СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 11 классе "Серебряный век" русской поэзии. Творчество "старших" символистов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе

 

Тема: «Серебряный век» русской поэзии.

Творчество «старших» символистов.

 

Цели:

Образовательные:

выявление художественного своеобразия поэзии символистов; дать понятие «символизм»; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма; развитие умений выделять главные, существенные моменты в биографии поэтов-символистов, делать самостоятельные выводы и различать понятия «старшие» и «младшие» символисты, знать представителей этих направлений; выявление центральных символов поэзии «старших» символистов.

Развивающие:

развитие умений видеть символы в произведении, навыков исследования художественного текста, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, развитие навыка выразительного чтения стихотворений; развитие устной речи учащихся и умение ориентироваться  в  литературоведческих понятиях  и терминах, связанных с поэтикой модернизма.

Воспитательные:

формирование гуманистического мировоззрения; воспитывать собственное отношение к поэзии символистов; воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям, уникальным, неповторимым.

 

Тип: урок изучения истории и теории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.

Педагогическая технология: ТРКМЧП

Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.

Приёмы: выразительное чтение стихотворений; рассказ учащихся о биографии и творчестве «старших» символистов в виде самостоятельного исследования; беседа; обучение учащихся анализу поэтического текста.

Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; запись основных положений лекции и докладов в тетради, самостоятельный анализ творчества писателей-символистов; конспективное изложение результатов анализа произведения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблицы.

 

План урока:

I. Организационный  этап (1мин.)

II. Экспресс-опрос (2 мин.)

III. Усвоение новых знаний (40 мин.):

1) Слово учителя.

2) Исследования учащихся (работа в группах):

         Знакомство с поэзией старших символистов

         а) Д.С.Мережковский

         б) В.Брюсов

         в) К.Бальмонт

         г) Ф.Сологуб

3) Чтение стихотворений учащимися

4) Верное и неверное суждение

IV. Подведение итогов урока (1мин.)

V. Домашнее задание (1мин.)

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской поэзии. Старшие»

Тема: «Серебряный век» русской поэзии. Творчество «старших» символистов.



Цели:

Образовательные:

выявление художественного своеобразия поэзии символистов; дать понятие «символизм»; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма; развитие умений выделять главные, существенные моменты в биографии поэтов-символистов, делать самостоятельные выводы и различать понятия «старшие» и «младшие» символисты, знать представителей этих направлений; выявление центральных символов поэзии «старших» символистов.

Развивающие:

развитие умений видеть символы в произведении, навыков исследования художественного текста, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, развитие навыка выразительного чтения стихотворений; развитие устной речи учащихся и умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах, связанных с поэтикой модернизма.

Воспитательные:

формирование гуманистического мировоззрения; воспитывать собственное отношение к поэзии символистов; воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям, уникальным, неповторимым.



Тип: урок изучения истории и теории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.

Педагогическая технология: ТРКМЧП

Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.

Приёмы: выразительное чтение стихотворений; рассказ учащихся о биографии и творчестве «старших» символистов в виде самостоятельного исследования; беседа; обучение учащихся анализу поэтического текста.

Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; запись основных положений лекции и докладов в тетради, самостоятельный анализ творчества писателей-символистов; конспективное изложение результатов анализа произведения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблицы.



План урока:

I. Организационный этап (1мин.)

II. Экспресс-опрос (2 мин.)

III. Усвоение новых знаний (40 мин.):

1) Слово учителя.

2) Исследования учащихся (работа в группах):

Знакомство с поэзией старших символистов

а) Д.С.Мережковский

б) В.Брюсов

в) К.Бальмонт

г) Ф.Сологуб

3) Чтение стихотворений учащимися

4) Верное и неверное суждение

IV. Подведение итогов урока (1мин.)

V. Домашнее задание (1мин.)



Литература:

  1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2004г.

  2. Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. I полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: ВАКО, 2004. — 368 с. — (В помощь школьному учителю).

  3. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2012г.

  4. Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Татьяна Полухина. "Серебряный век русской поэзии";. № 21 / 1996г.

  5. Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Илона Мотеюнайте. "Музыка стиха. Семинар по поэзии Серебряного века";. №2 / 2003г.

  6. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 1999.

  7. http://www.a4format.ru/book

Ход урока.



I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

На прошлом уроке мы с вами изучали тему, которая носила название:

«Поэзия серебряного века». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве и литературе начала ХХ века. Основные течения модернизма.

Давайте вспомним, основные вопросы того урока в форме экспресс-опроса?

II. Экспресс-опрос.

Итак, первый вопрос, что же такое «серебряный век»? (обратитесь к печатным материалам, с которыми вы уже знакомы, давайте прочтем) - это литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, совпавший с эпохой модернизма.

Скажите мне, о каком литературном направлении шла речь? Оно было не только в литературе, но и в других видах искусства: музыке, живописи. – Модернизм.

Как переводится слово «модернизм»? - от франц. «новый, современный».

Наряду с этим направлением в литературе существовало тождественное ему понятие, какое? – Декадентство.

Какое оно имеет значение? - от франц. «упадочный».

Где зародился, и кто был представителем? (вспоминаем стихотворение, которое разбирали на прошлом уроке) – Зародился во Франции, основные представители: Ш.Бодлер, А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме.

Какие течения выделяются в модернизме? – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Мы с вами сразу же обращаем внимание на первое течение – символизм, наиболее влиятельное в начале века. Но символизм был неоднороден и принято различать «старших» символистов и «младосимволистов».



Сегодня на уроке мы поговорим именно о «старших» символистах.

Запишем тему урока: «Серебряный век» русской поэзии. Творчество «старших» символистов.



Итак, ребята, посмотрите на тему нашего урока и давайте попробуем с вами вместе поставить его цели. Работаем по группам.

Мы обращаемся к знакомой вам таблице по постановке целей урока – ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал). Вы ставите эти цели сами. Итак, что вы уже знаете? Посоветуйтесь в группах и сделайте записи в первую графу: «Знаю».

Итак, что записала первая группа? Вторая? Третья? Еще кто дополнит?

Что хотим узнать? Посоветуйтесь в группах. Запишите.

Третью колонку вы заполняете в конце урока. К ней мы еще вернемся.

На доске.



Знаю

Хочу узнать

Узнал






Обобщаем цели:

Итак, основные цели нашего урока:

Образовательные: раскрыть понятие «символизм»; выявить художественное своеобразие поэзии символистов и кратко охарактеризовать их творчество; выявить различия в понятиях «старшие» и «младшие» символисты, знать представителей этих направлений; выявить центральные символы поэзии «старших» символистов.

Развивающие: развитие умений видеть символы в произведении, навыков исследования и эмоционального восприятия художественного текста, развитие навыка выразительного чтения стихотворений.

Воспитательные: воспитывать собственное отношение к поэзии символистов; воспитывать глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям, уникальным, неповторимым.



Задачи поставлены, и мы приступаем к выполнению этих задач, которые соответствуют теме нашего урока. Внимательно слушаем и делаем пометы в тетради.

III. Усвоение новых знаний.



1) Слово учителя.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век». Понятие относится, прежде всего, к поэзии. Для этого времени характерны: активная литературная жизнь, обилие и разнообразие поэтических талантов, огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Мы с вами сразу же обращаем внимание на первое течение – символизм, наиболее влиятельное в начале века.

Символизм заявил о себе во Франции в 1960-70е гг. и был сосредоточен в основном на художественном выражении с помощью символов. Символизм — первое и самое значимое из модернистских течений в России.

Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.

Ключевым понятием символизма является «символ» — многозначное иносказание, в отличие от аллегории — однозначного иносказания. Символ – слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» (Д.Мережковский). «Символ — окно в бесконечность» (Ф. Сологуб). Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов. Символ отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

«Старшие» символисты - Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, З.Гиппиус. Они пришли в литературу в 90-е годы XIX века, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.

«Младшие» символисты - А.Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев - первоначально организовали кружок людей, цель которых - создать и воплотить свою философию жизни, «чтобы от быта» не осталось «камня на камне», т.е. в начале 900-х годов выдвигали на первый план философские искания.

Обе ветви символистов роднило представление о символе как условном знаке реальности. Символизм искусства они сближали с символизмом реальности.

Символ в их представлении - основа бытия. Символисты считали, что их искусство является «ключами тайн» мироустройства (В.Я.Брюсов).

Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.

Главный принцип – искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» (В.Брюсов)

Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.

Особая роль была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866—1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.

Идеологом «старших» символистов стал Б.Мережковский, а учителем, или метром, - Валерий Брюсов.



Давайте обратимся к списку всех тех, кто входил в то или иное литературное направление, (это таблица, которую я давала на прошлом уроке) находим с вами литературное течение «символизм», мы видим здесь основных представителей, цели творчества, отношение к миру и слову. Это общие постулаты творчества «старших» и «младших» символистов.

Сегодня мы выделяем именно «старших» символистов, обращаем внимание на Д.Мережковского, В.Брюсова, К.Бальмонта и Ф.Сологуба.

Посмотрите на таблицу, которую я вам только что раздала. В течение сегодняшнего урока вы должны будете ее дополнить, обратите внимание на колонки. Сюда вы должны внести: основные факты биографии и творчества особенности творчества, индивидуальные символы каждого из представленных поэтов-символистов.



«Старшие» символисты

Основные факты биографии и творчества

Особенности творчества

Символы

Д.Мережковский




В.Брюсов




К.Бальмонт




Ф.Сологуб






Каждая группа готовила сегодня своё небольшое исследование, по творчеству одного из старших символистов, даже не зная, что они старшие, используя учебник и электронные материалы. Группы решают, кто из их представителей будет выступать, а кто будет дополнять.

Все остальные делают пометы в таблице, которая лежит перед вами с фамилиями представителей символизма. Давайте сразу с вами договоримся, что мы когда отвечаем, со своих мест не встаем, кроме тех, кто будет читать стихи и представлять свои исследования.



2) Исследования учащихся (работа в группах).



Знакомство с поэзией старших символистов.

а) 1 группа



Масенков Егор

Булаева Фаина

Булаева София

Кузьмич Марина

Акимова Кристина

Ткачева Кристина



Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941)

Сын высокопоставленного придворного чиновника, Мережковский начинал свою литературную деятельность в демократической среде.

Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского университета. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).

В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний.

В 1901 году вместе с женой З.Гиппиус основывает в Петербурге «Религиозно-философские собрания». Мережковский пытался соединить православие с католичеством. После поражения первой русской революции Мережковский и Гиппиус выезжают в Париж. Он размышляет о судьбах России так: «В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию…».

Как поэт, Мережковский (1866 – 1941) мало повлиял на литературу, но название его сборника «Символы», изданного в 1892 году, оказалось значительным. Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф.М.Достоевскому, который сурово посоветовал: «Страдать надо, молодой человек, – страдать, а потом стихи писать».

Современники Мережковского говорили о «странном» его облике – и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного «марсианин» среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все «земное». А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.

Вскоре Д. Мережковскому удалось создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.

В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию, где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе к «вечному и бессмертному». Мережковский также утверждал, что существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Все это говорит о том, что Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.

Таким образом, Д. Мережковский представлял символизм как построение художественно-религиозной культуры

Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.

После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.

В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал особое значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.

Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком. Его идея – изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом – была воплощена в произведениях разных жанров (публицистике, критических статьях, в исторических романах). Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии «Царство зверя»: пьесе «Павел I» и романах «Александр I» и «14-е декабря».

Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о «Третьем Завете»; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.

Жизнь Мережковских за границей – это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, – это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И.А.Бунину.

Умер Д.Мережковский в Париже в 1941 году.



Наизусть:

Дети ночи



Устремляя наши очи

На бледнеющий восток,

Дети скорби, дети ночи,

Ждем, придет ли наш пророк.



Мы неведомое чуем,

И, с надеждою в сердцах,

Умирая, мы тоскуем

О несозданных мирах.



Дерзновенны наши речи,

Но на смерть осуждены

Слишком ранние предтечи

Слишком медленной весны.



Погребенных воскресенье

И среди глубокой тьмы

Петуха ночное пенье,

Холод утра - это мы.



Мы - над бездною ступени,

Дети мрака, солнце ждем:

Свет увидим - и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

(дополнения, вы сделали свои пометы?)

Вы справились с заданием.



Преемником Мережковского был Валерий Брюсов. Почему именно я рассказываю о нем, а не вы в своих группах!? Т.к. это был один из самых неоднозначных поэтов, он был наиболее спорной личностью, противоречивым человек, в сравнении даже с Мережковским. Вы делаете пометы в своих тетрадях и таблице.

б) Лекция учителя



Валерий Яковлевич Брюсов

Родился в богатой купеческой семье 1 декабря 1873 года в Москве. Научился читать в три года. Чтение стало основным занятием в его детстве и юности. Родители усердно оберегали его от чтения сказок, зато об идеях Дарвина и принципах материализма он узнал раньше, чем научился умножать.

Брюсов учился в московской классической гимназии, закончил историко-филологический факультет Московского университета. Он считал, что «конечная цель искусства - выражение полноты души художника, где находят примирение день и ночь, Христос и Дьявол».

С 90-х годов избирает для себя литературную стезю, мечтает быть вождем нового литературного направления. Брюсов написал статьи «Краткий курс науки о стихе», «Опыты по метрике и ритмике». По его мнению, объектом лирики должна стать душа поэта, а изображение действительности - средством. Брюсов был автором статей и заметок о русских поэтах от Тютчева до наших дней (1912г.).

Брюсов печатался под псевдонимами: М.; З.Фукс, К.Созонтов, В.Даров, а также Аврелий, Бакулин, Пентаур.

А.Блок называл Брюсова «поэтом пушкинской плеяды».

Книгами «изумительных свершений» называли стихи Брюсова символисты. Они определяли, что «мужественный брюсовский стих звучит на манер классической латыни».

Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», привлекал молодых поэтов. Цель его сборников - представить образцы всех форм новой поэзии - свободный стих, словесный инструмент, редкие слова. Сборники его были подвергнуты критике. Автора упрекали в подражании западным символистам, в погоне за внешними эффектами.

Поэтические сборники Брюсова удивляли современников не только неожиданно парадоксальными образами, но и высочайшей для начинающего поэта оценкой собственного творчества. Первый его сборник был назван «Шедевры», он был полон демонстративным эгоцентризмом: я как центр вселенной. Второй сборник - «Это - я» - отличался причудливыми рифмами.

Брюсов был бессменным редактором журнала «Весы».

Проза В.Я.Брюсова продолжала традиции мировой классической литературы Э.По, А Франса. Он выпустил сборники «Земная ось», «Дни и ночи». Брюсов написал романы «Алтарь Победы» о Римской империи и «Огненный ангел» о Германии XVI века, ставшие бестселлером - очень популярной, пользующейся особым спросом книгой.

В декабре 1923 года торжественно чествовали 50-летие со дня его рождения и 35-летие его литературной деятельности.

Он умер в Москве 9 октября 1924 года.

Его творчество получило высокую оценку современников. С.Есенин так писал о Брюсове: «Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором».

«Каждое его стихотворение - новое открытие в царстве поэтических форм»,- писал о нем Вяч. Иванов.

«Он высекает свои стихи на мраморе и бронзе», - писал о Брюсове Андрей Белый.

В сжатую программу символизма давалось стихотворение «Юному поэту».


Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

На экране вы видите еще одно стихотворение, которое читается протяжно, медленно. Давайте попробуем каждый прочитать его и найти в нем ключевые особенности, ведь оно так характерно для старших символистов.

Читаем по цепочке по строфе (первая группа по очереди читает).

Творчество

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.


Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.


И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.


Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.


Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.



Кто же автор данного стихотворения? – Брюсов.

Ключевые образы.

Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый (т. е. красный, не путать с лазурным — голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию — созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

(вы сделали свои пометы?)

в) 2 группа



Пинчук Виктор

Николенко Елизавета

Русиянова Марина

Борисова Алина

Лосева Дарья

Тертышная Полина

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Его литературные вкусы формировались под влиянием "народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина". В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко.

Из гимназии г.Шуи Бальмонт был исключен за принадлежность к "революционному кружку". Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки.

В 1885 г. - первое выступление в печати: в журнале "Живописное обозрение".

Бальмонт свободно владел шестью языками. Всего, по свидетельству М.Цветаевой, он знал 16 языков. В 1887-1899 гг. он переводит Г.Гейне, А.Мюссе, Г.Ибсена, П.Б.Шелли, Э.По пишет о них статьи; Всего у Бальмонта около 50 переводов. Долгое время путешествует по Скандинавии.

Первые сборники ("Под северным небом" 1894г.; "В безбрежности" 1895г.) носят символико-романтическую окраску. Лирический герой Бальмонта характеризуется непостоянством, изменчивостью настроения: с одной стороны - неприятие мира, томление по смерти, а с другой - возвышение любви, природы. Большое внимание автор уделяет звуковой стороне стиха, его музыкальности.

С годами герой Бальмонта меняется - он становится светлым, радостным, жизнеутверждающим. Основные слова-символы в поэзии зрелого поэта - "свет", "огонь", "солнце". Любимым образом становится сильный, гордый и "вечно свободный" альбатрос (это морская птица, которая символизирует долгий полет без видимых усилий).

Следующие сборники "Будем как солнце" 1903 г., "Только любовь. Семицветник" 1903 г. закрепили славу Бальмонта как одного из лучших поэтов-символистов. С 1902 по 1905 гг. он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905-1907 гг. Бальмонт приветствует циклом политических стихов. Опасаясь репрессий, в 1905 г. Бальмонт покидает Россию. В его творчестве в этот период звучит ностальгическая тоска по родине и намечается спад. Бальмонт замыкается в кругу созданной им поэтической системы, и в последующих сборниках встречаются одни и те же темы, образы и приемы установившегося к тому времени "бальмОнтовского" стиля.

В 1913 г. после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. Но отношение к его творчеству стало сложным. Бальмонт остался в плену романтических и "декадентских" понятий. Первую мировую войну он воспринял как, сам писал, "злое колдовство", но в творчестве прямого отражения военные события не нашли.

К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся восторженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою "революционность" и все чаще говорил о своем разочаровании в России и русском народе (это отразилось в статье "Народная воля" 1917, стихотворение "К обезумевшей" 1917 г.).

В статье "Революционер я или нет" 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.

В 1920 г. Бальмонт навсегда покидает Россию. Его литературная деятельность в этот период была очень интенсивной: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Очень тяжело переживал разлуку с родиной, внимательно следил за происходящим в стране.

В 1937-1942 гг. прогрессирует психическое заболевание, мало пишет.

В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель "старшего" символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.

Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать "мгновение" жизни, мечта о Красоте, Солнце - все это позволяет сказать, что Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантического направления в искусстве конца XIX - начала XX веков.

Бальмонт ощущал себя наследником, завершителем» традиций русского классического стихотворства от Жуковского до Некрасова. В области ритмики, метрики и рифмы он создал целую «коллекцию» стихотворных форм.

У него есть и секстины ( 6 стихов), и триолеты (8 стихов, в которых 1 стих повторяется в 4 и 7 строках, а второй стих - в 8-ой), терцины, сонеты. У Бальмонта есть венок сонетов - сложная строфическая форма из 15 сонетов. первая строчка каждого сонета повторяет последнюю строчку предыдущего.

Его перу принадлежат самые длинные в русской поэзии строки, разнообразие разностопных «вольных» размеров. Строки его стихотворений распадаются не только на полустишья, но и на третьстишия и четвертьстишия:

В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды…

Количество способов рифмовки, видов строф в поэзии Бальмонта непревзойденно.

Для него обе стороны символа - скрытая отвлеченность и очевидная красота - находятся в равновесии. Его поэзия - это поэзия намеков и оттенков, удивительной музыкальности.



Наизусть:



«Песня без слов»

Ландыши, лютики. Ласки любовные.

Ласточки лепет. Лобзанье лучей.

Лес зеленеющий. Луг расцветающий.

Светлый свободный журчащий ручей.



День догорает. Закат загорается.

Шепотом, ропотом рощи полны.

Новый восторг воскресает для жителей

Сказочной светлой свободной страны.



Ветра вечернего вздох замирающий.

Полной луны переменчивый лик.

Радость безумная. Грусть непонятная.

Миг невозможного. Счастия миг.



(дополнения, вы сделали свои пометы?) Вы справились с заданием.



г) 3 группа



Шкредова Кристина

Марина Семеновская

Усубова Фидан

Автухова Кристина

Скалеух Евгений

Горовой Максим

Сологуб Федор Кузьмич (настоящая фамилия - Тетерников) (1863 - 1927)



Родился в Петербурге в бедной семье (отец - портной, бывший крепостной, мать - крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.

Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).

В 1882 - 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.

Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман "Тяжелые сны", который в 1895 был опубликован в "Северном вестнике".

В "Северном вестнике" в 1893 - 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа ("Тени"; "Червяк"; "К звездам"), пять статей на общественные темы, множество рецензий.

Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала "Северный вестник" (Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др). В 1895-96 выходят его первые сборники: "Стихи. Книга первая", "Тени. Рассказы и стихи". Сологуб занимает в литературе, как писала З.Гиппиус "такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя".

Выходят его книги стихов ("Змий. Стихи. Книга шестая", 1907; "Пламенный круг", 1908) и рассказов ("Книга разлук", 1908; "Книга очарований", 1909). Поэзия видится автором как непрерывное движение, поток, противопоставленный статичной безжизненности уже созданной книги. Поэтический процесс описывается всегда как актуальный, незавершенный, в настоящем или будущем времени.

В эти годы выступает и как драматург ("Дар мудрых пчел", 1907; "Победа смерти" и "Ночные пляски", 1908, и др.). Вершиной его прозы стал знаменитый роман "Мелкий бес", написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман "Навьи чары".

В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник "Соборный благовест", 1921).

Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 - председателем секции детской литературы, в 1926 - председателем правления Союза, входит в редколлегию "Всемирной литературы". В эти годы выпускает ряд сборников стихов.

Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха. Он создавал мир над действительностью, где мечта хотела быть настоящей реальностью.

Центральным образом Сологуба стал образ двоемирия: безрадостная, унылая земная жизнь противопоставлялась иному миру – поэтической стране Ойле.

Вот как он пишет в стихотворении «Недотыкомка серая» о страшном мире, окружающем его.



Наизусть:



Недотыкомка серая...

Недотыкомка серая

Всё вокруг меня вьется да вертится,-

То не Лихо ль со мною очертится

Во единый погибельный круг?



Недотыкомка серая

Истомила коварной улыбкою,

Истомила присядкою зыбкою,-

Помоги мне, таинственный друг!



Недотыкомку серую

Отгони ты волшебными чарами,

Или наотмашь, что ли, ударами,

Или словом заветным каким.



Недотыкомку серую

Хоть со мной умертви ты, ехидную,

Чтоб она хоть в тоску панихидную

Не ругалась над прахом моим.







Ребята мы прослушали ваши мини-исследования о поэтах, которых принято называть «старшими» символистами, а теперь давайте представим, что эта информация отсутствует и остались только стихи, ведь это самое главное в поэзии.

Сделаем дубль два. Те, кто читал стихотворения наизусть, сейчас встанут, и мы сделаем непрерывную цепочку. Т.е. сначала читает 1 группа, затем 3, 2 и, т.к. я работаю 4ой группой, и читаю последняя. Пожалуйста, все встали и будьте готовы. Вы смотрите на меня и по моей команде начинаете читать по четверостишию. Остальные делают последние пометки в тетради.



3) Чтение стихотворений учащимися



Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти стихи? (у вас есть подсказка на столе – таблички по символам) – модернизм, символизм, цель творчества, отношение к миру и слову.

А что их различает? – у них символ «окно в бесконечность», но у каждого какой-то свой символ (Какие же символы использует Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Сологуб и т.д).

Да, вы молодцы! Мы видим, как в стихотворениях проявляются яркие индивидуальности поэтов-символистов старшего поколения.



4) Верное и неверное суждение



Приближаясь к окончанию нашего урока, мы с вами посмотрим на слайд «Верное и неверное» суждение, для того, чтобы закрепить материал, с которым познакомились на уроке. Это накомая вам форма работы. Будьте внимательны. Поможет вам в выполнении данного задания таблица, которая была вам роздана на (материалы) прошлом уроке.



Верно ли суждение, что:

1) Символизм заявил о себе во Франции в 1960-70е гг. и был сосредоточен в основном на художественном выражении с помощью символов.

2) Символизм — первое и самое значимое из модернистских течений в России.

3) Символизму присуще стремление рассматривать действительность в развитии социальных, психологических и общественных отношений.

4) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.

5) Символизм 19 века принято называть «критическим», т.к. определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое.

6) Ключевым понятием символизма является «символ» — многозначное иносказание.

7) Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

8) В символизме реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

9) Цель искусства символистов – интуитивное постижение мира через символы.

10) Главный принцип символизма – искусство для искусства.

11) Символизм – это направление в искусстве и литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

12) Особая роль в символизме была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.



А к какому литературному направлению, изученному недавно, относятся неверные утверждения? – К реализму.

Молодцы!



IV. Подведение итогов урока



Мы возвращаемся к таблице ЗХУ, где вы ставили цели. Группам 1 минута для того, чтобы обсудить выполнили ли мы цели урока и аргументировано ответить на этот вопрос.



Оценки за урок.



V. Домашнее задание (1мин.)



Исследовательские работы такого же типа по «Младшим» символистам. Делимся на 4 группы.

Авторы: А.Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев

Выучить по одному стихотворению каждого из авторов.



Ребята, вы сегодня отлично поработали! Спасибо за урок! До свиданья!



Просмотр содержимого презентации
«Серебряный век русской поэзии»

«Серебряный век» русской поэзии.  Творчество «старших» символистов

«Серебряный век» русской поэзии. Творчество «старших» символистов

Постановка целей урока   ЗХУ Знаю Хочу узнать Узнал

Постановка целей урока

ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Основные цели урока

Основные цели урока

  • раскрыть понятие «символизм»; выявить художественное своеобразие поэзии символистов и кратко охарактеризовать их творчество; выявить различия в понятиях «старшие» и «младшие» символисты; знать представителей этих направлений; выявить центральные символы поэзии «старших» символистов.
  • развитие умений видеть символы в произведении; навыков исследования и эмоционального восприятия художественного текста; развитие навыка выразительного чтения стихотворений.
  • воспитывать собственное отношение к поэзии символистов; воспитывать интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям, уникальным, неповторимым.
«Серебряный век» - это литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, совпавшей с эпохой модернизма.  Для этого времени характерны:

«Серебряный век» - это литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, совпавшей с эпохой модернизма.

Для этого времени характерны:

  • активная литературная жизнь;
  • обилие и разнообразие поэтических талантов;
  • огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям ( символизм, акмеизм, футуризм ).
Символизм - «symbolo» - знак (1890-1910г)    Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества , преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы . Ключевым понятием символизма является «символ».

Символизм - «symbolo» - знак (1890-1910г)

Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества , преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы .

Ключевым понятием символизма является «символ».

Символ  – слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность.  В поэзии то, что не сказано,  мерцает сквозь красоту символа.     Д.Мережковский  Символ — окно в бесконечность.      Ф. Сологуб

Символ – слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир,

в иную реальность.

В поэзии то, что не сказано,

мерцает сквозь красоту символа. Д.Мережковский

Символ — окно в бесконечность.

Ф. Сологуб

Символизм   (1890-1910г) «Старшие» символисты «Младшие» символисты» (1890-1900 г.) (1900-1910 г.) Д.Мережковский А.Блок В.Брюсов  Стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты. Андрей Белый  Пытались создать и воплотить свою философию жизни, «чтобы от быта» не осталось «камня на камне», т.е. выдвигали на первый план философские искания. К.Бальмонт Ф.Сологуб Вяч. Иванов С.Соловьев З.Гиппиус

Символизм (1890-1910г)

«Старшие» символисты

«Младшие» символисты»

(1890-1900 г.)

(1900-1910 г.)

Д.Мережковский

А.Блок

В.Брюсов

Стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.

Андрей Белый

Пытались создать и воплотить свою философию жизни, «чтобы от быта» не осталось «камня на камне», т.е. выдвигали на первый план философские искания.

К.Бальмонт

Ф.Сологуб

Вяч. Иванов

С.Соловьев

З.Гиппиус

Символ - условный знак реальности.  Символизм искусства = символизму реальности.  Символ  - основа бытия.  Символисты считали, что их искусство является «ключами тайн» мироустройства (В.Я.Брюсов).  Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Главный принцип – искусство для искусства.    Создания искусства – приотворённые двери в вечность.    В.Брюсов Особая роль была у автора
  • Символ - условный знак реальности.
  • Символизм искусства = символизму реальности.
  • Символ - основа бытия.

Символисты считали, что их искусство является «ключами тайн» мироустройства (В.Я.Брюсов).

  • Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.
  • Главный принцип – искусство для искусства.

Создания искусства – приотворённые двери в вечность. В.Брюсов

Особая роль была у автора , он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Теоретические основы символизма дал Д.Мережковский  Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892г)  «Старшие» символисты понимали символизм как литературную школу , стремились возродить культуру стиха , боролись за свободу самовыражения поэта , отстаивали культ красоты .

Теоретические основы символизма дал Д.Мережковский

Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892г)

«Старшие» символисты понимали символизм как литературную школу , стремились возродить культуру стиха , боролись за свободу самовыражения поэта , отстаивали культ красоты .

«Старшие» символисты Основные факты биографии и творчества Д.Мережковский Особенности творчества В.Брюсов Символы К.Бальмонт Ф.Сологуб

«Старшие» символисты

Основные факты биографии и творчества

Д.Мережковский

Особенности творчества

В.Брюсов

Символы

К.Бальмонт

Ф.Сологуб

Д.С.Мережковский  1866-1941г.  Существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Дмитрий Мережковский с женой поэтессой Зинаидой Гиппиус

Д.С.Мережковский 1866-1941г.

Существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Дмитрий Мережковский с женой

поэтессой Зинаидой Гиппиус

В.Я.Брюсов  1871-1924г .  Каждое его стихотворение - новое открытие в царстве поэтических форм.    Вяч. Иванов.  Он высекает свои стихи на мраморе и бронзе.     Андрей Белый. Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором.       С.Есенин

В.Я.Брюсов 1871-1924г .

Каждое его стихотворение - новое открытие в царстве поэтических форм.

Вяч. Иванов.

Он высекает свои стихи на мраморе и бронзе.

Андрей Белый. Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором. С.Есенин

Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене .   Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.   И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.   Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.   Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Творчество

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене .

 

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

 

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

 

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

 

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

К.Д.Бальмонт  (1867-1942г)  Для него обе стороны символа - скрытая отвлеченность и очевидная красота - находятся в равновесии. Его поэзия - это поэзия намеков и оттенков, удивительной музыкальности.   Андрей Белый

К.Д.Бальмонт (1867-1942г)

Для него обе стороны символа - скрытая отвлеченность и очевидная красота - находятся в равновесии. Его поэзия - это поэзия намеков и оттенков, удивительной музыкальности.

Андрей Белый

Ф.К.Сологуб  (1863-1927г)    Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха.  Он создавал мир над действительностью, где мечта хотела быть настоящей реальностью.

Ф.К.Сологуб (1863-1927г)

Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха.

Он создавал мир над действительностью, где мечта хотела быть настоящей реальностью.

В.Я.Брюсов Д.С.Мережковский К.Д.Бальмонт   Ф.К.Сологуб

В.Я.Брюсов

Д.С.Мережковский

К.Д.Бальмонт

Ф.К.Сологуб

Верное или неверное суждение

1) Символизм заявил о себе во Франции в 1960-70е гг. и был сосредоточен в основном на художественном выражении с помощью символов.

2) Символизм — первое и самое значимое из модернистских течений в России.

3) Символизму присуще стремление рассматривать действительность в развитии социальных, психологических и общественных отношений.

4) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.

5) Символизм 19 века принято называть «критическим», т.к. определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое.

6) Ключевым понятием символизма является «символ» — многозначное иносказание.

7) Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

8) В символизме реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

9) Цель искусства символистов – интуитивное постижение мира через символы.

10) Главный принцип символизма – искусство для искусства.

11) Символизм – это направление в искусстве и литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

12) Особая роль в символизме была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Верное или неверное суждение

1) Символизм заявил о себе во Франции в 1960-70е гг. и был сосредоточен в основном на художественном выражении с помощью символов.

2) Символизм — первое и самое значимое из модернистских течений в России.

3) Символизму присуще стремление рассматривать действительность в развитии социальных, психологических и общественных отношений.

4) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.

5) Символизм 19 века принято называть «критическим», т.к. определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое.

6) Ключевым понятием символизма является «символ» — многозначное иносказание.

7) Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

8) В символизме реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

9) Цель искусства символистов – интуитивное постижение мира через символы.

10) Главный принцип символизма – искусство для искусства.

11) Символизм – это направление в искусстве и литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

12) Особая роль в символизме была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

ЗХУ Знаю Хочу узнать Узнал

ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Домашнее задание   Выполнить исследовательские работы такого же типа  по «Младшим» символистам: А.Блок, Андрей Белый, Вяч.  Иванов, С.Соловьев (делимся на 4 группы).   Выучить по одному стихотворению каждого из авторов.

Домашнее задание

Выполнить исследовательские работы такого же типа

по «Младшим» символистам: А.Блок, Андрей Белый, Вяч.

Иванов, С.Соловьев (делимся на 4 группы).

Выучить по одному стихотворению каждого из авторов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!