СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

 

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведении обобщающего урока по теме «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных». На уроке используются различные виды деятельности, позволяющие создать условия для реализации познавательной активности учащихся, развития интереса к русскому языку, стремлению глубоко и осознанно изучать предмет.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка











Конспект урока-семинара по русскому языку

в 4 классе

«Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

























подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильевна




г. Липецк

2015 г.

Задача.

Обобщить знания учащихся об именах существительных и прилагательных.


Цели.

  • Углубить знания учащихся о данных частях речи.

  • Развивать монологическую речь, умение работать в паре.

  • Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.


Форма работы: в малых группах.


Оборудование: плакат, карточки.


Предварительная работа.

К уроку учащиеся по группам готовятся отвечать на вопросы, данные заранее:

  • Почему имена существительные и мена прилагательные так названы?

  • Всегда ли легко различить имя существительное и имя прилагательное? Как мы их различаем?

  • Назовите постоянные и непостоянные признаки этих частей речи. Какого рода имя существительное СИРОТА? Что можно сказать о таких существительных?

  • Какова роль имён существительных и прилагательных в предложении?

Каких частей речи в русском языке больше? Проведите исследование по словарю, по произведениям художественной и научно-популярной литературы.

Группа выбирает вопрос. Количество вопросов зависит от количества групп. Учитель помогает всем.



Ход урока.

I. Сообщение задачи урока.

II. Упражнения:

1. Урок начинается с работы над текстом.

На доске текст:

Солнце синее пылает.

Лебедь синий вдаль плывёт.

Чайка синяя взлетает,

В синеву небес зовёт.

Учитель предлагает прочитать и представить эту картину. (Словесное рисование.)

- Помогите Незнайке. Он задумался: не знает, где имя существительное, где прилагательное?

Учащиеся доказывают, учитывая грамматические признаки данных частей речи: 1) значение (синева – признак как нечто самостоятельное), 2) вопрос,

3) постоянные, 4) непостоянные признаки.

- Что же забыл Незнайка? (Обобщается весь материал о грамматических признаках данных частей речи.) Затем отвечает группа, которая готовилась по первому вопросу, называет используемую литературу.

Далее учитель предлагает эти строки записать, вставить пропущенные буквы, графически обосновать их написание


( лебедь – лебёдушка, взлетает – взлёт, синеву – синь),

а также объяснить написание окончаний имён прилагательных. Дети в группе проверяют выполнение задания, затем сверяют с контрольной карточкой. Учитель предлагает выделенные слова разобрать по составу и выясняет, как, при помощи чего образовалось существительное СИНЕВА

( синева синий).

2. Дополняя ответ детей о главной и зависимой части речи, учитель предлагает составить предложение из одного существительного. Дети составляют: Зима. Ночь. Метель. А из одного прилагательного? (Невозможно.) Учитель читает стихотворение А. Фета, в котором изображены картины природы с помощью существительных. Просит подумать, какую картину рисует поэт, как ему удалось это показать.


Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и берёзы,

Эти капли, эти слёзы,

Этот лист – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,


Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья.

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.


Ученики ярко представили картину весны. Как поэту удалось передать её? Дети очень удивлены и обрадовались возможности передать так ярко картину весны с помощью только имён существительных (учитель сообщил, что их 36, а прилагательных всего два).

По толковому словарю дети узнают значение слова зык, зычный. Зык – звук, гул, звон. Зычный – гулкий, звонкий, голосистый, шумный.

3. Вторая группа отвечает на вопрос, затем предлагает всем стихотворение

А. Барто «Шурка».


Я смотрю – в избе мой брат.

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришёл на выходной.

Шурка – слесарь в мастерской.

Представительный такой,

Прямо как военный.


Группа сначала просит доказать, какой частью речи являются выделенные слова, затем дополняет ответ товарищей, называет и другие слова: часовой, мороженое, животное, насекомое, вожатый – существительные, перешедшие из разряда прилагательных. Дети составляют предложение с одним таким существительным и с комментированием его записывают.

4. Третья группа, отвечая на вопрос о непостоянных и постоянных признаках частей речи, подготовила стихотворение «Зайчик»:


В сад пробрался зайчик бойкий,

Не велик он и не мал.

Влез по балке на пристройку

И по крыше побежал.

Этот зайчик непоседа:

То на чердаке соседа

В тёмном мечется окне,

То вдруг скачет по стене.

Ю. Коринец


Группа предлагает стихотворение прочитать и ответить на вопросы:

- О каком зайчике идёт речь?

- Как назвал автор зайчика?

- Какого рода существительное НЕПОСЕДА?

Далее группа рассказывает о таких словах – существительных общего рода.

5. Затем учащиеся в группах выполняют практическую работу. Из текста, записанного на доске, выписывают словосочетания имён существительных с прилагательными, объясняют друг другу и проверяют по контрольной карточке.


Текст.

Первой вызвалась написать картину Зимушка-зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!



Контрольная карточка



В. п. мн.ч. м. р. Т. п. ед. ч. ж. р. Т. п. ед. ч. м. р. В. п. ед. ч.

× × × ×

Серые тучи, пушистым снегом, снежной навесью, зимний лес,


ср. р. В. п. ед. ч. ж. р. И. п. ед. ч. ж. р. Р. п. ед. ч.

× × ×

чудесное покрывало, чудная картина, у седой чародейки,

м. р. Т. п. ед. ч.

×

тонким льдом.




6. Перед ответом на четвёртый вопрос учитель всему классу предлагает вспомнить стихотворение С. Есенина, записать его, вставить пропущенные имена прилагательные. В группах обсудить их написание.



А по двору метелица

Ковром … стелется.

Но больно холодна.

Воробышки …

Как детки …

Прижались у окна.


Далее следует проверка, ответ четвёртой группы и вывод о роли имён существительных и прилагательных в нашей речи. Учащиеся провели исследование по словарю и рассказали, что в словаре Ожегова на букву «ж», например, 186 существительных, 85 прилагательных, в «Хрестоматии по лите6ратуре» в произведении А. Чехова «Зима», в учебнике «Окружающий мир» в тексте «Природа степей», т.е. в художественном и в научно-популярном текстах имён существительных в три раза больше, чем имён прилагательных.

- А почему так? Дети высказываются, группы дополняют.

7. Итог урока.


Список использованной литературы


1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2012.

2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.

4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.

5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.— М.: АЗЪ, 1995.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!