Какие цели поставим на уроке?
* Научиться писать… букву (ш)
*Учиться читать и писать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Физминутка
Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, шуршиха и шуршонок-
Папа, мама и листёнок
-Какие слова больше всего вам понравились? Почему? Какая буква встретилась в этих словах? Как шуршат листья под ногами?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-На что похожа буква “ш”?
На зубья мощного ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
- С каким правилом вы познакомились на уроке чтения?(Жи и ши пиши с и)
-Я расскажу вам ещё одну сказку, вы узнаете, почему буква Ш дружит только с буквой и.
В давние-давние времена братья Ж и Ш пришли в гости к гласным и стали с ними знакомиться. Все гласные были на месте, только букву И нигде не могли найти. “Где же И?”, – спросили братья у проходящей мимо красавицы Ы. “Она не хочет с вами знакомиться”, – ответила та. Братья расстроились и ушли. По дороге домой они увидели больную, несчастную И, которую злодейка Ы не пустила в дом. Братья проводили больную домой, навещали её, приносили лекарства и вскоре стали лучшими друзьями. А на Ы они обиделись навсегда, ведь из-за неё скромная И чуть не умерла.
Навсегда запомните и вы: Ж и Ш дружат с гласной И и злы на Ы. Это придумали люди давно. Всегда пиши ЖИ и ШИ с гласной и. Вот такая история случилась в давние-давние времена.
Подготовка руки к письму.
-Встали на ноги. Упражнения на внимание ( в кулачок зажали по 1 пальчику, закрыли, сделали массаж пальчиков).
-А сейчас откройте прописи на с.3
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Запишите число. Сравнить печатную с письменной, выделить элементы письменной.
5. Реализация построенного проекта
-Обведите элементы буквы ш
-узор в широкой строке (безотрывно)
-Давайте посмотрим, как пишется новая буква ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ-используется диск электронное приложение к азбуке В.Г.Горецкого)
-Учитель на доске прописывает (пишется как буква и , под счёт 1 и 2 и 3 и)
- дети пишут в воздухе под счёт
-Попробуйте указательным пальчиком написать эту букву на своей ладошке ( под счёт)
-на спине товарища по парте
-составьте из элементов букву ш вместе с соседом (готовность покажите, взявшись за руки)
-Обведите букву в прописях, пропишите.
-Найдите самую красивую букву, подчеркните её и постарайтесь также красиво писать.
-Прочитайте слоги, назовите соединения (среднее, верхнее). Напишите.
Физкультминутка «Солнышко, камушки, заборчик» Игра на внимание.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа со схемами слов.
-Составьте схему слова «школа»
( Сколько звуков, букв?)
-Вместе с соседом по парте составьте схему слов «школьник»
Школа, школьник - это родственные однокоренные слова.
Работа над предложением.
Миша и Саша – школьники.
-Что я прочитала? (предложение)
-Сколько слов в этом предложении?
-Назовите 1 слово,2,3,4.
-Какие слова написаны с заглавной буквы?
-Почему? (имена людей)
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Карточка (?)
В шалаше шуршат шесть мышат. Списать с печатного текста скороговорку. Проверить по эталону. (Карточка (!))
8.Включение в систему знаний и повторение. В парах подчеркните букву ш в стихотворении. Сколько их всего? (15)
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.
-Кто из шедших на базар был лишний и почему? (Шар, он не одежда.)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итог урока.
-Какие цели ставили на уроке?
-Кто считает, что мы их достигли?
-Кто научился писать строчную букву ш?
-Оцените свою работу на уроке. (Светофор) зелёный – я был внимателен и аккуратен, у меня всё получилось, жёлтый – у меня были 1 или 2 исправления, я был не совсем внимателен, красный – у меня 3 и более исправлений, мне нужно ещё тренироваться.
Благодарю всех за работу на уроке.