Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»
7 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала
Технология: КСО
Форма урока: групповая
Цели урока:
1. Образовательные:
обобщить и систематизировать знания о наречии как части речи;
закрепить правила правописания наречий;
совершенствовать умения находить наречия в тексте;
повторить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах
2. Развивающие:
развивать логическое мышление, речь, внимание, память;
развивать интерес к познавательной деятельности;
развивать умение работать в группе, сотрудничать и помогать друг другу
3. Воспитательные:
В роли ассистентов — диспетчеров — ученицы 9 класса
Роль ассистента — диспетчера:
распределить вопросы внутри группы,
оценить ответы,
отметить в Листе учета задания и оценки,
корректировать ответы учащихся,
регулировать работу в группе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка-настрой на работу в группах.
Цель: повторить теорию о наречии как части речи; закрепить умение распознавать наречия;
настроить на совместную деятельность.
Вопросы:
(Ответы обсуждаются в группах. От группы отвечает 1 ученик, назначенный ассистентом. Ассистенты анализируют и оценивают ответы. Ответы должны быть обязательно с примерами).
Задания:
1. Игра «Найди ошибку» (работа над ошибками, допущенными в самостоятельной работе на предыдущем уроке)
Задание: ученику нужно было выписать из предложения словосочетания, соответствующие схеме «глагол + наречие». Вот что у него получилось. Какую ошибку он допустил?
Раздавались (где?) в вышине (наречие)
раздавались (где?) вдали (наречие)
Выводы:
2. Игра «Составь слово»
- от глагола поговорить взять приставку,
- от прилагательного добрый — корень,
- от прилагательного новому окончание.
Проверка: по записи на обратной стороне доски.
Поднимите руки, кто правильно разобрал. (Ассистенты ставят в Лист учета «5»)
В каком случае по пишется раздельно?
3. Подведение итогов 1 этапа урока.
III. Самостоятельная работа в группах.
1. Словарный диктант (15 слов). Пишут на листочках.
Цель: проверить умение писать наречия, правописание которых надо запомнить (учебник, с.100-104).
Диктант проводят ассистенты, затем проверяют его. Оценки заносят в Лист учёта знаний.
Нормы оценок:
«5» - 0 ош.
«4» - 1 ош.
«3» - 2-3 ош.
«2» - более 3 ош.
2. Проверка знания правил правописания наречия.
Ассистенты выдают учащимся своей группы карточки с вопросами, на которые каждый ученик должен ответить, и ответ, если нужно, записать в тетрадь. Привести 2-3 примера. Примеры записать. (Карточки дифференцированы. Если ученик не знает ответ, ассистент разрешает воспользоваться учебником.)
Проверка: теорию отвечают по очереди в своей группе. Учащиеся слушают, дополняют, уточняют, задают вопросы, не перебивая отвечающего.
Ассистенты и группа оценивают каждый ответ, примеры (примеры можно записать). Оценки заносятся в Лист учёта знаний.
3. Работа с карточками
Цель: проверить степень усвоения правил правописания наречий, умение обозначать орфограммы, находить наречия в тексте.
Ассистенты в своей группе выдают карточки с предложениями (без пропусков букв и знаков препинания).
Задание: выписать 4-6 предложений (по выбору), найти в них наречия и графически объяснить их написание. В указанных предложениях (номера обведены) графически объяснить знаки препинания.
Карточки дифференцированы. Для слабых учащихся наречия подчеркнуты.
Для тех, кто справился с работой раньше других, дается дополнительное задание.
Проверка в группе:
Объяснительный диктант.
Каждый ученик выбирает 2-3 предложения из своей работы и проводит с группой объяснительный диктант. У всех учащихся должно быть одинаковое обозначение орфограмм и пунктограмм. Ассистент оценивает объяснение учащихся и ставит оценки в Лист учета знаний.
4. Проверка (общеклассная)
Одна из групп отвечает теорию, приводит примеры (у доски), другая выполняет практическую часть на доске. Остальные слушают, исправляют, дополняют.
5. Обсуждение оценок с ассистентами и их объявление.
IV. Диктант «Проверяю себя» (оценивает учитель)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Чему мы сегодня с вами учились?
- Понравилась ли вам своя работа на уроке?
VI. Домашнее задание
1 гр. - Составить диктант для соседа по теме «Правописание наречий».
2 гр. - Выписать из любого рассказа И.С. Тургенева 5-6 предложений, найти в них наречия и объяснить правописание.
3 гр. - Карточка № 2.
Приложение1
Словарный диктант
1 группа
Давным-давно, бок о бок, досыта, добела, неподалёку, на цыпочки, в насмешку, до смерти, вмиг, на ходу, на скаку, на дом, насилу, по двое.
2 группа
Волей-неволей, по совести, мало-помалу, досуха, смолоду, подолгу, за границей, в насмешку, с разбегу, на миг, по трое, с ходу, на глазок, на память.
3 группа
Видимо-невидимо, точь-в-точь, сослепу, за границу, на цыпочках, на лету, на совесть, под силу, на днях, вовремя, с ходу, по памяти.
Приложение 2
Вопросы:
1-ый ученик в группе
В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких — две нн? Привести 2 примера. Записать.
На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак? Привести 2 примера.
Записать.
2-ой ученик в группе
В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -о, а в каких — а? Привести 2 примера. Записать.
Как пишется не с наречиями на -о,е? Привести 2 примера. Записать.
3-ий ученик в группе
Когда наречия пишутся через дефис? Привести 2 примера. Записать.
Когда в отрицательных наречиях пишется приставка не-, а когда — ни? Привести 2 примера. Записать.
Приложение 3
Дополнительное задание:
выписать из текста рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» предложения с наречиями на изученные правила.
См. стр.108 (учебник литературы) с абзаца: «Между тем небо продолжало расчищаться...»
Приложение 4
Текст диктанта «Проверяю себя»
Утро было чудесное, именно начало зимы. Свежий пушистый снег укрыл всю землю. Лес был мохнатый, белый, а над ним неярко синело прозрачное зимнее небо. Мы шли по тропинке через мелколесье. Кое-где по сторонам возвышались старые сосны, сплошь усыпанные снегом.
Приложение 5
Карточка №1
Ветер, совершенно не ощутимый внизу, иногда плавно проносил по небу белоснежные облака.
В поле было холодно.
Она говорила певуче, и голос её ясно рисовал передо мною шум леса.
Все вокруг было необыкновенно тихо.
Направо и налево были овраги, заросшие лесом.
Я явственно различал где-то справа от себя стрекотание кузнечиков.
Солнце так сильно, не по-весеннему пригревало, что все мрачные мысли мало-помалу улетучились.
Незаметно подкрадывается зимний вечер. Откуда-то справа вместе с ветром доносится голодный вой волков.
Тихо-тихо в лесу. Вот неслышно, по-кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы.
Изредка донесется откуда-нибудь треск дерева, не выдержавшего ледяных объятий мороза.
Карточка № 2
1. Спустились сумерки. Вороны летали над островом и каркали испуганно и зловеще.
2. Мы идем на север. Справа все время виден берег, сплошь заросший лесом.
3. Кое-где сохранились палисадники, метелки рябин, стоявших когда-то у окошек.
4. Направо желтая, немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами.
5. Умное слово не тяжело, а легко.
6. Старик уверенно, легко, по-молодому работал веслами.
7. Пробитые пулями в битвах знамена нигде, никогда не склонял Ленинград.
8. Летела пташка высоко, села недалеко.
Карточка № 3
С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть.
Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела.
Свежо.
Лужи сплошь засыпаны листьями.
По-осеннему мелкие дожди сосем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля не просыхает скоро.
Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев.
Листья на деревьях начинают кое-где желтеть.
Поля мало-помалу желтеют, лишь по-прежнему зеленеет озимь.