СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе «Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: ОНЗ.

Цели деятельности учителя:

1)показать, что непроизносимый согласный звук – нулевой звук;

2)учить проверять слова с непроизносимыми согласными;

3)формировать умение подбирать родственные слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе «Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы



















Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Самое загадочное чередование согласных

в корнях слов: чередование настоящего звука

с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»











Подготовила:

учитель начальных классов

Медведева С. М.









Пенза, 2017


Русский язык 2 класс УМК ПНШ учебник Чураковой Н.А.

Тема: Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

Тип урока: ОНЗ.

Цели деятельности учителя:

1)показать, что непроизносимый согласный звук – нулевой звук;

2)учить проверять слова с непроизносимыми согласными;

3)формировать умение подбирать родственные слова.

Планируемые результаты: научиться соотносить понятие «нулевой звук» с непроизносимым согласным; применять в письменной речи правила чередования согласных в корне слов.

Критерии сформированности компонентов УУД: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора ,обработки и анализа информации; коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; личностные – осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Оборудование: 1) учебник «Русский язык »2 класс автор Н.А. Чуракова 2) тетрадь 3)проектор, компьютер.

Демонстрационный материал: 1)презентация; 2) карточки с заданиями для самостоятельной работы; 3) картинки для рефлексии.




















Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка.

Сегодня на уроке у нас находятся гости.

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? (Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.)

Пятиминутка чтения.

- Сегодня на урок к нам пришёл герой сказок С. Козлова Ёжик. Слайд 2

-Ёжик и Медвежонок очень любят учиться. А вы любите?

- Сегодня они помогут нам разгадать самый большой секрет согласных звуков.

(Карточка для зрительной гимнастики)


2. Актуализация знаний.

- Рано утром Ёжик отправился в гости к Медвежонку и понёс ему в подарок МЁД в горшочке и ЛОЖКУ.

- Назови орфограмму в этих словах. (Чередование согласных звуков в корнях слов.)

Слайд 3

-Запишите слова на маркерную доску и проверь их написание.

(Максим и Вика работают у доски)

- Какое правило применили? (Правописание парных согласных звуков в корнях слова.)

Ёжик шел и смотрел на небо. На небе сияли звёзды. «Какое звездное небо» - думал Ёжик

- Какие родственные слова услышали? Слайд 4.

-Произнеси их. Найди различие в произношении. ( Согласный звук [Д] то появляется, то исчезает)

Давайте запишем слова в тетрадь. Нужно ли писать букву Д в словах? ( Да. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

-Сегодня мы постараемся разгадать секрет таких исчезающих звуков.

(Карточка для зрительной гимнастики)

3 Выявление места и причины затруднений.

- В чём возникло затруднение при написании слова ЗВЁЗДНОЕ? (Звук [Д] то появлялся, то исчезал)

- Как вы вышли из затруднения? (Подобрали однокоренное слово, где звук появлялся)

4 Построение проекта затруднения.

– Какую цель мы поставим себе на уроке? (Узнать, в каких словах происходит чередование согласного звука и как проверять такие слова.)

- Звук, который то появляется в словах , то исчезает, называется НУЛЕВЫМ ЗВУКОМ и обозначается так [-].

5.Реализация построенного проекта.

- А Ёжик шёл дальше . На поле был туман. Вдруг из тумана появился Филин и проухал «Худо лето, когда солнца нету».

- Найти в пословице слово с непроизносимым– нулевым звуком . (Солнце) Слайд 5.

-Как догадались? (Подобрали к слово однокоренное и услышали , что появился звук [Л])

Запиши слово вместе с однокоренным словом на маркерную доску.

-Ёжик пошёл дальше и встретил грустную лошадь. Слайд 6

- Выполните проверку слова ГРУСТНАЯ на маркерной доске. Какие звуки в нем чередуются? ( Нулевой звук чередуется со звуком [Т])

-Вдруг из тумана показалась собака, она понюхала Ёжика, подумав, что вот идёт вкусный обед. Но не тронула и побежала своей дорогой. Слайд7

Объясни написание слова ВКУСНЫЙ. (В этом слове нет чередования звуков).

Запиши слово вместе с однокоренным словом в тетрадь.

Наконец, ёжик пришёл к Медвежонку.

Здравствуй , Медвежонок!

Здравствуй, Ёжик!- воскликнули друзья . Слайд 8

- Объясните написание слова ЗДРАВСТВУЙ. Запиши , проверь.

(Карточка для зрительной гимнастики)

- Итак, что мы узнали о нулевом звуке?

- Как узнать, нужно ли обозначать буквой звук в слове , если он не произносится. По какому плану нужно проверять такие слова? Давайте составим алгоритм проверки слов. Поработайте в группе.

РГ Слайд 9 (Помогалки)

- Пришло время представить результаты вашей работы.

- Послушаем … группу.

- Кто пришёл к таким же выводам?

- У кого есть дополнения?

- Давайте проверим, как думают учёные.

- Как мы это сможем сделать?

- Поработаем с учебником с 130-131. Найдите вывод.

- Обратимся к слайду.

Слайд 10

1.Прочитай слово.


2. Подбери к нему однокоренное слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.


3. Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове, если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.


4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.


Слайд 11 Физминутка.

Слайд 12 - стихотворение

- Назовите согласные буквы, которые могут обозначать нулевой непроизносимый звук? (Т, Л,В,Д)


[ - ]



[T] [Л] [В] [Д]

Эти звуки называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ согласными звуками.

-Как нужно проверить написание непроизносимого согласного звука? (Нужно подобрать проверочное слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий звук.) Слайд 9

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упражнение 147 стр. 140 - выполняют 1 часть устно фронтально, а затем со 2 частью поработайте вместе.

Работа в парах взаимопроверка. Слайд 13

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком? ( Нужно знать правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком)

Вот какое письмо написали вам Ёжик и Медвежонок. Помогите им вставить в слова непроизносимые согласные звуки и обозначить их буквами.

Слайд 14

У нас красивая мес?ность. Здесь чудес?ные озера . Берег зарос трос?ником. Весь день мы купаемся, а поз?ним вечером радос?ные идем домой.

Задание: Спиши текст, вставь, где нужно непроизносимую согласную.

- Запиши. Дай проверить соседу. Работа в парах. Слайд 15

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания непроизносимого звука)

-Удалось ли достичь цели?

- Кто смог сам открыть секрет чередования согласного и нулевого звука? Кто встретил трудности?

-Вернемся к пословице. Какое слово в нем на новое правило. Почему в нём нужно писать букву Л?

- Оцените свою работу на уроке по оценочной линейке.

9. Домашнее задание .

- Чтобы закрепить полученные знания, что будем делать дома? ( Выучим правило написания непроизносимого согласного звука, поупражняемся в его применении)


1.Выучить правило с.131.

2. Стр.135 упражнение 140.

3. По желанию: подобрать и записать на листк 10 слов на изученное правило.

Слайд 16

Ёжик и Медвежонок прощаются с вами и желают успехов в учёбе.