Тема урока :
Рыбы – водные позвоночные животные.
Рыбы - водные позвоночные животные.
Цель: познакомить учащихся с особенностями организации рыб как водных позвоночных животных.
Задачи: обучающие:
- расширить знания об особенностях организации рыб, как водных животных;
- дать понятие о классификации рыб;
-закреплять умения анализировать;
-формировать умения работать с натуральными объектами;
-работать с текстом, рисунками учебника, материалами диска;
Развивающие:
продолжать развивать воображение, логическую память, внимательность, научить применять полученные знания на практике; развивать навыки работы в коллективе, культуру речи.
Воспитательные:
прививать старательность, аккуратность, бережное отношение к дарам природы, соблюдать осторожность при употреблении рыбы.
Оборудование урока: живые объекты - рыбы, стеклянные палочки, лоточки, микроскопы, предметные стекла, удочка с магнитом, карточки с вопросами, компьютер, медиапроектор, мультимедийный диск 7 класса, набор карточек по систематике.
Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок. Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы». Индивидуальная и групповая работа.
Методы обучения: Проблемный. Почему рыбы могут жить в водной среде? Частично поисковый.
Требования к результатам обучения.
Личностные результаты:
Оценивать единство целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объясняемости на основе достижений науки;
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы
Метапредметные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, анализировать, оценивать их достоверность;
Организовывать взаимодействие с другими учащимися;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Предметные:
Знать особенности строения и жизнедеятельности рыб;
Объяснять роль рыб в природном сообществе;
Приводить примеры приспособленности рыб к окружающей среде;
Находить черты усложнения рыб;
Объяснять значение рыб в природе и для человека;
Проводить лабораторные и практические работы;
Соблюдать правила поведения в природных условиях;
Соблюдать правила гигиены и осторожность при обращении с рыбами
План урока.
Вступительное слово учителя «В гостях у сказки…».
Игра «Поймай рыбку».(Работа с текстом и рисунками учебника)
Ответы на вопросы.
Разминка «Систематика».
Беседа. Чем же полезна рыба для людей?
Каковы взаимоотношения человека и рыб? (Отрицательные и положительные.)
Какие правила необходимо соблюдать человеку при употреблении рыбы?
Решение проблемы урока: почему рыбы могут обитать в водной среде?
Домашнее задание.
В гостях у сказки.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростой рыбкой,- золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Чего тебе надобно , старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей от тебя очень многое».
Отвечает ему рыбка: «Не печалься,
Ступай себе с богом. Я подумаю…
Но сначала пусть твоя старуха с внуками
Ответит на мои вопросы,
которые нужно выловить на дне морском».
Определение темы урока: Какова тема сегодняшнего урока? О чем сегодня будем мы говорить на уроке?
(На столе появляется аквариум с рыбкой.)
Игра «Поймай рыбку». Каждый ученик должен выйти к доске и удочкой поймать рыбку с вопросами.
С помощью текстов учебника и рисунков учащиеся готовят ответы на вопросы.
Вопросы:
Посмотрите на меня, как же я живу в воде? Какая на мне одежда? И почему не имея ног, я не падаю набок? (покровы тела, плавники)
Лабораторная работа « Внешнее строение рыбы».
Инструкция. Изучить покровы тела рыбы. Расположение чешуи. Определить вид чешуи, используя дополнительную информацию.
Рассмотреть чешую под микроскопом.
Найти боковую линию, определить её функции .
Правда ли, что я легкомысленно плыву на звуки красивой музыки? И у людей бывают «Рыбьи глаза»? (органы чувств)
Разминка. Работа у доски: составить систематику рыб по карточкам с магнитами - работают 2 группы.
1 группа – таксономические категории
2 группа – карточки по систематике рыб
Под водой не найдешь супермаркета, чем же я питаюсь? А от ненужных веществ как избавляюсь? (питание, выделение)
Объясните мне, почему я хладнокровная, ведь у меня же кровь тоже красная как у зверей? Как мне дышится под водой? (кровеносная, дыхательная системы)
Говорят, что у нас скелеты разные? А в какой части тела мы больше накачиваем мышцы? Зачем нам это нужно? (скелет, мускулатура)
Нас вылавливают огромными массами: жарят, варят, травят. Как же мы выживаем? (размножение). Просмотр видеоролика на диске «Лабораторный практикум».
Отработка изученного материала.
Выполнить тест. Работа в группах.
Вариант 1.
Практически у всех рыб__________ форма тела.
Тело рыб покрыто____________ .
Кожные железы вырабатывают ____________ , которая уменьшает трение тела рыб при движение в воде.
Окраска рыб_______ и определяется_____________ окружающей среды.
Органы дыхания рыб__________ .
Дышат рыбы с помощью__________ , _______ , который растворен в воде.
Органы передвижения рыб-___________ .
Среди органов чувств рыб можно выделить_______ , _______, ______________, ______________.
Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью ________ .
Рыбы являются __________ животными, т.к. температура их тела нестабильна и определяется температурой окружающей среды.
Вариант 2.
У рыб, которые являются __________ животными, есть__________ половые железы.
У самцов их называют ___________ , а у самок ____________ .
В яичниках зреют ___________, в семенниках ____________ .
Время, когда рыбы размножаются, называется ____________ .
Оплодотворение у многих рыб _________ , хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение _________ , например акулы.
В результате оплодотворения в _________ развивается _______ .
Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и её называют ____ .
У ряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как _________ о ______________ .
Самка трехиглой колюшки мечет икру в ________ , а самец _________ икру и родившихся личинок.
Эвристическая беседа. Чем же полезна рыба для людей? (витамины А, Д, Са, Р, костная мука, легкоусваиваемый продукт)
Каковы взаимоотношения человека и рыбы?
Положительное Отрицательное
(Осетровые на Каспийском море).
Какие правила необходимо соблюдать человеку при употреблении рыбы?
Блиц - турнир «Рыбные вопросы»
Сколько отделов включает в себя тело рыбы (3)
Из чего состоит цедильный аппарат жабр? (ж. тычинки)
Сосуд, который приносит кровь к сердцу рыбы? (вена ).
Сколько кругов кровообращения у рыб? -1
Ответная реакция организма на раздражение – рефлекс.
С помощью какого органа огромное число рыб способно менять глубину погружения? (плавательный пузырь).
Все ли рыбы способны откладывать икру? – нет
Какая самая крупная рыба на земле? – китовая акула.
Рыба , которая по форме напоминает шахматную фигуру? –морской конек.
Почему тяжело держать в руках живую рыбу? – слизь.
Чем прикрываются жабры рыб снаружи? – крышками.
Как принято называть кровь, насыщенную кислородом? – артериальная.
Какие отделы включает сердце рыбы? -2
Что образует мышцы рыб? – мускулатуру
Какая рыба развивает самую большую скорость? – меч-рыба -70
Как определяется возраст рыбы? – по чешуе
Как называется одомашненная форма сазана? – карп
У какой рыбы нет чешуи? – сом.
Вывод: почему же рыбы могут обитать в водной среде?
Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: заполнить рабочую тетрадь, составить меню рыбного обеда.