СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения" ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии с ФГОС. В уроке представлены все формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, в группах. Использованы элементы следующих пед.технологий: дифференцированное обучение, личностно-ориентированние обучение, проблемное обучение. На уроке используются разные формы контроля, самооценка, взаимооценка. Урок носит тематический характер. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе Главные и второстепенные члены предложения ФГОС»

Манакова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Ефимовская СОШ», Курманаевский район

Название предмета: Русский язык

Класс: 5

УМК: «Русский язык. 5 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - Москва: «Просвещение», 2014.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Цели: закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения и способах их выражения.

Тип урока: урок применения знаний

Планируемые результаты

Предметные: знать главные и второстепенные члены предложения, уметь находить их в предложении, графически обозначать, конструировать предложения;

Метапредметные: способность ставить перед собой учебную цель и сохранять её, умение работать в группе, создание собственного текста

Личностные: развитие эстетического вкуса.

Техническое обеспечение урока: проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация раздаточный материал, словари Ожегова.

Ход урока

  1. Организация урока

- Здравствуйте, садитесь. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем урок.

- Откройте тетради, запишите число (сегодня тридцатое октября), классная работа

  1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

  1. Чтение стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…» (слайд 1)

- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов А.С.Пушкина?

( правильно, сейчас осень)

- Что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?

Несмотря на грустную погоду, в осени есть тоже свои прелести. Наше настроение должно быть всегда веселым, тогда и день будет удачным.

- Улыбнитесь друг другу, передайте свое тепло ближнему.

- А вы любите осень?

- Какие впечатления навевает осень?

- Осень – это любимое время года А.С.Пушкина.

- Как он говорит об осенней поре? Как он называет осень?

2. Словарная работа со словарём (слайд2)

- Как вы понимаете значение слов унылая пора, очей очарованье, природы увядание, багрец?

(очи – глаза, очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию, багрянец – от слова багровый, красный)

- Какая осень ещё? Подберите определения (золотая, очаровательная, чудесная, печальная, дождливая, хмурая и т.д.).

- Выпишите СС со словом багрянец. Разберите как словосочетание (слайд 3-4)

Выпишите слово очарованье. Разберите по составу.

- Какое определение мы привыкли употреблять чаще всего? (золотая) Почему? Как называется такое определение? (постоянный эпитет)

3. Работа с картиной Левитана «Золотая осень» (слайд 5)

- Давайте убедимся в том, что осень действительно золотая.

- Рассмотрите картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

- Что на ней изображено?

- В историю русской живописи И.И.Левитан вошёл, прежде всего, как пейзажист. Художник умел очень тонко передать разнообразные состояния природы. На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью.

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», - так сказал о золотой осени А.С.Пушкин. Наверное, именно эти строки повторял про себя И.И.Левитан, работая над своим замечательным пейзажем. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе всё одинаково прекрасно, и каждое из времён года имеет свою неповторимую прелесть.

  1. Определение темы урока. Целеполагание

- Эти слова Пушкина и будут эпиграфом к нашему уроку.

Осень – любимое время года Пушкина.

- Итак. Золотая осень – это чудесная пора.

- Тема осени поможет нам сегодня повторить, обобщить знания по теме

- Сформулируйте тему урока.

Прием «Собери предложение» (слайд 6)

Предложение, и, второстепенные, члены, главные

«Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 7-8)


- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Поставьте перед собой цель.


  1. Применение умений и навыков.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

  1. - Записываем предложение для синтаксического разбора. – 1 уч-ся у доски

Золотая осень – чудесная пора. (повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

- Составьте схему (слайд8 (9)

- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2) экспресс – тест

- Закрепим наши теоретические знания. Задание выполняем по вариантам. Выполняйте аккуратно, без исправлений. Рядом с правильным ответом поставьте галочку. – 1 минута

I вариант


  1. Из чего может состоять грамматическая основа?

А) подлежащее и сказуемое;

Б) подлежащее;

В) определение;

Г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предложения:

А) дополнение;

Б) подлежащее;

В) определение;

Г) обстоятельство.

3. Какими бывают предложения по цели высказывания?

А) побудительные;

Б) повествовательные;

В) вопросительные;

Г) восклицательные.

4. Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных

падежей.

А) подлежащее;

Б) определение;

В) дополнение;

Г) обстоятельство.

5. Найдите неверное графическое обозначение:

А) подлежащее ________________

Б) сказуемое ================

В) дополнение _ . _ . _ . _ . _ . _ . _

Г) определение

Д) обстоятельство _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


II вариант


  1. Из чего может состоять грамматическая основа?

А) подлежащее и сказуемое;

Б) определение;

В) подлежащее;

Г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предложения:

А) дополнение;

Б) обстоятельство;

В) определение;

Г) подлежащее.

3. Какими бывают предложения по цели высказывания?

А) восклицательные;

Б) повествовательные;

В) вопросительные;

Г) побудительные.

4. Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных

падежей.

А) подлежащее;

Б) дополнение;

В) определение;

Г) обстоятельство.

5. Найдите неверное графическое обозначение:

А) подлежащее _______________

Б) обстоятельство _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В) дополнение _ . _ . _ . _ . _ . _ . _

Г) определение

Д) сказуемое ===============

Самопроверка (слайд 8 (10)

-Кто не сделал ни одной ошибки – поставьте себе 5

- Кто допустил одну ошибку - 4

- Две, три ошибки - 3

- Кто не справился - 2

Кто же получил пятёрку? Четвёрку?

2. Конструирование предложения по схеме (работа в парах) (слайд 8 (11)

- Используя данные слова, составьте предложение и сделайте синтаксический разбор.

Проверка – 1) несколько уч-ся зачитывают получившееся предложение. (слайд 8 (12)

2) фронтально – назовите грамматическую основу и т.д.

  1. Физ. минутка

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Раз, два, три.

Ножками подрыгаю,

Раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопаю,

Раз, два, три.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб вести себя достойно


  1. Дифференцированная работа с текстом

  1. Беседа

- Прочитайте, ответьте на вопрос: какой из данных отрывков нельзя назвать текстом?

- Почему? Докажите.

- Что такое текст? (слайд 8 (16)

- Какова тема текста? (о чём?)

- В каком предложении заключена основная мысль?

- Озаглавьте.

2. Самостоятельная дифференцированная работа с текстом.

На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью.

1) орфографическая работа

- Ребята, самостоятельно выполните задание к тексту.

Оля, Маша, Гена

Сильные – выписать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Объяснить.

Вика, Саша, Оганнес, Луся, Серёжа Б.

Слабые – вставить и объяснить пропущенные орфограммы в выделенных словах.

Остальные – вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

- Ребята, какую орфограмму мы вспомнили? Назовите правило.

Проверка – фронтально

Ребята, а кто увидел в тексте словарные слова? Назовите их.

Устно составьте с этими словами словосочетания.

Проверка – слайд (слайд 8 (13)

  1. Грамматические разборы

2 уч-ся у доски – морфологический (слайд 8 (17), фонетический (слайд 8 (18) разборы

Остальные в тетрадях самостоятельно

Проверка – фронтально у доски

  1. Выборочное списывание по рядам.

- Выпишите из текста предложения 1 ряд с определением, 2 – с дополнением, 3 – с обстоятельством. Подчеркните грамматическую основу.

Проверка – устно, по 1 уч-ся от ряда


  1. Монологический ответ (высокомотивированный уч-ся) по теме «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 8 (14)

- Давайте обобщим наши знания по теме урока

  1. Творческая работа (музыка) (слайд 15)

- Используя материал урока, знания, которые мы сегодня повторили и обобщили, ответьте на вопрос:

- За что вы любите осень?

- Напишите от 2 до 5 предложений.

Проверка – несколько уч-ся зачитывают


  1. Итог урока. Рефлексия

- Вам понравился сегодня урок?

- Вы довольны тем, как работали?

- Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной в начале урока цели?

- Что вызвало затруднения? Над чем ещё нужно работать?

- Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне понравилось________________________________ .

VIII. Выставление и комментирование отметок

  1. Д/з

Выберите в соответствии с отметкой:

Повторить материал по теме

Выучить материал по теме

Творческая работа (если не успеем)




10


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Главные и второстепенные члены предложения»