Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Самое загадочное чередование согласных
в корнях слов: чередование настоящего звука
с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»
Подготовила:
учитель начальных классов
Медведева С. М.
Пенза, 2017
Русский язык 2 класс УМК ПНШ учебник Чураковой Н.А.
Тема: Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
Тип урока: ОНЗ.
Цели деятельности учителя:
1)показать, что непроизносимый согласный звук – нулевой звук;
2)учить проверять слова с непроизносимыми согласными;
3)формировать умение подбирать родственные слова.
Планируемые результаты: научиться соотносить понятие «нулевой звук» с непроизносимым согласным; применять в письменной речи правила чередования согласных в корне слов.
Критерии сформированности компонентов УУД: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора ,обработки и анализа информации; коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; личностные – осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Оборудование: 1) учебник «Русский язык »2 класс автор Н.А. Чуракова 2) тетрадь 3)проектор, компьютер.
Демонстрационный материал: 1)презентация; 2) карточки с заданиями для самостоятельной работы; 3) картинки для рефлексии.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка.
Сегодня на уроке у нас находятся гости.
- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.
- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? (Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.)
Пятиминутка чтения.
- Сегодня на урок к нам пришёл герой сказок С. Козлова Ёжик. Слайд 2
-Ёжик и Медвежонок очень любят учиться. А вы любите?
- Сегодня они помогут нам разгадать самый большой секрет согласных звуков.
(Карточка для зрительной гимнастики)
2. Актуализация знаний.
- Рано утром Ёжик отправился в гости к Медвежонку и понёс ему в подарок МЁД в горшочке и ЛОЖКУ.
- Назови орфограмму в этих словах. (Чередование согласных звуков в корнях слов.)
Слайд 3
-Запишите слова на маркерную доску и проверь их написание.
(Максим и Вика работают у доски)
- Какое правило применили? (Правописание парных согласных звуков в корнях слова.)
Ёжик шел и смотрел на небо. На небе сияли звёзды. «Какое звездное небо» - думал Ёжик
- Какие родственные слова услышали? Слайд 4.
-Произнеси их. Найди различие в произношении. ( Согласный звук [Д] то появляется, то исчезает)
Давайте запишем слова в тетрадь. Нужно ли писать букву Д в словах? ( Да. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
-Сегодня мы постараемся разгадать секрет таких исчезающих звуков.
(Карточка для зрительной гимнастики)
3 Выявление места и причины затруднений.
- В чём возникло затруднение при написании слова ЗВЁЗДНОЕ? (Звук [Д] то появлялся, то исчезал)
- Как вы вышли из затруднения? (Подобрали однокоренное слово, где звук появлялся)
4 Построение проекта затруднения.
– Какую цель мы поставим себе на уроке? (Узнать, в каких словах происходит чередование согласного звука и как проверять такие слова.)
- Звук, который то появляется в словах , то исчезает, называется НУЛЕВЫМ ЗВУКОМ и обозначается так [-].
5.Реализация построенного проекта.
- А Ёжик шёл дальше . На поле был туман. Вдруг из тумана появился Филин и проухал «Худо лето, когда солнца нету».
- Найти в пословице слово с непроизносимым– нулевым звуком . (Солнце) Слайд 5.
-Как догадались? (Подобрали к слово однокоренное и услышали , что появился звук [Л])
Запиши слово вместе с однокоренным словом на маркерную доску.
-Ёжик пошёл дальше и встретил грустную лошадь. Слайд 6
- Выполните проверку слова ГРУСТНАЯ на маркерной доске. Какие звуки в нем чередуются? ( Нулевой звук чередуется со звуком [Т])
-Вдруг из тумана показалась собака, она понюхала Ёжика, подумав, что вот идёт вкусный обед. Но не тронула и побежала своей дорогой. Слайд7
Объясни написание слова ВКУСНЫЙ. (В этом слове нет чередования звуков).
Запиши слово вместе с однокоренным словом в тетрадь.
Наконец, ёжик пришёл к Медвежонку.
–Здравствуй , Медвежонок!
– Здравствуй, Ёжик!- воскликнули друзья . Слайд 8
- Объясните написание слова ЗДРАВСТВУЙ. Запиши , проверь.
(Карточка для зрительной гимнастики)
- Итак, что мы узнали о нулевом звуке?
- Как узнать, нужно ли обозначать буквой звук в слове , если он не произносится. По какому плану нужно проверять такие слова? Давайте составим алгоритм проверки слов. Поработайте в группе.
РГ Слайд 9 (Помогалки)
- Пришло время представить результаты вашей работы.
- Послушаем … группу.
- Кто пришёл к таким же выводам?
- У кого есть дополнения?
- Давайте проверим, как думают учёные.
- Как мы это сможем сделать?
- Поработаем с учебником с 130-131. Найдите вывод.
- Обратимся к слайду.
Слайд 10
1.Прочитай слово. 2. Подбери к нему однокоренное слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий. 3. Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове, если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем. 4.Запиши слово правильно. Подчеркни непроизносимую согласную букву. |
Слайд 11 Физминутка.
Слайд 12 - стихотворение
- Назовите согласные буквы, которые могут обозначать нулевой непроизносимый звук? (Т, Л,В,Д)
[ - ]



[T] [Л] [В] [Д]
Эти звуки называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ согласными звуками.
-Как нужно проверить написание непроизносимого согласного звука? (Нужно подобрать проверочное слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий звук.) Слайд 9
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Упражнение 147 стр. 140 - выполняют 1 часть устно фронтально, а затем со 2 частью поработайте вместе.
Работа в парах взаимопроверка. Слайд 13
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком? ( Нужно знать правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком)
Вот какое письмо написали вам Ёжик и Медвежонок. Помогите им вставить в слова непроизносимые согласные звуки и обозначить их буквами.
Слайд 14
У нас красивая мес?ность. Здесь чудес?ные озера . Берег зарос трос?ником. Весь день мы купаемся, а поз?ним вечером радос?ные идем домой.
Задание: Спиши текст, вставь, где нужно непроизносимую согласную.
- Запиши. Дай проверить соседу. Работа в парах. Слайд 15
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания непроизносимого звука)
-Удалось ли достичь цели?
- Кто смог сам открыть секрет чередования согласного и нулевого звука? Кто встретил трудности?
-Вернемся к пословице. Какое слово в нем на новое правило. Почему в нём нужно писать букву Л?
- Оцените свою работу на уроке по оценочной линейке.
9. Домашнее задание .
- Чтобы закрепить полученные знания, что будем делать дома? ( Выучим правило написания непроизносимого согласного звука, поупражняемся в его применении)
1.Выучить правило с.131. 2. Стр.135 упражнение 140. 3. По желанию: подобрать и записать на листк 10 слов на изученное правило. |
Слайд 16
Ёжик и Медвежонок прощаются с вами и желают успехов в учёбе.