Неопределённо-личные предложения
Класс: 8
Цель урока: сформировать понятие о неопределенно-личных предложениях и умение находить их по значению и структурным особенностям.
Задачи:
Обучающая
Познакомить учащихся с неопределенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым.
Развивающая
Развивать умение находить неопределенно- личные предложения в тексте, сопоставлять с синонимичными двусоставными и определять их различия.
Воспитывающая
Формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
ХОД УРОКА.
I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний,
1.Фронтальная беседа:
– Какие предложения называются односоставными?
- Как их отличить от двусоставных?
– Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?
(Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола)
2. Синтаксическая разминка «Найди ошибки»
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу - задача первостепенной важности.
А) повествовательное Г) двусоставное
Б) восклицательное Д) нераспространенное
В) простое
- Выделите грамматическую основу предложения
- Какой частью речи выражены главные члены предложения?
III. Мотивация учебной деятельности
1. Работа с текстом.
Схоронили его за Москвой-рекой.
И бугор земли сырой тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.
- Из какого произведения эти строки? («Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов)
- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.
(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)
* Формирование понятия о неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
- Совпадают ли наши цели? Обсуждение.
IV. Усвоение новых знаний
1 Наблюдение:
1. Детей учили рисованию.
- Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.).
- Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
(В этом предложении главное – действие0
2. В дверь несмело постучали.
- Прочтём предложение и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)
- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
- Действующее лицо здесь неопределённо, нечётко, неконкретно.- Как можно назвать такое предложение? (неопределённо – личное предложение )
- Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения».
3. В деревнях и сёлах готовятся к зиме.
- Определяем устно форму глагола – сказ. – 3 л., мн. ч., наст. вр.).
- Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет)
- Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
4. Скоро откроют новый спортзал.
- Определяем форму сказуемого – 3 л, мн. ч, буд. вр).
2. Вывод: Какое предложение называются неопределенно - личным?
Неопределённо- личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения
3.Знакомство с теоретическим материалом учебника.
– Ребята, прочтите теоретический материал § 33.
– Какая информация о неопределенно-личных предложениях нам неизвестна?
– Подготовьте устное сообщение о неопределенно-личных предложениях.
вид односоставного предложения. | Форма выражения главного члена. | Что выражают. | Примеры. |
Определённо-личные предложения. | … | … | … |
Неопределённо-личные предложения. | Глагол-скаазуемое в форме 3 л., мн.ч., настоящего или прошедшего времени или множ.числа будущего времени. | Действие неопределённого лица. | Весной пашут землю, удобряют поля. |
V. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Работа в парах
1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л)
2) Люблю грозу в начале мая! (о-л)
3)Что наряжают зимой? (н-л)
4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л)
5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л)
6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л)
2. Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?. (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение.
Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)
Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л)
Цыплят по осени считают. (н-л)
В доме шумят. (н-л)
Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)
Травы скашивают рано утром. (н-л)
3. Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)
1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.
VI. Информация о домашнем задании.
§ 33, упр. 191. Словарное слово: перрон, эксплуатация.
Индивидуальное задание: выписать неопределенно-личные предложения из художественных произведений
VII. Рефлексия.
Интерактивный прием «Микрофон»
Продолжите фразу:
«На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для данной темы я считаю…».
3