СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Серебряный век"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает в себя сведения о поэтах трех направлениях - символизма, акмеизма, футуризма, их судьбы, программы, манифесты, а главное осмысленное отношение человека к жизни и духовной перестройки мира того времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Серебряный век"»

Методическая разработка открытого урока на лекции по литературе

ПОЭЗИЯ СЕРЕБЯНОГО ВЕКА

(ЭВРИСТИЧЕСКАЧЯ БЕСЕДА)

ТИП ЛЕКЦИИ – комбинированный

ВИД – программный

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ – Лирика, лирический герой, стихотворения, лирические отступления, образ – символ, акмеизм, символизм, футуризм, поэзия, эпитет, метафора, сравнение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – музыкальный центр, видеомагнитафон, телевизор.

МАТЕРИАЛ НА ДОСКЕ

Дата «___» _________________ 20__г.

ТЕМА: ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.

ОПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ –

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И черная, эемная кровь

Сулит нам, разрывая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

(А.Блок)

ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ –

Поэзия, диалектика традиций и новаторства, лирические отступления, образы-символы, разные школы, уход в мир иной, поиск смысла жизни, догнать бессильный скач жизни…

- ПОРТРЕТЫ поэтов серебряного века

- ФОНОГРАММЫ: И.Штраус, А.Моцарт, Л.Бетховен, С.Бах.

- ВИДЕОФРАШМЕНТЫ «Времена года»

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – систематизировать знания студентов о жизни поэтов серебряного века, показать разные школы и направления, рассмотреть стихи разных школ и провести анализ стихотворных произведений.

РАЗВИВАЮЩИЕ – раскрыть содержание каждой литературной школы, уточнить представления студентов о символе – образе в стихотворных произведениях, осмыслить направление каждой школы, усвоить понятия лирический герой, лирическое отступление.

МЕТОДЫ:

  1. Эвристическая беседа о поэтических школах.

  2. Фронтальный опрос.

  3. Самостоятельная работа студентов (анализ стихотворных отрывков).

  4. Психологическая пауза.

  5. Анализ деятельности студентов.

ОФОРМЛЕНИЕ

  1. Книжная выставка поэтов серебряного века

  2. Галерея поэтов.

ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: стихотворение, лирический герой, символ-образ, лирика, поэзия, символизм, акмеизм, футуризм.

УМЕТЬ:

  1. Вести диалог.

  2. Отвечать на ключевые вопросы ведущих урока: преподавателя, журналиста, литературного критика.

  3. Ориентироваться в основных литературных терминах по теме.

ХРОНОМЕТРАЖ ЛЕКЦИИ:

1.Вступительное слово -______________мин.

2.Эвристическая беседа -______________мин.

3.Выступления представителей школ (фронтальный опрос)- ___________мин.

4.Психологическая пауза (разгадывание кроссворда) - ______________мин.

5.Анализ результатов лекций - ___________мин.

6.Музыкальные заставки - _______________мин.

7.Слайдовые фоны - _______________мин.


ПЛАН

  1. Поэзия Серебряного века – экскурз.


  1. Поэзия символизма, ее представители.


  1. Поэзия акмеизма и ее последователи.


  1. Поэзия футуризма, ее авторы.


  1. Психологическая пауза.


  1. Итоги урока - лекции.


ХОД ЛЕКЦИИ:

I ВСТУПЛЕНИЕ:

Преподаватель: История Российского государства назвала этот период –

  • Безвременьем

  • Окаянными годами

  • Смутным, тревожным временем.

Мы с Вами будем сегодня говорить о коротком серебряном веке в литературе, который проявил себя фактически четырьмя поколениями поэтов:

- бальмонтовское (родившееся в 60-е и начале 70-х годах)

- блоковское (родившееся около1880г.)

-гумилевское (появившиеся около 1886г.) и,

Наконец, поколение, родившееся в 90-е годы известное нам с именами С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой и многими другими. Еще этот период называют русским ренессансом.

В России в начале века бал настоящий культурный ренессанс – писал философ Бердяев. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения.

Журналист: Давайте познакомимся.

Преподаватель: В самом деле, в России той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев; в изобразительном искусстве работали Суриков, Врубель, Репин и Серо, Нестеров Кустодиев, Васнецов и Бенуа, Коненков и Рерих; в музыке и театре – Римский Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский, Станиславский и Коммисаржевская, Шаляпин и Нежданова, Собинов и Качалов, Москвин и Мих-Чехов, Анна Павлова и Карсавина. Бурно развивалась религиозно-идеалистическая философия, выходили труды марксистов. Была полифония различных течений в искусстве. Но при всех конфликтах и противостояниях никем не велось еще войны на истребление человеческой жизни.

Литературный критик: Словом, эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и 17-м годом. Поэтому на слуху у многих поколений серебряный век осмысливался как широкое и мощное движение, облаченное в определения:

«Новый трепет»

«Новая литература»,

«Новое искусство»,

«Новый человек».

Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы не хотели уверить. В 20-е годы еще продолжалась инерция, ибо такая широта и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были авторы, критик, которыми был создан «век», но сама эпоха закончилась.

Преподаватель: Остался холодный лунный пейзаж, без атмосферы и творческих индивидуальностей.

Но по инерции продолжалась еще некоторые объединения, подобно, «Всемирной литературе» в Петрограде, но этот поскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Н. Гумилева.

Журналист: ребята, уважаемые гости! Мы сегодня попытаемся заглянуть на заедание такого объединения. Оно включает в свои ряды почитателей всех поколений серебряного века, с которыми в дальнейшем пройдет разговор.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА – по плану лекции.

II Преподаватель: Движение символистов возникло как протест против оскуднения русской поэзии, как стремление сказать в нем свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На щите символистов было начертаны: идеализм и религия.

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла.

Победоносцев на Россией

Простер совиные крыла,-

Писал об этом времени Блок.

Тягостная тень реакции легла на русскую поэзию, пережившую упадок, почти болезнь. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил свое особенное лицо – в этом году вышли зрелые, ярко окрашенные авторской индивидуальностью символистические книги:

«Третья стража» - Брюсова Валерия и «Говорящие здания – Бальмонта Константина.

«Символ» - знак; образ, несущий аллегоричность, и свое вещественное исполнение.

«Без веры в божественное начало, - писал Мережковский, - нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы».

Символисты чувствовали приближение нового времени, они жили и жаждали некого обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах, и должно было быть достигнуто через соединение искусства с религией.

Журналист: Предчувствие грозы М.Лохвицкая.

Преподаватель: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

Запись (под запись в конспект лекции):

Музыка слова, поэтичность слова по мнению В. Иванова: «….душа послушно вслед за многими флейтами, тоскует моим желанием, печалится моей печатью, загорается моим восторгом, и согласным биением сердца ответствует слушатель всем содраганием музыкальной волны, несущей певучую поэму».

Журналист: Вал.Брюсов. Вы хотели дополнить.

Преподаватель: У Белого музыка «идеально отражает символ, брызжет из него».

Журналист: Скажите, пожалуйста, символисты отдавали предпочтение интуитивному в поэзии,. С кем Вы сейчас встретились здесь?

ВЫВОД (под запись в конспект лекции): Поэты –утверждает бальмонт, - т» овеяны дуновениями, идущими из области запредельного», они – эти поэты, - «пресоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и протекают в его материи».

Ин. Анненский отмечал: в поэзии символистов укрепился дух язык намеков, недосказов, тут нельзя ни понять всего о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь, или что болезненно в себе ощущаешь, но для чего в языке не найдешь и слово». Начиная с Вл. Соловьева, его стихов, целые «гнезда слов- символов, слов- сигналов ( небо, звезды, зори, лазурь)», которым придавался мистический смысл. Религиозную подоплеку искусства признавали почти все символисты. Особенно это проявилось у Андрея Белого.

Журналист: Говорят вы сегодня принесли что-то новое (отрывок к А.Белого).

    1. Преподаватель: приход второй «волны символистов» предвещал возникновение противоречий в символистическом лагере. Трещина прошла между старшими ( Брюсов, Бальмонт, Гиппиус) и младшими (Белый, Блок, Вяч, Иванов, С.Соловьев).

Мы упоминали уже акмеистов, отпочковавшихся от символистов. «Акмеизм» - («акм» - греч. слово, высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистического, провозглашая высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю», как можно меньше говорить о непознаваемом. Акмеисты ставили своей задачей утвердить права конкретно – чувственного слова в поэзии. «У акмеистов роза стала хороша сама по себе, запахом, лепестками, любовью», - писал Сергей Городецкий.

Сжатость, спресованность слова, строгое равновесие плотной, литой строфы, любовное обращение к эпитетам. Шесть поэтов оставили ядро группы «Цех поэтов» (С.Маковский, С. Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, М. Зенкевич и Вл.Нарбут). Организаторами были Н.Гумилев и С. Городецкий. Акмеизм не столь заботился о теории, - говорил Мандельштам, сколь утверждал вкус.

Читаю в слух: Муж – в могиле,

Сын – в тюрьме,

Помолись обо мне.

(А.Ахматова)

О ком эти строфы?

ВЫВОД (под запись в конспект лекции):

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. И стихи их звали к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей. Произведения корифеев русского символизма представляют огромную эстетическую ценность.

Это были поэты и прозаики, одновременно философы мыслители, высокие эрудиты, люди обширных знаний. Они открыли нам новое поэтическое зрение, приучили объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать поэзию.

«В наши дни, - поучал после Октября, в 20-х годах М.Горький, - нельзя писать стихи, не опираясь на тот язык, выработан Брюсовым, Блоком».

Журналист: Скажите, ребята, можно ли подобрать цвет поэтам серебряного века?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

КРОССВОРД (психологическая пауза)

«ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧУСЬ»







г






П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е



К

Н

И

Г

А







И

С

Т

И

Н

А






З

А

Р

Н

И

Ц

А






К

Р

А

Т

К

О

С

Т

Ь


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Мать учения – … (повторение)

  2. Близкая сестра таланта …(краткость)

  3. Кладезь знаний …(книга)

  4. До нее хотели докопаться …(истина)

  5. Учитель и воспитатель в одном сосуде …(педагог)

По вертикали:

  1. Ни один предок пытался его грызть …(гранит)

III Преподаватель: Дорогие друзья, если у Вас сложилось впечатление, что духовные ценности эпохи создавались в творческой лаборатории в России, вы ошибаетесь. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: А. Белый – в Египет, Н. Гумилев – в Абиссинию, К. Бальмонт – в Мексику, Н.Зеландию, на Самоли, А. Кондратьев – в Палестину, И. Бунин – в Индию. Это лишь несколько примеров, не считая бесчисленных примеров путешествий по странам Европы; темы и мотивы древней Америки, Греции, Рима, Иудеи, Китая вошли в стихи наших поэтов.

Гумилев говорил: «От личности поэзия требует того же, чего религия от коллектива во- первых, признания своей единственности и всемогущества; это последнее и самое главное». ( с. Соч. Т.; С.178)

Были поэты вне группы.

Журналист: Почему они остались в гордом одиночестве? Ваше мнение.( И. Бунин, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, М. Цветаева, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич).

В 90-е годы в России существовало несколько групп футуристов,

  • Эгофутуристы

  • Кубофутуристы

Враждовавших и соперничающих друг с другом, объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, свое право на произвольное слово, слово- новшество, самовитое слово, над которым не тяготит его бытовое значение и смысл его связан только с звучанием.

Группу эгофутуристов возглавил Игорь Северянин; он возглавил себя меньше Вл. Маяковского эстрадные концерты пользовались ошеломляющим успехом.

Ритмы здесь- зазывные, громогласные, с выделение ударного слова- крика;

«Послушайте, ведь если звезды зажигают,

Значит это кому – то нужно.

Значит это необходимо, что бы каждый день

Загоралась хотя бы одна звезда».

В 1904 году появились публикации олонецкого крестьянина Н.Клюева чуть позже звучал голос Сергея Есенина:

«Край любимый,

Сердцу сняться,

Скирды солнца

В возах лонных.

Я хотел бы затеряться

В берегах твоих стозвонных».

ДАТЬ СЛОВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ СТИХОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ.

Преподаватель: Как видим, русская поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Весь необычно динамичный процесс в развитии поэзии можно было бы уподобить разжимающей свои витки могучей пружине. Главным двигателем литературы всегда оставался поэт, его талант.

Постичь поэтический мир невозможно без представления о школах, представителями которых были символисты, акмеисты и футуристы. Согласитесь, что удивительный пласт поэзии серебряного века, пусть и отодвинут временем, излучает свою энергию поныне.

Журналист: Помните, Кто создан из камня,

Кто создан из глины.

А я серебрюсь и сверкаю.

Мне дело – ИЗМЕНА

Мне имя – МАРИНА.

Я – бренная пена морская.

Преподаватель: А. Блок говорил: «Если бы я не написал «Незнакомку», не было бы и других произведений».

Словом, литература серебряного века со своими гениями, полусвятыми, жертвами, спецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами известна своими героями. Эта эпопея включает спокойное, но ранящее донкихотство Сологуба; вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликающегося К. Бальмонта; Вьюжную, стихийную, «черную музыку» блока; благородную человечность и пронзительную простоту Анненского; архоический интеллектуальный эзотеризм Вячеслава Иванова; грациозный и игривый стих М. Кузьмина и упоительные тяжелые строфы Мандельштама и многие множества художественных сокровищ таит в себе серебряный век, потому что в нем «отчаянье, мертвая тоска по фантастически прекрасному миру, органической душевной бездонности, жажде гибели и смерти (с. 782 лит. наследие)». Стихи их звучат в песенном исполнении А. Пугачёвой, А. Малинина, Ф. Киркорова, И .Аллегровой.

МУЗ. СОПРОВОЖДЕНИЕ (диск, кассета)

ИТОГИ УРОКА, ОЦЕНКИ

Преподаватель: Вы хорошо поработали. Звучали стихи поэтов разных поэтических школ. Мы вместе искали слова – образы, символы - образы, лирические отступления, и все получалось. Спорили, не соглашались, переживали за судьбы поэтов серебряного века, доказывали свою правоту и истину.

Литературный критик: В заключении хотелось бы сказать словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Главной заботой государства должна быть культура. Наше будущее – в открытости всему миру и просвещенности». Вот так выглядит 10-ть заповедей ЧЕЛОВЕЧНОСТИ Дмитрия Лихачева:

  1. Не убий и не начинай воны.

  2. Не помысли народ свой врагом других народов.

  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

  4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

  10. Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.

(Воспоминания, 1995)

Преподаватель: спасибо. Можно смело сказать, что эти 10 заповедей – философское кредо мало- мальски мыслящего человека. Я в Вас верю.


Преподаватель__________________________________ Н.В. Андреева






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!