Мой урок на тему: «Времена глаголов» 3 класс
Организационный момент.
-Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Мы спокойны, здоровы, добры и приветливы.Я желаю вам хорошего настроения. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, и чтобы их приятно удивить, нам нужно будет хорошо поработать, приложить усилия, справится с некоторыми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением,
с хорошими мыслями. Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас. У вас на партах лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение.
Выберите её и покажите. Всё ваше хорошее настроение я отмечу вот таким одним солнышком. А у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
(Тучу уберём, а солнышко оставим).
Актуализация знаний
-Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится?
-Что такое глагол?
А как изменяютя глаголы (по числам)
Распределите глаголы в 2 столбика
Ед. ч. | Мн. Ч. |
Разбудил | побежали |
светит | посмотрели |
ловит | распевают |
идет | пишем |
сверкает | идут |
ходишь | наблюдают |
Чистописание. Словарная работа.
-С какой буквы начинается слово глагол?
-Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Характеристика звуков.
-Сегодня мы повторим написание буквы «г».
(г)-согл., тв., звонк., парн.
(г)- согл., мягк., звонк., парн.
Словарь: (найти в слова в орфографическом словаре, подчеркнуть орфограммы, составить предложение) квартира, герой
Физминутка.
Я буду называть действие ,а вы его выполнять.
– Стою, прыгаю, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь, стою, сижу.
Постановка проблемы(создание проблемной ситуации) (2 варианта)
(1 вариант) Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Почему вам было смешно?
Что же мы будем изучать?
Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена года, сутки).
-Послушайте, что я нашла в словаре Даля про время:
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.» Сегодня мы будем говорить о другом времени. О каком? (Времени глагола.)
(2 вариант )
Я хочу вам прочитать необычный рассказ глагола о себе. Этот рассказ напечатан на карточке (у каждого ученика), поэтому во время моего чтения, вы сможете его видеть. Это нам пригодиться для дальнейшей работы.
«Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?». Вот что ответил Глагол:
- Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя.»
- Какие вопросы вы увидели в тексте?
Что делал?
Что делаю? (карточки на доске)
Что буду делать?
- Ответьте на вопрос, называя глаголы (разговариваю, …, рубил, …, буду расспрашивать). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли?
- Когда эти действия происходят, в какое время? Значит действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.
- В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени?
Работа в группах.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) ярко сияет.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ……. момент речи.(Слайд)проверка
Рабочий лист (группа №2)
(Солнце (что … ?)ярко сияло.
(Что … ?) зацвели кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …… момента речи.(слайд)
Рабочий лист (группа №3)
Солнце (что … ?) будет ярко сиять.
Скоро (что … ?) зацветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …… момента речи.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие. (Слайд)
Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
Почувствовали разницу? В чем она?
Сможете назвать тему?
Прошедшее время | вчера | Что делал? Что сделал? |
Настоящее время | сегодня | Что делает? Что делают? |
Будущее время | завтра | Что будет делать? Что сделает? |
Физкультминутка
– Я назову вам глаголы, если это:
– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).
– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.
Итог урока.
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
Рефлексия
Что вам особенно запомнилось?
На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным?
Хлопните в ладоши кому было трудно ?
Хлопните в ладоши кому было легко ?
Хлопните в ладоши кому было интересно ?
Карточка-самооценка