Конспект урока математики в 5 классе
Цели урока:
систематизация знаний по теме «Задачи на движение»;
формирование понятий скорости сближения, скорости расхождения и задач на «догонялки»;
развитие логического мышления, вычислительных навыков;
воспитание интеллектуально развитой личности посредством информационно – коммуникационных форм деятельности.
Задачи урока:
Вспомнить с ребятами, что такое скорость, расстояние, какой формулой связаны скорость, расстояние и время;
Сформировать понятия скорости сближения, скорости расхождения, скорости сокращения расстояния между объектами;
Научить учащихся решать задачи на движение;
Показать всю красоту, всю поэтичность математических решений;
Провести контроль навыков и умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока.
I. Организационный момент.
На доске слайд № 1 с картинкой 
Слайд № 2 – Выводится тема и цель урока.
II. Закрепление изученного.
Учитель: «В начальной школе и на уроках в 5 классе мы уже решали задачи на движение. Вспомните, что характеризует процесс движения любого объекта?»
Ученики:
скорость движения;
время движения;
путь.
Учитель: «Как связаны эти характеристики?»
Ученики:
.
Учитель: «Как выразить скорость, время движения?»
Ученики:
;
Все формулы записали в тетрадь.
Задачи (устно)
Слайд № 3
«Андрей ехал на автомашине из станицы в город со скоростью 55 км/ч. На всю дорогу он потратил 2 ч. Каково расстояние между городом и станицей?»
«Из города в станицу Андрей ехал по той же дороге на мопеде со скоростью 22 км/ч. За сколько времени он доедет до станицы?»
«А если бы Андрей преодолел бы этот путь на велосипеде за 10 ч, то с какой бы скоростью он ехал?»
III. Лирическое отступление о красоте математики.
Слайд № 4 (высказывания о красоте математики)
«Математика – царица всех наук.
Её возлюбленный – истина,
её наряд – простота и ясность.»
Ян Снядецкий
«В математике есть тоже своя красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчетливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе кое – что недосказанное, но многообещающее.»
Н.Е. Жуковский
«В математике не меньше логики и красоты, чем в шахматах. И есть преимущество: математики не разыгрывают между собой звание абсолютного чемпиона.» М. Эйве
«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте – строгости понятий, стройности выкладок.»
Ж. Дьедоне
IV. Обучающая работа.
Задача на сближение (решить задачу двумя способами)
«Из пункта А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?»
Слайд № 5 (1 способ)
Слайд № 6 (2 способ)
Слайд № 7
В тетрадях после решения задачи записать:
- скорость сближения
Слайд № 8
«При решении задачи плохой план часто оказывается полезным,
он может вести к лучшему плану»
Д. Пойа
Физкультминутка
Слайд № 9
Задача на расхождение
«С одной станции одновременно в противоположных направлениях вышли два поезда. Скорость одного из них 54 км/ч, а скорость другого на 18 км/ч больше. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 504 км? »
Слайд № 10
В тетрадях после решения задачи записать:
- скорость расхождения
Слайд № 11
«В задачах, которые ставит перед нами жизнь, экзаменатором является сама природа».
У. Сойер
Слайд № 12
Задача на «догонялки»
«Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 часа после своего выхода?»
Слайд № 13
В тетрадях после решения задачи записать:
- скорость сокращения расстояния
V. Закрепление
Устная работа.
Слайд № 14
«Автомобиль «Москвич» за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомобиля и страуса. »
Слайд № 15
«Скорость распространения света самая большая в природе 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле, если расстояние от Солнца до Земли равно 150000000 км?»
Слайд № 16
«Расстояние между кошкой и собакой 30 м. Через сколько секунд собака догонит кошку, если скорость собаки 10 м/с, а кошки – 7 м/с?»
Слайд № 17
«У математиков существует свой язык – это формулы»
С. Ковалевская
VI. Задание на дом
VII. Итоги урока.
Повторить, как найти путь, время, скорость.
Закрепить понятия: скорость сближения, скорость расхождения и скорость сокращения расстояния.