Манакова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Ефимовская СОШ», Курманаевский район
Название предмета: Русский язык
Класс: 5
УМК: «Русский язык. 5 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - Москва: «Просвещение», 2014.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.
Цели: закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения и способах их выражения.
Тип урока: урок применения знаний
Планируемые результаты
Предметные: знать главные и второстепенные члены предложения, уметь находить их в предложении, графически обозначать, конструировать предложения;
Метапредметные: способность ставить перед собой учебную цель и сохранять её, умение работать в группе, создание собственного текста
Личностные: развитие эстетического вкуса.
Техническое обеспечение урока: проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация раздаточный материал, словари Ожегова.
Ход урока
Организация урока
- Здравствуйте, садитесь. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем урок.
- Откройте тетради, запишите число (сегодня тридцатое октября), классная работа
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
Чтение стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…» (слайд 1)
- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов А.С.Пушкина?
( правильно, сейчас осень)
- Что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?
Несмотря на грустную погоду, в осени есть тоже свои прелести. Наше настроение должно быть всегда веселым, тогда и день будет удачным.
- Улыбнитесь друг другу, передайте свое тепло ближнему.
- А вы любите осень?
- Какие впечатления навевает осень?
- Осень – это любимое время года А.С.Пушкина.
- Как он говорит об осенней поре? Как он называет осень?
2. Словарная работа со словарём (слайд2)
- Как вы понимаете значение слов унылая пора, очей очарованье, природы увядание, багрец?
(очи – глаза, очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию, багрянец – от слова багровый, красный)
- Какая осень ещё? Подберите определения (золотая, очаровательная, чудесная, печальная, дождливая, хмурая и т.д.).
- Выпишите СС со словом багрянец. Разберите как словосочетание (слайд 3-4)
Выпишите слово очарованье. Разберите по составу.
- Какое определение мы привыкли употреблять чаще всего? (золотая) Почему? Как называется такое определение? (постоянный эпитет)
3. Работа с картиной Левитана «Золотая осень» (слайд 5)
- Давайте убедимся в том, что осень действительно золотая.
- Рассмотрите картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
- Что на ней изображено?
- В историю русской живописи И.И.Левитан вошёл, прежде всего, как пейзажист. Художник умел очень тонко передать разнообразные состояния природы. На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью.
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», - так сказал о золотой осени А.С.Пушкин. Наверное, именно эти строки повторял про себя И.И.Левитан, работая над своим замечательным пейзажем. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе всё одинаково прекрасно, и каждое из времён года имеет свою неповторимую прелесть.
Определение темы урока. Целеполагание
- Эти слова Пушкина и будут эпиграфом к нашему уроку.
Осень – любимое время года Пушкина.
- Итак. Золотая осень – это чудесная пора.
- Тема осени поможет нам сегодня повторить, обобщить знания по теме
- Сформулируйте тему урока.
Прием «Собери предложение» (слайд 6)
Предложение, и, второстепенные, члены, главные
«Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 7-8)
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Поставьте перед собой цель.
Применение умений и навыков.
Синтаксическая пятиминутка.
- Записываем предложение для синтаксического разбора. – 1 уч-ся у доски
Золотая осень – чудесная пора. (повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
- Составьте схему (слайд8 (9)
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2) экспресс – тест
- Закрепим наши теоретические знания. Задание выполняем по вариантам. Выполняйте аккуратно, без исправлений. Рядом с правильным ответом поставьте галочку. – 1 минута
I вариант
Из чего может состоять грамматическая основа?
А) подлежащее и сказуемое;
Б) подлежащее;
В) определение;
Г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения:
А) дополнение;
Б) подлежащее;
В) определение;
Г) обстоятельство.
3. Какими бывают предложения по цели высказывания?
А) побудительные;
Б) повествовательные;
В) вопросительные;
Г) восклицательные.
4. Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных
падежей.
А) подлежащее;
Б) определение;
В) дополнение;
Г) обстоятельство.
5. Найдите неверное графическое обозначение:
А) подлежащее ________________
Б) сказуемое ================
В) дополнение _ . _ . _ . _ . _ . _ . _
Г) определение
Д) обстоятельство _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
II вариант
Из чего может состоять грамматическая основа?
А) подлежащее и сказуемое;
Б) определение;
В) подлежащее;
Г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения:
А) дополнение;
Б) обстоятельство;
В) определение;
Г) подлежащее.
3. Какими бывают предложения по цели высказывания?
А) восклицательные;
Б) повествовательные;
В) вопросительные;
Г) побудительные.
4. Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных
падежей.
А) подлежащее;
Б) дополнение;
В) определение;
Г) обстоятельство.
5. Найдите неверное графическое обозначение:
А) подлежащее _______________
Б) обстоятельство _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В) дополнение _ . _ . _ . _ . _ . _ . _
Г) определение
Д) сказуемое ===============
Самопроверка (слайд 8 (10)
-Кто не сделал ни одной ошибки – поставьте себе 5
- Кто допустил одну ошибку - 4
- Две, три ошибки - 3
- Кто не справился - 2
Кто же получил пятёрку? Четвёрку?
2. Конструирование предложения по схеме (работа в парах) (слайд 8 (11)
- Используя данные слова, составьте предложение и сделайте синтаксический разбор.
Проверка – 1) несколько уч-ся зачитывают получившееся предложение. (слайд 8 (12)
2) фронтально – назовите грамматическую основу и т.д.
Физ. минутка
С физминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки кверху подниму,
А потом их опущу,
А потом попрыгаю,
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю,
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Раз, два, три.
Ножками потопаю,
Раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно
Дифференцированная работа с текстом
Беседа
- Прочитайте, ответьте на вопрос: какой из данных отрывков нельзя назвать текстом?
- Почему? Докажите.
- Что такое текст? (слайд 8 (16)
- Какова тема текста? (о чём?)
- В каком предложении заключена основная мысль?
- Озаглавьте.
2. Самостоятельная дифференцированная работа с текстом.
На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью.
1) орфографическая работа
- Ребята, самостоятельно выполните задание к тексту.
Оля, Маша, Гена
Сильные – выписать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Объяснить.
Вика, Саша, Оганнес, Луся, Серёжа Б.
Слабые – вставить и объяснить пропущенные орфограммы в выделенных словах.
Остальные – вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
- Ребята, какую орфограмму мы вспомнили? Назовите правило.
Проверка – фронтально
Ребята, а кто увидел в тексте словарные слова? Назовите их.
Устно составьте с этими словами словосочетания.
Проверка – слайд (слайд 8 (13)
Грамматические разборы
2 уч-ся у доски – морфологический (слайд 8 (17), фонетический (слайд 8 (18) разборы
Остальные в тетрадях самостоятельно
Проверка – фронтально у доски
Выборочное списывание по рядам.
- Выпишите из текста предложения 1 ряд с определением, 2 – с дополнением, 3 – с обстоятельством. Подчеркните грамматическую основу.
Проверка – устно, по 1 уч-ся от ряда
Монологический ответ (высокомотивированный уч-ся) по теме «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 8 (14)
- Давайте обобщим наши знания по теме урока
Творческая работа (музыка) (слайд 15)
- Используя материал урока, знания, которые мы сегодня повторили и обобщили, ответьте на вопрос:
- За что вы любите осень?
- Напишите от 2 до 5 предложений.
Проверка – несколько уч-ся зачитывают
Итог урока. Рефлексия
- Вам понравился сегодня урок?
- Вы довольны тем, как работали?
- Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной в начале урока цели?
- Что вызвало затруднения? Над чем ещё нужно работать?
- Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне понравилось________________________________ .
VIII. Выставление и комментирование отметок
Д/з
Выберите в соответствии с отметкой:
Повторить материал по теме
Выучить материал по теме
Творческая работа (если не успеем)
10