СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов...

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе БСП со значением причины, пояснения, дополнения.»












Конспект

урока русского языка

в 9 классе


БСП

со значением причины,

пояснения, дополнения.
















Учитель русского языка и литературы

Мадаева А.Ш.


Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения.

Цели: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Лингвистическая разминка:

- Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

Ответы: Б, В, Г – предложения простые.

  1. Беседа по вопросам:

- Какое предложение называют сложным?

- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?

- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.

- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

III. Работа над темой урока.

  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока, составление опорной схемы.


1) : причина .




2) : пояснение .


3) : дополнение .



  1. Анализ предложений.

- Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с опорной схемой:

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)

2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)

5) Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Причина.)

6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Пояснение.)

3. Чтение теоретического материала на стр. 183 учебника.

2) Выполнение тренировочных упражнений: упр. 279

3) Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

Задание: Прочитайте предложения. Произведите синонимическую замену бессоюзных сложных предложений сложноподчинёнными предложениями.

Карточка 1. Осенью журавли улетают на юг: у нас им холодно. Герой никогда не умрёт: он вечно в народе живёт. Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду… Должен я признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам.

Карточка 2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. А новые друзья? Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать.

IV. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

1. Слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым: начало премудрости есть молчание. (Пифагор).

-Перед вами БСП, в нем выделяются две части. Какой союз мы можем поставить вместо двоеточия? Какое предложение получилось? (СПП с придаточным причины).

(потому что) [ ] : [ причина ].

- Когда же ставится двоеточие? (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении).

2. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

(а именно)

[ ] : [ ], [ ]. пояснение

- В этом предложении объясните, почему поставили двоеточие. (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части).

3. Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант.

(что)

[ ] : [ ]. дополнение

- При каком условии поставлено двоеточие? (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов- сказуемое).

Творческая работа: составьте и запишите бессоюзные сложные предложения, употребляя в первой части в роли сказуемого следующие глаголы. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях, определив значение знаков.

  1. Чувствовать, понимать, думать, говорить.

  2. Посмотреть, увидеть, выглянуть, оглянуться.

V. Рефлексия.

- Чему научились сегодня на уроке?

--Допишите предложение-рефлексию:

Ухожу с урока в хорошем настроении:(причина).

Я понял(а):(дополнение).

Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)


VI. Домашнее задание: п.32,упр 272













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс