СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 4 классе "Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Личные местоимения", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Личные местоимения"»

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица

единственного и множественного числа.

I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок

Начинать пора урок.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Записали в тетрадях 1 марта, классная работа.



У. Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты,

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты-

Если мы сорвём цветы!

О какой важной проблеме идёт речь?

Заметили ли вы , ребята, какие слова я выделила голосом?

К какой части речи относятся эти слова?

Местоимения, которые вы знаете, спрятались в словах. Найдите их.

пластырь, семья,  телефон,  агроном, ворона слайд 1

(ты, я, он, оно, она )

Каких личных местоимений нет?

С одной трудностью вы справились, попробуйте справиться с другой.


На доске текст: слайд 2

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он рос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

( На заводе специалисты дали своё заключение: «Лён высокого качества!»)

У. Ребята, вы догадались, о чём или о ком идёт речь?

Почему такие разные ответы?

(Вместо существительного используются местоимения, а они лишь указывают на предмет, не называют его)

-Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет? - Назовите основные грамматические признаки имен существительных. А есть ли они у местоимений?


- Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке?

( как определить грамматические признаки местоимений)


Это и будет темой нашего урока.


- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.


- Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать.


На экране слова-подсказки. Слайд 3.

Исследовать…. основные грамм. признаки местоимений

Научиться:

-узнавать… местоимения в предложении, тексте

-определять…

Потренироваться в ….

4. Изучение нового материала.

Так какую часть речи мы сегодня будем исследовать? (личные местоимения)

 

Как вы понимаете значение слова « личное»?

.Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

(Работа детей со словарями)

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

·  1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т. е. человеком). Личный пример.

·  2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Вывод: если местоимения употребляются вместо существительного, на кого или что указывают личные местоимения?

  Исследование на доске ещё раз два ряда местоимений

-Какой грамматический признак объединяет местоимения 1 строчки?

(Все они единственного числа)

Начинается заполнение таблицы слайд

-Какой грамматический признак объединяет местоимения 2 строчки?

(Они множественного числа)

 - На какие две группы можно разделить личные местоимения на предмет обозначения количества?

Вывод: - Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа.

На слайде запись

Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.

Мн. ч.: Мы, вы, они.


У. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО ГРАММАТИЧЕСКОГО ПРИЗНАКА ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ.

- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).

- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).

Местоимения : Я, мы - 1-го лица.

- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).

- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).

Местоимения: Ты, вы - 2-го лица.

Какие местоимения остались? Как вы думаете, на кого они указывают?

- (он, она, оно - ед. ч.), они – мн. ч.)

Вывод:

На слайде и ЛИСТАХ запись: 

  Ед ч.  Мн. ч.

!-е лицо  я   мы

2-е лицо  ты  вы

3-е лицо  он, оно, она  они


Моё стихотворение про местоимения.

Утром так заведено-

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей…

А стемнеет - он придёт:

Тоненький, смущённый

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл - плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

У. О чём говорится в этом стихотворении-загадке? По какому основному признаку отличаются имена существительные солнце, месяц, луна?

 Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода).

А МОЖНО ЛИ ПОНЯТИЕ РОДА ПРИМЕНИТЬ КО ВСЕМ МЕСТОИМЕНИЯМ? (Нет). Докажите. ТАБЛИЦА

Вывод:

Итог : Итак, назовите местоимения ед. ч. –

Назовите местоимения мн. ч.-

Какие местоимения относятся к 1 лицу -…, ко 2 лицу -…, к 3 лицу -….

цели

Физкультминутка.


Проверка составленных таблиц по учебнику стр. 54.



Первичное закрепление изученного.

Теория всегда подтверждается практикой.

Игра "Четвёртое - лишнее".

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, он, на, ты (предлог) что общего? определите лицо

Но, оно, она, он (союз) ) что общего? определите род

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)



Упр. 114 стр.54 (вписывают местоимения) цели





Редактирование текста.



Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами.

У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

(Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле редко ей это удается. Чаще всего она охотится за мышами.

У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут).



Дополнительно. У дороги росли липы. Какие были липы? Кто свил гнёзда на ветвях лип? Чем занимались птицы целый день?

У. Что нового вы можете сказать о грамматических признаках личных местоимений? Всегда ли они употребляются в той форме, которую мы наблюдали сегодня?

Контроль полученных знаний.

Учитель: Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. На ваших столах лежат листочки. Подпишите их. 

Тест

1. Найди лишнее: 
а) я 
б) ты 
в) как 
г) она 


2. Найди признак личного местоимения: 
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 


3. Какое местоимение не 3 лица?

а) они

б) мы

в)оно

г) он


4. Какое местоимение единственного числа?

а) вы

б) они

в) ты

г) мы


5) У какого местоимения можно определить род?

а) мы

б) ты

в)они

г) она


Проверьте тест и оцените себя
1. в 
2. б 
3. б 
4. в 

5. г


5 правильных ответа – «5» 
4 правильных ответа – «4» 
3 правильных ответа – «3» 
2 правильный ответ – «2» 
Рефлексия.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

  1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею определять род местоимений


4) Мне необходимо поработать над…



Итог урока: местоимения используются вместо имён существительных, имеют одинаковые с ними основные грамматические признаки: род и число, делают нашу речь более разнообразной.






Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

КАРТОЧКА

Задание 1.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 2.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!