ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна.
Программа (УМК): «Гармония».
Класс: 4 «А»
Дата проведения урока: 24 ноября 2017 года.
Дисциплина: Русский язык.
Тема урока: Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных.
Цель урока: создать условия для применения знаний, полученных при изучении темы «Склонение имён прилагательных».
Задачи урока:
Обучающая: формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном;
Развивающая: развитие речи учащихся, активизация словесно - логического мышления, устойчивости внимания; развитие орфографической зоркости, каллиграфического навыка письма;
Воспитывающая: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявляют учебную и коммуникативную активность.
Предметные: отрабатывают способы действия для решения орфографической задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.
Метапредметные:
регулятивные: с помощью учителя ставят цель, осуществляют контроль, проводят коррекцию знаний;
познавательные: самостоятельно формулируют проблемы, моделируют ситуации;
коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и ПО: учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть (М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент, мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Ольга Павловна.
Сегодня наш урок будет необычным. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на работу. Головки положили на парты, глазки закрыли Сядьте удобно. Итак, повторяйте за мной: я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе.
Я работаю!
Дети выполняют.
Учитель: Откройте глазки, посмотрите на меня и послушайте стихотворение А. С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
Учитель: Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
Дети: Нам предстоит сделать открытия, мы узнаем что - то новое.
Учитель: Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Мы будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, значение каких слов вам непонятно.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
Дети слушают.
Учитель: Если обратиться к толковому словарю Ожегова, то можно выяснить значение трудных слов. Посмотрите на доску:
Просвещенье - распространение знаний, образования
Парадокс - мнение, которое противоречит общепринятому.
Гений - человек, обладающий талантом, высокой творческой способностью.
Итак, на уроке нам предстоит узнать много нового, сделать открытия.
Откроем тетради.
Запишем дату сегодняшнего урока.
Постановка темы и цели урока.
Учитель: Посмотрите на доску. Наш друг Антон на доске написал такое:
Плывёт лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут весёлые друзья,
И везут они с собой забавная игра.
Наш Антон отошёл, ещё раз он всё прочёл, но ошибок не нашёл. Не забыл ли он о согласовании? А что за это такая связь – согласование? Давайте напомним Антону.
Дети: Это связь между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже.
Учитель: А чего ещё не знает Антон?
Дети: Окончаний имён прилагательных.
Учитель: Так какова же тема нашего урока?
Дети: Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных.
Работа по теме урока.
Учитель: Мы уже не раз обсуждали этот вопрос. Ответьте на него.
Дети: Надо поставить вопрос.
Учитель: Совершенно верно: не хочешь остаться с носом - проверяй окончанье вопросом! Давайте, исправим ошибки Антона. Как будем действовать?
Дети: Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное. Поставить от существительного вопрос, в той форме, в которой оно требует. По ударному окончанию в вопросе узнаем букву в окончании прилагательного.
Лодка (какая?) серая, большая ( ж. р., ед. ч., И. п.)
Друзья (какие?) весёлые ( мн. ч, И.п.)
Игру ( какую?) забавную ( ж. р., ед. ч., И. п.)
Учитель: Откройте учебник на стр. 109. Обратите внимание на упражнение 241. Прочтите задание. К доске прошу выйти 2 человека. Они будут выполнять задание за доской, а вы - в тетради.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Поднимает руки класс - это раз!
Повернулась голова - это два!
Руки вниз - вперёд, смотри это три!
Руки в стороны, пошире - развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Работа по учебнику.
Учитель: Ребята, откройте стр. 110 и познакомьтесь с текстом упражнения 240. О чем идет речь?
Дети читают.
Учитель: Предлагаю вам озаглавить текст.
Дети: На утренней прогулке.
Учитель: Спишите отрывок в тетрадь и решите все орфографические задачи.
Дети выполняют.
Учитель: Теперь давайте найдем в тексте наречие и покажем его зависимость от главного слова.
Дети: Осторожно ступает (как?)
Учитель: Что ж, думаю настала пора ответить на вопрос Антона на стр. 110.
Дети: В речи имя прилагательное связано с именем существительным, т. е. согласуется с ним в роде, числе, падеже.
Учитель: Все верно!
Закрепление полученных знаний.
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданиями. Задание нужно будет выполнять группой: группа – это весь ряд. Задание найдете на листочке. На выполнение дается 3 минуты.
1 группа. Придумай словосочетания сущ.(1) + прил.(3) и укажи падеж.
Дому
Рояля
Шампунем
Фамилии
Тюль
2 группа Составь словосочетания сущ. (1) + прил.(3) и укажи падеж.
Вареньем
Зайцу
Малине
ЦвЕта
Огурцу
3 группа Придумай словосочетания сущ.(1) + прил.(3) и укажи падеж.
Деревня
Радугой
Коту
Пении
Помидора
Дети выполняют.
Учитель: Ну что ж, проверим, как вы справились с заданием!
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Антону понять это правило?
Дети: Да!
Учитель: Сейчас поднимите руки те, кто сможет ещё раз объяснить Антону тему, если потребуется.
А сейчас поднимите руку те, кто понял тему, но Антону объяснить не сможет.
А теперь поднимите руку те, кто хотел бы ещё раз изучить эту тему с Антоном.
VIII Домашнее задание.
Учитель: Дома вы выполните упражнение номер 245.
Спасибо за урок! До свидания!
Учитель:__________________
Оценка:___________________
1 группа. Придумай словосочетания сущ.(1) + прил.(3) и укажи падеж.
Дому
Рояля
Шампунем
Фамилии
Тюль
2 группа Составь словосочетания сущ. (1) + прил.(3) и укажи падеж.
Вареньем
Зайцу
Малине
ЦвЕта
Огурцу
3 группа Придумай словосочетания сущ.(1) + прил.(3) и укажи падеж.
Деревня
Радугой
Коту
Пении
Помидора