Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе на тему "Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"»
Тема «Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Класс: 11
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательная: актуализировать знания и умения учащихся по комплексному анализу текстов публицистического и художественного стилей; научить правильно понимать исходный текст и находить в нём информацию для сочинения.
развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов ; стимулировать мыслительную деятельность, развивать творческие способности учащихся;
воспитывающая: воспитывать лучшие человеческие качества: терпимость, уважение человеческого достоинства других людей, человеколюбие; формировать адекватную самооценку у учащихся.
Оборудование: «Типовые экзаменационные варианты. ЕГЭ-2017. Русский язык» под ред. И.П. Цыбулько; алгоритм комплексного анализа текста; раздаточный материал.
Ход урока.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности.
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Определение темы урока.
Запишите тему урока «Урок подготовки к ЕГЭ. Комплексный анализ текста».
Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться призводить комплексный анализ исходного текста, правильно понимать его содержание, «вычитывать» нужную для сочинения информацию.)
Актуализация опорных знаний. Работа с «Алгоритмом комплексного анализа текста»
6.Чтение текста варианта №6 («Типовые экзаменационные варианты. ЕГЭ-2017. Русский язык» под редакцией И.П. Цыбулько)
7. Работа с текстом Алексея Дорохова. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Комплексный анализ текста А. Дорохова в соответствии с алгоритмом:
стиль;
аргументация;.
Типы речи;
Проблемы;
Позиции автора;
Варианты заглавий;
План текста;
Языковые средства выразительности( задания 22-24 варианта № 6 )
8. Систематизация материалов для сочинения-рассуждения по исходному тексту:
9 .Поведение итого урока
10 . Рефлексия
11 .Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения и информационной обработки исходного текста.
Приложение 1.
Алгоритм комплексного анализа текста
Стиль: художественный, публицистический, разговорный, официально-деловой, научный.
Аргументы:
публицистический (наличие проблемы, доходчивость, убедительность, альтернативность, фактический материал);
художественный (образность, яркий язык, многообразие средств языковой выразительности).
Тип речи:
повествование ( ),
описание ( ),
рассуждение ( ).
Проблема (вопрос к тексту) – для публицистического стиля или
тема (о чём текст?) – для художественного стиля.
Позиция автора (публ.) –
Основная мысль (худож.) –
Варианты заглавий:
План (все микротемы выделить и озаглавить).
Языковые средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, метонимия, парцелляция…)