СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе " Репортаж"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа; Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества; Метапредметные: Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. Коммуникативные: умеют работать в паре, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе " Репортаж"»

Р. Сочинение -репортаж


Класс: 8


Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.

Задачи:

Обучающие: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа; создание собственного текста с учетом требований к данному жанру.


Развивающие: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения  наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;

Воспитательные: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.


Планируемые результаты:

Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества;

Метапредметные:

Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют работать в паре, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.

Ход урока:


I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности:


Внимание! Очередное включение! Наш телеобъектив «Зоркий глаз» установлен при входе в здание школы. Сегодня, … ноября, здесь, в кабинете литературы, пройдёт презентация новой книги о войне. Мы видим, как идут последние приготовления к встрече гостей.


Еще стоит шум в коридорах, в классе идут последние приготовления к урокам, приходят гости- жители нашего села. Раз, два, три, четыре! Вот он, долгожданный звонок. Прозвенел опять звонок и позвал всех на урок в мир открытий, знаний, света. Давайте вместе со всеми зайдем в кабинет, где будет проходить мероприятие.

III. Актуализация знаний:


- Ребята, скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали? (репортаж)

- К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Как мы определим задачи урока?

- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи.

-В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж)

- Поскольку наша с вами задача на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Г.Я.Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя». Исходя из данного высказывания, а также особенностей публицистического стиля, попробуйте сформулировать  определение репортажа.


Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич 

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

Словарь иностранных слов

Если  мы  обратимся  к  этимологии,  т.е.  к  происхождению  слова,  то  узнаем,  что  слово  «репортаж» - это  русское  написание  французского  слова  reportage,  которое  в  свою  очередь  произошло  от  английского  report – сообщать,  докладывать.

                       1) работа репортёра;

                      2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.

- А кто такой репортер?

Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.

Подберите синонимы  к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.


IV. Усвоение новых знаний:


1. Толковый словарь

Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;

2) репортёрская работа.


Словарь иностранных слов

Если  мы  обратимся  к  этимологии,  т.е.  к  происхождению  слова,  то  узнаем,  что  слово  «репортаж» - это  русское  написание  французского  слова  reportage,  которое  в  свою  очередь  произошло  от  английского  report – сообщать,  докладывать.

                       1) работа репортёра;

                      2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.


Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих

событиях местной жизни.

Подберите синонимы  к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.



Советский энциклопедический словарь

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участник


2. Фронтальная беседа с классом:

-Итак, тема нашего урока - репортаж

- Еще раз о нем, как о жанре публицистического стиля

(Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

«Репортаж- глаза и уши читателя»-так сказал об этом жанре известный лингвист Г.Я. Солганик.

-Репортаж изображает событие как процесс

-В репортаже личность автора всегда присутствует,

его отношение к событию всегда проявляется

- Есть ли единые требования к репортажу?

(- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.)

-Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.

-Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.

-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.

-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.

- А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего

_ А что же еще используется?

(Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени).

-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.

- В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость ,гордость, сочувствие..)

- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения ,обращения, вводные слова и предложения.

В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.


Таким образом, каковы же приметы жанра?

1. Изложение ведется от 1-го лица

2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

-А что еще нужно?

  1. Полная и достаточно достоверная информация.

  2. Репортаж ведет репортер

  3. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события


V. Контроль

1.Составить репортаж на тему « Книги- наши верные друзья»



VI. Рефлексия.

1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.

В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.



2. Напутственное слово молодым репортерам:

Человек рождается на свет, 
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? Ищите свой ответ.

Наш репортаж с урока русского языка в 8 классе подошел к концу. С вами была я, ……, учитель русского языка 8 класса МБОУ « СОШ. …. » 


VII. Информация о домашнем задании:

Написать сочинение- репортаж на одну из тем: « Книги- наши верные друзья»;» « Чтение- вот лучшее учение»; « В школьной библиотеке»










1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.

В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.




1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.

В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.






1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.

В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.




1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.

В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.


4