1. | Организационный момент | | Учитель предлагает оценить готовность к уроку. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности), правильность и аккуратность расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. | 1-2 |
2. | Актуализация опорных знаний | 11. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb40ac60-a131-49af-ba49-7b59de0c1605/?from=2027e92c-0900-4665-b74f-3b09d45e6554&interface=catalog&class=50&subject=20
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783eb-0a01-01b2-006d-670ad887b428/%5BIS89IR_2-01%5D_%5BTQ_01%5D.html
| Для определения результата, цели урока учитель предлагает выполнить следующие задания: Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, о каком событии идёт речь. Демонстрация текста «О жизни и быте сосланных на поселение в Сибири декабристов. С привлечением текстов официальных документов (Дмитриев-Мамонов, А.И. Декабристы в Западной Сибири. - СПб., 1905)» Беседа по вопросам по теме «Восстание декабристов»
Текстовые вопросы представлены на ресурсе 6. – Значит, при каких обстоятельствах Николай I взошёл на престол? | Учащиеся читают отрывок из воспоминаний Бестужева и определяют его отношение к восстанию декабристов.
Отвечают на поставленные вопросы.
- Восстание декабристов. | 3-4 |
3. | Сообщение темы и цели урока | 5. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a8783d6-0a01-01b2-0038-462ac6915610/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20
| - Сегодня на уроке вы познакомитесь с направлениями внутренней политики Николая I. Демонстрация портрета Николая I - В ходе изучения нового материала вы должны определить, какой характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный? - Какие цели вы поставите перед собой, чтобы успешно освоить данную тему? | В ходе обсуждения учащиеся формулируют цели: сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях; развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы; воспитывать интерес к историческим личностям. | 3 |
4.
5.
| Изучение нового материала
Воспроизведение нового материала
| 1. http://fcior.edu.ru/card/12784/vnutrennyaya-politika-nikolaya-i.html
7. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87844b-0a01-01b2-00ef-eff8827e54f2/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87844f-0a01-01b2-01fc-3828582d35e5/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20 | - Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”, обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от « дерзостных мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ. Показ презентации Информация на ресурсе представлена по тематическим блокам, согласно плану урока: Преобразование государственного аппарата Кодификация законодательства Реформа финансов Социальная реформа Крестьянская реформа П.Д. Киселёва Учащимся предлагается проанализировать представленную информацию и сопоставить текст с иллюстративным материалом. - В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая I оказался ряд крупных государственных деятелей. С ними связаны главные достижения николаевского царствования. - В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого свода законов. В 1832 году было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов. - Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102млн руб. серебром. Незадолго до своей кончины Александр назначил министром финансов известного ученого – экономиста Е.Ф.Канкрина. - Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах. Демонстрируется Биографическая справка о шефе корпуса жандармов, начальнике III отделения А.Х.Бенкендорфе (1781 или 1783-1844) Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А.Х.Бенкендорф. (Учитель поясняет понятие «жандармерия» используя ресурс ЦОР) - Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян. - П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. - Прочитайте п.4 § 10 и определите цели реформы.
| В ходе просмотра презентации учащиеся открывают новые знания. Анализируют полученную информацию, соотносят текст с иллюстративным материалом. Учащиеся записывают в тетради основные события, содержание реформ, главных участников событий. Опережающее задание: сообщение учащегося Канкрин Егор Францевич Воспринимают полученную информацию и делают записи в тетрадях.
Самостоятельная работа учащихся по учебнику. Цели реформы государственных крестьян: 1) Повысить уровень жизни государственных крестьян; 2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян; 3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян. | 2 7 7 4 3 4 |
5.
6.
| Закрепление изученного материала
Рефлексия деятельности на уроке
|
2. http://fcior.edu.ru/card/9070/praktika-nikolay-i.html
9. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87846a-0a01-01b2-018e-8fe0d0324fd6/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20
| - А теперь мы проведем практическую работу для закрепления знаний о событиях и персоналиях исследуемой эпохи. Для выполнения практической работы организуется работа в группах: 1 задание выполняет первая группа (4 чел.); 2 задание – вторая группа (4 чел.) и т.д. Класс поделен на 5 групп по 4 человека. - Давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во внутренней политике? Учитель организует работу с использованием текстовых вопросов к параграфу «Внутренняя политика Николая 1». - Несмотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России? - Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный?
- Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании. | В интерактивном режиме учащиеся исследуют события и факты изучаемой темы. Выясняют особенности и закономерности исторических процессов. - Создание полного свода законов, организация III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной деревни, денежная реформа. - Нет, потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении самодержавия. - Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны. | 4 3 |