СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Внутренняя политика Николая I"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Предмет

История, обществознание 

 

Класс

 8

 

Тема и номер урока в теме

Тема раздела по программе «Российская империя в первой половине XIX в. 21ч.»

Урок №11 Внутренняя политика Николая I

 

Базовый учебник

 А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России. XIX век. Москва. Просвещение, 2009.

 1. Цель и задачи урока

Цель: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855; Показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Внутренняя политика Николая I"»

План-конспект урока

Внутренняя политика Николая I


ФИО (полностью)

 Матросова Маргарита Петровна


Место работы

 МБОУ «Новобачатская средняя общеобразовательная школа»


Должность

 учитель


Предмет

История, обществознание 


Класс

 8


Тема и номер урока в теме

Тема раздела по программе «Российская империя в первой половине XIX в. 21ч.»

Урок №11 Внутренняя политика Николая I



Базовый учебник

 А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России. XIX век. Москва. Просвещение, 2009.


 1. Цель и задачи урока

Цель: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855; Показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.

Задачи:

обучающие

  • сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855;

  • показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.

-развивающие

    • совершенствовать умения учащихся работать с информацией, представленной на ЭОР, учебником;

    • развивать навыки анализа документов;

    • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

    • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


-воспитательные

  • формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности

Тип урока изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная (подготовка сообщения, выполнение заданий);

групповая (выполнение практической работы);

фронтальная

Необходимое техническое оборудование


ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

  1.

Организационный момент 

 

 Учитель предлагает оценить готовность к уроку.

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности),  правильность и аккуратность расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

1-2 

2. 

Актуализация опорных знаний













11. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb40ac60-a131-49af-ba49-7b59de0c1605/?from=2027e92c-0900-4665-b74f-3b09d45e6554&interface=catalog&class=50&subject=20



















6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783eb-0a01-01b2-006d-670ad887b428/%5BIS89IR_2-01%5D_%5BTQ_01%5D.html








Для определения результата, цели урока учитель предлагает  выполнить следующие задания:

  1. Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, о каком событии идёт речь.

Демонстрация текста «О жизни и быте сосланных на поселение в Сибири декабристов. С привлечением текстов официальных документов (Дмитриев-Мамонов, А.И. Декабристы в Западной Сибири. - СПб., 1905)»

  1. Беседа по вопросам по теме «Восстание декабристов»



Текстовые вопросы представлены на ресурсе 6.

  1. – Значит, при каких обстоятельствах Николай I взошёл на престол?









Учащиеся читают отрывок из  воспоминаний Бестужева и определяют его отношение к восстанию декабристов.





















Отвечают на поставленные вопросы.











- Восстание декабристов.

3-4




































3.

Сообщение темы и цели урока







5. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a8783d6-0a01-01b2-0038-462ac6915610/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20







- Сегодня на уроке вы познакомитесь с направлениями внутренней политики Николая I.

Демонстрация портрета Николая I

- В ходе изучения нового материала вы должны определить, какой характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный?

- Какие цели вы поставите перед собой, чтобы успешно освоить данную тему?

В ходе обсуждения учащиеся формулируют цели:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;

  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;

  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

3
































4.











































































































5.














Изучение нового материала











































































































Воспроизведение нового материала





















































































































1.   http://fcior.edu.ru/card/12784/vnutrennyaya-politika-nikolaya-i.html









































































































7. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87844b-0a01-01b2-00ef-eff8827e54f2/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20















8. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87844f-0a01-01b2-01fc-3828582d35e5/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20


- Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”, обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от « дерзостных мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ.

Показ презентации Информация на ресурсе представлена по тематическим блокам, согласно плану урока:

  1. Преобразование государственного аппарата

  2. Кодификация законодательства

  3. Реформа финансов

  4. Социальная реформа

  5. Крестьянская реформа П.Д. Киселёва Учащимся предлагается проанализировать представленную информацию и сопоставить текст с иллюстративным материалом.

- В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая I оказался ряд крупных государственных деятелей. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

- В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого свода законов. В 1832 году было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов.

- Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102млн руб. серебром. Незадолго до своей кончины Александр назначил министром финансов известного ученого – экономиста Е.Ф.Канкрина.

- Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах.


Демонстрируется Биографическая справка о шефе корпуса жандармов, начальнике III отделения А.Х.Бенкендорфе (1781 или 1783-1844)

Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А.Х.Бенкендорф.

(Учитель поясняет понятие «жандармерия» используя ресурс ЦОР)

- Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян.

- П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии.

- Прочитайте п.4 § 10 и определите цели реформы.

































































В ходе просмотра презентации учащиеся открывают новые знания. Анализируют полученную информацию, соотносят текст с иллюстративным материалом.

















Учащиеся записывают в тетради основные события, содержание реформ, главных участников событий.



















Опережающее задание: сообщение учащегося Канкрин Егор Францевич








Воспринимают полученную информацию и делают записи в тетрадях.


















































Самостоятельная работа учащихся по учебнику. Цели реформы государственных крестьян:

1) Повысить уровень жизни государственных крестьян;

2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;

3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

2


























































7




































7





































4
















3














































































4


5.























6.




















Закрепление изученного материала



















Рефлексия деятельности на уроке


































2. http://fcior.edu.ru/card/9070/praktika-nikolay-i.html

















9. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87846a-0a01-01b2-018e-8fe0d0324fd6/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20



























- А теперь мы проведем практическую работу для закрепления знаний о событиях и персоналиях исследуемой эпохи.

Для выполнения практической работы организуется работа в группах: 1 задание выполняет первая группа (4 чел.); 2 задание – вторая группа (4 чел.) и т.д. Класс поделен на 5 групп по 4 человека.

- Давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во внутренней политике?

Учитель организует работу с использованием текстовых вопросов к параграфу «Внутренняя политика Николая 1».

- Несмотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России?

- Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный?



- Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании.

В интерактивном режиме учащиеся исследуют события и факты изучаемой темы. Выясняют особенности и закономерности исторических процессов.








- Создание полного свода законов, организация III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной деревни, денежная реформа.

- Нет, потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении самодержавия.

- Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны.


4























3

7.

Домашнее задание

  1. http://fcior.edu.ru/card/6453/kontrol-vnutrennyaya-politika-rossii-v-carstvovanie-nikolaya-i.html

- Выполните тестовые задания, пользуясь указанной ссылкой.

(демонстрирует на слайде дом.задание)

Записывают домашнее задание

1

8.

Итог урока, выставление оценок




1

 

























Приложение


ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ:

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1.  

ФЦИОР

 Модуль позволяет изучить материал по теме "Внутренняя политика Николая I" и закрепить основные исторические понятия и термины.


 Презентация

  http://fcior.edu.ru/card/12784/vnutrennyaya-politika-nikolaya-i.html


ФЦИОР

Модуль позволяет закрепить осмысление темы "Николай I".


Задания на установление соответствия между событием и личностью, хронологической последовательности. Задание на сравнение.

http://fcior.edu.ru/card/9070/praktika-nikolay-i.html

ФЦИОР

Модуль позволяет проверить усвоение темы "Внутренняя политика России в царствование Николая I".


Тестовые задания

http://fcior.edu.ru/card/6453/kontrol-vnutrennyaya-politika-rossii-v-carstvovanie-nikolaya-i.html

ЦОР

Текстовые вопросы



Задания к параграфу "Внутренняя политика Николая I"



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87846a-0a01-01b2-018e-8fe0d0324fd6/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20

ЦОР

Текст с иллюстрациями

Биографическая справка о российском императоре Николае I (1786-1855)










http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a8783d6-0a01-01b2-0038-462ac6915610/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20

ЦОР

Текст

Текстовые вопросы к параграфу «Восстание декабристов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783eb-0a01-01b2-006d-670ad887b428/%5BIS89IR_2-01%5D_%5BTQ_01%5D.html

ЦОР

Текст с иллюстрациями

Биографическая справка о шефе корпуса жандармов, начальнике III отделения А.Х.Бенкендорфе (1781 или 1783-1844)


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87844b-0a01-01b2-00ef-eff8827e54f2/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20

ЦОР

Текст


Словарная статья о жандармерии


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87844f-0a01-01b2-01fc-3828582d35e5/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20

ЦОР

Текст

Текстовые вопросы к параграфу «Внутренняя политика Николая I»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87846a-0a01-01b2-018e-8fe0d0324fd6/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20

ЦОР

Интерактивное задание

Подборка интерактивных тестовых заданий


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88da6b29-6715-40bf-b18b-2a1f62b21d67/?from=7a880682-0a01-01b2-00f8-bd0afc20e470&interface=catalog&class=50&subject=20

ЦОР

Текст


О жизни и быте сосланных на поселение в Сибири декабристов. С привлечением текстов официальных документов (Дмитриев-Мамонов, А.И. Декабристы в Западной Сибири. - СПб., 1905)


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb40ac60-a131-49af-ba49-7b59de0c1605/?from=2027e92c-0900-4665-b74f-3b09d45e6554&interface=catalog&class=50&subject=20

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!