СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Рыбы - водные позвоночные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Рыбы - водные животные.Форма проведения урока - комбинированная.Ученики ыполняютлаборотоную роаботу,а так же работают в группе и индмвидуально

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Рыбы - водные позвоночные"»





















Тема урока :

Рыбы – водные позвоночные животные.

























Рыбы - водные позвоночные животные.

Цель: познакомить учащихся с особенностями организации рыб как водных позвоночных животных.

Задачи: обучающие:

- расширить знания об особенностях организации рыб, как водных животных;

- дать понятие о классификации рыб;

-закреплять умения анализировать;

-формировать умения работать с натуральными объектами;

-работать с текстом, рисунками учебника, материалами диска;

Развивающие:

продолжать развивать воображение, логическую память, внимательность, научить применять полученные знания на практике; развивать навыки работы в коллективе, культуру речи.

Воспитательные:

прививать старательность, аккуратность, бережное отношение к дарам природы, соблюдать осторожность при употреблении рыбы.

Оборудование урока: живые объекты - рыбы, стеклянные палочки, лоточки, микроскопы, предметные стекла, удочка с магнитом, карточки с вопросами, компьютер, медиапроектор, мультимедийный диск 7 класса, набор карточек по систематике.

Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок. Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы». Индивидуальная и групповая работа.

Методы обучения: Проблемный. Почему рыбы могут жить в водной среде? Частично поисковый.

Требования к результатам обучения.

Личностные результаты:

  1. Оценивать единство целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объясняемости на основе достижений науки;

  2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;

  3. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  4. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Метапредметные:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия;

  2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, анализировать, оценивать их достоверность;

  4. Организовывать взаимодействие с другими учащимися;

  5. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Предметные:

  1. Знать особенности строения и жизнедеятельности рыб;

  2. Объяснять роль рыб в природном сообществе;

  3. Приводить примеры приспособленности рыб к окружающей среде;

  4. Находить черты усложнения рыб;

  5. Объяснять значение рыб в природе и для человека;

  6. Проводить лабораторные и практические работы;

  7. Соблюдать правила поведения в природных условиях;

  8. Соблюдать правила гигиены и осторожность при обращении с рыбами

План урока.

  1. Вступительное слово учителя «В гостях у сказки…».

  2. Игра «Поймай рыбку».(Работа с текстом и рисунками учебника)

  3. Ответы на вопросы.

  4. Разминка «Систематика».

  5. Беседа. Чем же полезна рыба для людей?

  6. Каковы взаимоотношения человека и рыб? (Отрицательные и положительные.)

  7. Какие правила необходимо соблюдать человеку при употреблении рыбы?

  8. Решение проблемы урока: почему рыбы могут обитать в водной среде?

  9. Домашнее задание.



В гостях у сказки.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно 30 лет и 3 года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,-

Пришел невод с одной тиной.

Он в другой раз закинул невод,-

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,-

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростой рыбкой,- золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Чего тебе надобно , старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей от тебя очень многое».

Отвечает ему рыбка: «Не печалься,

Ступай себе с богом. Я подумаю…

Но сначала пусть твоя старуха с внуками

Ответит на мои вопросы,

которые нужно выловить на дне морском».

Определение темы урока: Какова тема сегодняшнего урока? О чем сегодня будем мы говорить на уроке?

(На столе появляется аквариум с рыбкой.)

  1. Игра «Поймай рыбку». Каждый ученик должен выйти к доске и удочкой поймать рыбку с вопросами.

  2. С помощью текстов учебника и рисунков учащиеся готовят ответы на вопросы.

Вопросы:

  1. Посмотрите на меня, как же я живу в воде? Какая на мне одежда? И почему не имея ног, я не падаю набок? (покровы тела, плавники)

Лабораторная работа « Внешнее строение рыбы».

Инструкция. Изучить покровы тела рыбы. Расположение чешуи. Определить вид чешуи, используя дополнительную информацию.

Рассмотреть чешую под микроскопом.

Найти боковую линию, определить её функции .

  1. Правда ли, что я легкомысленно плыву на звуки красивой музыки? И у людей бывают «Рыбьи глаза»? (органы чувств)

  1. Разминка. Работа у доски: составить систематику рыб по карточкам с магнитами - работают 2 группы.

1 группа – таксономические категории

2 группа – карточки по систематике рыб



  1. Под водой не найдешь супермаркета, чем же я питаюсь? А от ненужных веществ как избавляюсь? (питание, выделение)

  2. Объясните мне, почему я хладнокровная, ведь у меня же кровь тоже красная как у зверей? Как мне дышится под водой? (кровеносная, дыхательная системы)

  3. Говорят, что у нас скелеты разные? А в какой части тела мы больше накачиваем мышцы? Зачем нам это нужно? (скелет, мускулатура)

  4. Нас вылавливают огромными массами: жарят, варят, травят. Как же мы выживаем? (размножение). Просмотр видеоролика на диске «Лабораторный практикум».



Отработка изученного материала.

Выполнить тест. Работа в группах.

Вариант 1.

  1. Практически у всех рыб__________ форма тела.

  2. Тело рыб покрыто____________ .

  3. Кожные железы вырабатывают ____________ , которая уменьшает трение тела рыб при движение в воде.

  4. Окраска рыб_______ и определяется_____________ окружающей среды.

  5. Органы дыхания рыб__________ .

  6. Дышат рыбы с помощью__________ , _______ , который растворен в воде.

  7. Органы передвижения рыб-___________ .

  8. Среди органов чувств рыб можно выделить_______ , _______, ______________, ______________.

  9. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью ________ .

  10. Рыбы являются __________ животными, т.к. температура их тела нестабильна и определяется температурой окружающей среды.



Вариант 2.

  1. У рыб, которые являются __________ животными, есть__________ половые железы.

  2. У самцов их называют ___________ , а у самок ____________ .

  3. В яичниках зреют ___________, в семенниках ____________ .

  4. Время, когда рыбы размножаются, называется ____________ .

  5. Оплодотворение у многих рыб _________ , хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение _________ , например акулы.

  6. В результате оплодотворения в _________ развивается _______ .

  7. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и её называют ____ .

  8. У ряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как _________ о ______________ .

  9. Самка трехиглой колюшки мечет икру в ________ , а самец _________ икру и родившихся личинок.



  1. Эвристическая беседа. Чем же полезна рыба для людей? (витамины А, Д, Са, Р, костная мука, легкоусваиваемый продукт)



  1. Каковы взаимоотношения человека и рыбы?

Положительное Отрицательное

(Осетровые на Каспийском море).



  1. Какие правила необходимо соблюдать человеку при употреблении рыбы?

Блиц - турнир «Рыбные вопросы»

  1. Сколько отделов включает в себя тело рыбы (3)

  2. Из чего состоит цедильный аппарат жабр? (ж. тычинки)

  3. Сосуд, который приносит кровь к сердцу рыбы? (вена ).

  4. Сколько кругов кровообращения у рыб? -1

  5. Ответная реакция организма на раздражение – рефлекс.

  6. С помощью какого органа огромное число рыб способно менять глубину погружения? (плавательный пузырь).

  7. Все ли рыбы способны откладывать икру? – нет

  8. Какая самая крупная рыба на земле? – китовая акула.

  9. Рыба , которая по форме напоминает шахматную фигуру? –морской конек.



  1. Почему тяжело держать в руках живую рыбу? – слизь.

  2. Чем прикрываются жабры рыб снаружи? – крышками.

  3. Как принято называть кровь, насыщенную кислородом? – артериальная.

  4. Какие отделы включает сердце рыбы? -2

  5. Что образует мышцы рыб? – мускулатуру

  6. Какая рыба развивает самую большую скорость? – меч-рыба -70

  7. Как определяется возраст рыбы? – по чешуе

  8. Как называется одомашненная форма сазана? – карп

  9. У какой рыбы нет чешуи? – сом.

Вывод: почему же рыбы могут обитать в водной среде?

Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: заполнить рабочую тетрадь, составить меню рыбного обеда.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!