Р. Сочинение -репортаж
Класс: 8
Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.
Задачи:
Обучающие: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа; создание собственного текста с учетом требований к данному жанру.
Развивающие: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;
Воспитательные: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества;
Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: умеют работать в паре, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Мотивация учебной деятельности:
Внимание! Очередное включение! Наш телеобъектив «Зоркий глаз» установлен при входе в здание школы. Сегодня, … ноября, здесь, в кабинете литературы, пройдёт презентация новой книги о войне. Мы видим, как идут последние приготовления к встрече гостей.
Еще стоит шум в коридорах, в классе идут последние приготовления к урокам, приходят гости- жители нашего села. Раз, два, три, четыре! Вот он, долгожданный звонок. Прозвенел опять звонок и позвал всех на урок в мир открытий, знаний, света. Давайте вместе со всеми зайдем в кабинет, где будет проходить мероприятие.
III. Актуализация знаний:
- Ребята, скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали? (репортаж)
- К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
- Как мы определим задачи урока?
- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи.
-В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж)
- Поскольку наша с вами задача на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Г.Я.Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя». Исходя из данного высказывания, а также особенностей публицистического стиля, попробуйте сформулировать определение репортажа.
Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
- Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» - это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
- А кто такой репортер?
Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
IV. Усвоение новых знаний:
1. Толковый словарь
Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;
2) репортёрская работа.
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» - это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих
событиях местной жизни.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
Советский энциклопедический словарь
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участник
2. Фронтальная беседа с классом:
-Итак, тема нашего урока - репортаж
- Еще раз о нем, как о жанре публицистического стиля
(Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.
«Репортаж- глаза и уши читателя»-так сказал об этом жанре известный лингвист Г.Я. Солганик.
-Репортаж изображает событие как процесс
-В репортаже личность автора всегда присутствует,
его отношение к событию всегда проявляется
- Есть ли единые требования к репортажу?
(- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.)
-Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.
-Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.
-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.
-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.
- А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего
_ А что же еще используется?
(Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени).
-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.
- В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость ,гордость, сочувствие..)
- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения ,обращения, вводные слова и предложения.
В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.
Таким образом, каковы же приметы жанра?
1. Изложение ведется от 1-го лица
2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .
3. Документализм, объективная точность.
4. Эскизность речи.
5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.
-А что еще нужно?
Полная и достаточно достоверная информация.
Репортаж ведет репортер
В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события
V. Контроль
1.Составить репортаж на тему « Книги- наши верные друзья»
VI. Рефлексия.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
2. Напутственное слово молодым репортерам:
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? Ищите свой ответ.
Наш репортаж с урока русского языка в 8 классе подошел к концу. С вами была я, ……, учитель русского языка 8 класса МБОУ « СОШ. …. »
VII. Информация о домашнем задании:
Написать сочинение- репортаж на одну из тем: « Книги- наши верные друзья»;» « Чтение- вот лучшее учение»; « В школьной библиотеке»
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
4