«Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ) Дата проведения 29.09.2015 г. Аннотация. Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор Н.М.Шанский. Москва, «Просвещение», 2015 г. Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа учащихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе. Предмет: русский язык, урок изучения нового материала Тема: Словосочетание. Типы связей в словосочетании. Цели: 1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании. 2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову. 3. Подготовка учащихся к выполнению заданий при прохождении ГИА в новой форме для 9-х классов (демонстрационная версия 2015г) по русскому языку. Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля. Класс: 8 А, наполняемость 28 человек (ученики работают за компьютерами по подгруппам) На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Урок проходит с применением ПК с доступом в Интернет (15для учеников + ПК учителя), проектора, интерактивного средства МИМИО, магнитно-маркерной доски. ХОД УРОКА Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой. (Слайд 1) - Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко Ученики определяют тему – «Словосочетание». - Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания? Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи. - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке. Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании». - Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание. Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент: Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. На полях тетради напротив темы урока. Прочитайте строки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… - Определите вид синтаксической единицы. (Предложение) - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания? Знать определение словосочетания. Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения. - Что не является словосочетанием? Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень. Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело. Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне. (По материалу предыдущих уроков. См. http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно: Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания. Выписанные словосочетания: «кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные» Это интересно. Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад по http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm) (Выполняются учащимися за компьютером в режиме реального времени одновременно с коллективной работой. Ученики открывают ресурс по закладке. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html) - Какие из приведённых примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения? По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их: - Именное, глагольное, наречное. Распределите словосочетания по главному слову (Слайд 6): Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно. (Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах) (Слайд 7) 1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания (Слайд 8): - согласование, - управление, - примыкание. Познакомьтесь с типами словосочетаний (http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи. (Слайд 9) Типы связей в словосочетании Тип связи | Главное слово (Чем выражено?) | Зависимое слов (Чем выражено?) | Примеры | | | | | Групповая работа за компьютерами. ЭОР установлен на ПК. 1, 4 группы – согласование, 2, 5 группы – управление, 3, 6 группы – примыкание. 2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). (Слайд 10) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html) Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания. Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17) Задание 1. Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении: Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Согласование Задание 2. Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения: Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла. управление Задание 3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения: Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. примыкание Задание 4. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! такая мама Задание 5. Задание 6. Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. Для России такой путь заказан. заказан для России Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке. Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация. В классе большое количество учащихся, поэтому: можно сильной группе выполнять электронный тест, а слабой - задание в учебнике. (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml) Варианты ОГЭ, задание 7 - С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке? - Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице. (Слайд19) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf) - Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему? Домашнее задание . (Слайд20) Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании» Выполнить задание на выбор: 1- упражнение 67 2 –тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» после изучения: Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. На полях тетради напротив последней записи. Список использованных источников: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.: http://www.saharina.ru/ Список литературы: Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор Н.М.Шанский. Москва, «Просвещение», 2015 г. |