Методическая разработка открытого урока на лекции по литературе
ПОЭЗИЯ СЕРЕБЯНОГО ВЕКА
(ЭВРИСТИЧЕСКАЧЯ БЕСЕДА)
ТИП ЛЕКЦИИ – комбинированный
ВИД – программный
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ – Лирика, лирический герой, стихотворения, лирические отступления, образ – символ, акмеизм, символизм, футуризм, поэзия, эпитет, метафора, сравнение.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – музыкальный центр, видеомагнитафон, телевизор.
МАТЕРИАЛ НА ДОСКЕ
Дата «___» _________________ 20__г.
ТЕМА: ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
ОПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ –
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная, эемная кровь
Сулит нам, разрывая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
(А.Блок)
ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ –
Поэзия, диалектика традиций и новаторства, лирические отступления, образы-символы, разные школы, уход в мир иной, поиск смысла жизни, догнать бессильный скач жизни…
- ПОРТРЕТЫ поэтов серебряного века
- ФОНОГРАММЫ: И.Штраус, А.Моцарт, Л.Бетховен, С.Бах.
- ВИДЕОФРАШМЕНТЫ «Времена года»
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – систематизировать знания студентов о жизни поэтов серебряного века, показать разные школы и направления, рассмотреть стихи разных школ и провести анализ стихотворных произведений.
РАЗВИВАЮЩИЕ – раскрыть содержание каждой литературной школы, уточнить представления студентов о символе – образе в стихотворных произведениях, осмыслить направление каждой школы, усвоить понятия лирический герой, лирическое отступление.
МЕТОДЫ:
Эвристическая беседа о поэтических школах.
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа студентов (анализ стихотворных отрывков).
Психологическая пауза.
Анализ деятельности студентов.
ОФОРМЛЕНИЕ
Книжная выставка поэтов серебряного века
Галерея поэтов.
ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: стихотворение, лирический герой, символ-образ, лирика, поэзия, символизм, акмеизм, футуризм.
УМЕТЬ:
Вести диалог.
Отвечать на ключевые вопросы ведущих урока: преподавателя, журналиста, литературного критика.
Ориентироваться в основных литературных терминах по теме.
ХРОНОМЕТРАЖ ЛЕКЦИИ:
1.Вступительное слово -______________мин.
2.Эвристическая беседа -______________мин.
3.Выступления представителей школ (фронтальный опрос)- ___________мин.
4.Психологическая пауза (разгадывание кроссворда) - ______________мин.
5.Анализ результатов лекций - ___________мин.
6.Музыкальные заставки - _______________мин.
7.Слайдовые фоны - _______________мин.
ПЛАН
Поэзия Серебряного века – экскурз.
Поэзия символизма, ее представители.
Поэзия акмеизма и ее последователи.
Поэзия футуризма, ее авторы.
Психологическая пауза.
Итоги урока - лекции.
ХОД ЛЕКЦИИ:
I ВСТУПЛЕНИЕ:
Преподаватель: История Российского государства назвала этот период –
Мы с Вами будем сегодня говорить о коротком серебряном веке в литературе, который проявил себя фактически четырьмя поколениями поэтов:
- бальмонтовское (родившееся в 60-е и начале 70-х годах)
- блоковское (родившееся около1880г.)
-гумилевское (появившиеся около 1886г.) и,
Наконец, поколение, родившееся в 90-е годы известное нам с именами С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой и многими другими. Еще этот период называют русским ренессансом.
В России в начале века бал настоящий культурный ренессанс – писал философ Бердяев. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения.
Журналист: Давайте познакомимся.
Преподаватель: В самом деле, в России той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев; в изобразительном искусстве работали Суриков, Врубель, Репин и Серо, Нестеров Кустодиев, Васнецов и Бенуа, Коненков и Рерих; в музыке и театре – Римский Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский, Станиславский и Коммисаржевская, Шаляпин и Нежданова, Собинов и Качалов, Москвин и Мих-Чехов, Анна Павлова и Карсавина. Бурно развивалась религиозно-идеалистическая философия, выходили труды марксистов. Была полифония различных течений в искусстве. Но при всех конфликтах и противостояниях никем не велось еще войны на истребление человеческой жизни.
Литературный критик: Словом, эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и 17-м годом. Поэтому на слуху у многих поколений серебряный век осмысливался как широкое и мощное движение, облаченное в определения:
«Новый трепет»
«Новая литература»,
«Новое искусство»,
«Новый человек».
Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы не хотели уверить. В 20-е годы еще продолжалась инерция, ибо такая широта и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были авторы, критик, которыми был создан «век», но сама эпоха закончилась.
Преподаватель: Остался холодный лунный пейзаж, без атмосферы и творческих индивидуальностей.
Но по инерции продолжалась еще некоторые объединения, подобно, «Всемирной литературе» в Петрограде, но этот поскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Н. Гумилева.
Журналист: ребята, уважаемые гости! Мы сегодня попытаемся заглянуть на заедание такого объединения. Оно включает в свои ряды почитателей всех поколений серебряного века, с которыми в дальнейшем пройдет разговор.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА – по плану лекции.
II Преподаватель: Движение символистов возникло как протест против оскуднения русской поэзии, как стремление сказать в нем свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На щите символистов было начертаны: идеализм и религия.
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев на Россией
Простер совиные крыла,-
Писал об этом времени Блок.
Тягостная тень реакции легла на русскую поэзию, пережившую упадок, почти болезнь. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил свое особенное лицо – в этом году вышли зрелые, ярко окрашенные авторской индивидуальностью символистические книги:
«Третья стража» - Брюсова Валерия и «Говорящие здания – Бальмонта Константина.
«Символ» - знак; образ, несущий аллегоричность, и свое вещественное исполнение.
«Без веры в божественное начало, - писал Мережковский, - нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы».
Символисты чувствовали приближение нового времени, они жили и жаждали некого обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах, и должно было быть достигнуто через соединение искусства с религией.
Журналист: Предчувствие грозы М.Лохвицкая.
Преподаватель: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».
Запись (под запись в конспект лекции):
Музыка слова, поэтичность слова по мнению В. Иванова: «….душа послушно вслед за многими флейтами, тоскует моим желанием, печалится моей печатью, загорается моим восторгом, и согласным биением сердца ответствует слушатель всем содраганием музыкальной волны, несущей певучую поэму».
Журналист: Вал.Брюсов. Вы хотели дополнить.
Преподаватель: У Белого музыка «идеально отражает символ, брызжет из него».
Журналист: Скажите, пожалуйста, символисты отдавали предпочтение интуитивному в поэзии,. С кем Вы сейчас встретились здесь?
ВЫВОД (под запись в конспект лекции): Поэты –утверждает бальмонт, - т» овеяны дуновениями, идущими из области запредельного», они – эти поэты, - «пресоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и протекают в его материи».
Ин. Анненский отмечал: в поэзии символистов укрепился дух язык намеков, недосказов, тут нельзя ни понять всего о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь, или что болезненно в себе ощущаешь, но для чего в языке не найдешь и слово». Начиная с Вл. Соловьева, его стихов, целые «гнезда слов- символов, слов- сигналов ( небо, звезды, зори, лазурь)», которым придавался мистический смысл. Религиозную подоплеку искусства признавали почти все символисты. Особенно это проявилось у Андрея Белого.
Журналист: Говорят вы сегодня принесли что-то новое (отрывок к А.Белого).
Преподаватель: приход второй «волны символистов» предвещал возникновение противоречий в символистическом лагере. Трещина прошла между старшими ( Брюсов, Бальмонт, Гиппиус) и младшими (Белый, Блок, Вяч, Иванов, С.Соловьев).
Мы упоминали уже акмеистов, отпочковавшихся от символистов. «Акмеизм» - («акм» - греч. слово, высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистического, провозглашая высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю», как можно меньше говорить о непознаваемом. Акмеисты ставили своей задачей утвердить права конкретно – чувственного слова в поэзии. «У акмеистов роза стала хороша сама по себе, запахом, лепестками, любовью», - писал Сергей Городецкий.
Сжатость, спресованность слова, строгое равновесие плотной, литой строфы, любовное обращение к эпитетам. Шесть поэтов оставили ядро группы «Цех поэтов» (С.Маковский, С. Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, М. Зенкевич и Вл.Нарбут). Организаторами были Н.Гумилев и С. Городецкий. Акмеизм не столь заботился о теории, - говорил Мандельштам, сколь утверждал вкус.
Читаю в слух: Муж – в могиле,
Сын – в тюрьме,
Помолись обо мне.
(А.Ахматова)
О ком эти строфы?
ВЫВОД (под запись в конспект лекции):
Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. И стихи их звали к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей. Произведения корифеев русского символизма представляют огромную эстетическую ценность.
Это были поэты и прозаики, одновременно философы мыслители, высокие эрудиты, люди обширных знаний. Они открыли нам новое поэтическое зрение, приучили объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать поэзию.
«В наши дни, - поучал после Октября, в 20-х годах М.Горький, - нельзя писать стихи, не опираясь на тот язык, выработан Брюсовым, Блоком».
Журналист: Скажите, ребята, можно ли подобрать цвет поэтам серебряного века?
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА
КРОССВОРД (психологическая пауза)
«ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧУСЬ»
| | | | | г | | | | | |
П | О | В | Т | О | Р | Е | Н | И | Е | |
| К | Н | И | Г | А | | | | | |
| И | С | Т | И | Н | А | | | | |
| З | А | Р | Н | И | Ц | А | | | |
| | К | Р | А | Т | К | О | С | Т | Ь |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Мать учения – … (повторение)
Близкая сестра таланта …(краткость)
Кладезь знаний …(книга)
До нее хотели докопаться …(истина)
Учитель и воспитатель в одном сосуде …(педагог)
По вертикали:
Ни один предок пытался его грызть …(гранит)
III Преподаватель: Дорогие друзья, если у Вас сложилось впечатление, что духовные ценности эпохи создавались в творческой лаборатории в России, вы ошибаетесь. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: А. Белый – в Египет, Н. Гумилев – в Абиссинию, К. Бальмонт – в Мексику, Н.Зеландию, на Самоли, А. Кондратьев – в Палестину, И. Бунин – в Индию. Это лишь несколько примеров, не считая бесчисленных примеров путешествий по странам Европы; темы и мотивы древней Америки, Греции, Рима, Иудеи, Китая вошли в стихи наших поэтов.
Гумилев говорил: «От личности поэзия требует того же, чего религия от коллектива во- первых, признания своей единственности и всемогущества; это последнее и самое главное». ( с. Соч. Т.; С.178)
Были поэты вне группы.
Журналист: Почему они остались в гордом одиночестве? Ваше мнение.( И. Бунин, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, М. Цветаева, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич).
В 90-е годы в России существовало несколько групп футуристов,
Эгофутуристы
Кубофутуристы
Враждовавших и соперничающих друг с другом, объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, свое право на произвольное слово, слово- новшество, самовитое слово, над которым не тяготит его бытовое значение и смысл его связан только с звучанием.
Группу эгофутуристов возглавил Игорь Северянин; он возглавил себя меньше Вл. Маяковского эстрадные концерты пользовались ошеломляющим успехом.
Ритмы здесь- зазывные, громогласные, с выделение ударного слова- крика;
«Послушайте, ведь если звезды зажигают,
Значит это кому – то нужно.
Значит это необходимо, что бы каждый день
Загоралась хотя бы одна звезда».
В 1904 году появились публикации олонецкого крестьянина Н.Клюева чуть позже звучал голос Сергея Есенина:
«Край любимый,
Сердцу сняться,
Скирды солнца
В возах лонных.
Я хотел бы затеряться
В берегах твоих стозвонных».
ДАТЬ СЛОВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ СТИХОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ.
Преподаватель: Как видим, русская поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Весь необычно динамичный процесс в развитии поэзии можно было бы уподобить разжимающей свои витки могучей пружине. Главным двигателем литературы всегда оставался поэт, его талант.
Постичь поэтический мир невозможно без представления о школах, представителями которых были символисты, акмеисты и футуристы. Согласитесь, что удивительный пласт поэзии серебряного века, пусть и отодвинут временем, излучает свою энергию поныне.
Журналист: Помните, Кто создан из камня,
Кто создан из глины.
А я серебрюсь и сверкаю.
Мне дело – ИЗМЕНА
Мне имя – МАРИНА.
Я – бренная пена морская.
Преподаватель: А. Блок говорил: «Если бы я не написал «Незнакомку», не было бы и других произведений».
Словом, литература серебряного века со своими гениями, полусвятыми, жертвами, спецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами известна своими героями. Эта эпопея включает спокойное, но ранящее донкихотство Сологуба; вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликающегося К. Бальмонта; Вьюжную, стихийную, «черную музыку» блока; благородную человечность и пронзительную простоту Анненского; архоический интеллектуальный эзотеризм Вячеслава Иванова; грациозный и игривый стих М. Кузьмина и упоительные тяжелые строфы Мандельштама и многие множества художественных сокровищ таит в себе серебряный век, потому что в нем «отчаянье, мертвая тоска по фантастически прекрасному миру, органической душевной бездонности, жажде гибели и смерти (с. 782 лит. наследие)». Стихи их звучат в песенном исполнении А. Пугачёвой, А. Малинина, Ф. Киркорова, И .Аллегровой.
МУЗ. СОПРОВОЖДЕНИЕ (диск, кассета)
ИТОГИ УРОКА, ОЦЕНКИ
Преподаватель: Вы хорошо поработали. Звучали стихи поэтов разных поэтических школ. Мы вместе искали слова – образы, символы - образы, лирические отступления, и все получалось. Спорили, не соглашались, переживали за судьбы поэтов серебряного века, доказывали свою правоту и истину.
Литературный критик: В заключении хотелось бы сказать словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Главной заботой государства должна быть культура. Наше будущее – в открытости всему миру и просвещенности». Вот так выглядит 10-ть заповедей ЧЕЛОВЕЧНОСТИ Дмитрия Лихачева:
Не убий и не начинай воны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.
(Воспоминания, 1995)
Преподаватель: спасибо. Можно смело сказать, что эти 10 заповедей – философское кредо мало- мальски мыслящего человека. Я в Вас верю.
Преподаватель__________________________________ Н.В. Андреева