Тема «Cервировка праздничного стола»
Цель: формировать умение сервировать праздничный стол.
Задачи:
К-О.: Познакомить с понятием сервировка стола, с правилами сервировки, предметами сервировки. Учить применять на практике полученные знания по сервировке стола.
К-Р.: Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Коррекция и развитие связной устной речи.
К-В.: Воспитывать аккуратность в работе, чувства гармонии и красоты.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями.
Дидактические материалы урока:
Скатерть, полотняные и бумажные салфетки; набор посуды для сервировки стола; столовые приборы;
презентация «Сервировка праздничного стола».
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический
Тип урока: комбинированный урок с использованием презентации.
Ход урока
0 слайд: пустой
Организационный момент:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся.
1 слайд – картинка улыбка
II. Повторение пройденного материала.
Для начала ребята, для закрепления ранее полученных знаний мы с вами поиграем в одну игру.
Игра: «Угадай-ка»
Задание: прочесть фразу, и сказать к чему относится эта фраза к санитарно-гигиеническим требованиям или к технике безопасности. Пояснить выбор.
- руки тщательно вымой с мылом;
- проверь исправность шнура перед включением электроприбора;
- надень фартук и убери волосы под головной убор;
- включай и выключай электроприбор сухими руками.
- снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками.
- передавай нож и вилку товарищу только ручкой вперёд.
- используй для нарезки различных продуктов разные доски.
Индивидуально: Кужахметов Артем и Ишкуватова Язгуль работа по картинкам. Картинки с Сан. гиг. требованиями положить на белый лист бумаги, а с ТБ на синий лист бумаги.
Итог: Молодцы с заданием справились.
Вопросно-ответная форма:
Скажите, ребята, на уроке СБО какой раздел мы изучаем?
Правильно, мы изучаем раздел «Питание»
Для того чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, вы должны будете собрать из этих букв слово.
Раздать на парту буквы. (Отв: Сервировка)
О чем мы будем с вами говорить? (о сервировке)
Молодцы!
2 слайд: СЕРВИРОВКА
Сообщение темы урока и целей.
Итак, мы сегодня с вами будем говорить о сервировке стола, не просто о сервировке, а о сервировке праздничного стола.
Спросить у детей число, месяц и год.
Запись числа и темы урока на доске. (учитель на доске, дети в тетрадях)
28 ноября «Сервировка праздничного стола»
Изучение нового материала
Праздничный стол – это приятное событие, но требует много усилий, времени, специальных умений и знаний. Для подготовки праздничного стола требуются деньги. Поэтому предварительно необходимо составить меню и посчитать расходы, так как нельзя забывать, что мы можем тратить столько, сколько позволит семейный бюджет.
Для начала давайте попробуем дать определение слову МЕНЮ.
Что же такое меню?
Ответы детей:……………….
3 Слайд: МЕНЮ – подбор блюд для завтрака, обеда, ужина.
Словарная работа: МЕНЮ – хоровое чтение, посмотрите как правильно пишется слово.(Запись в тетради)
Вопрос ученикам: Что должно включать в себя праздничное меню. (Отв.: салаты)
4 слайд: Большое место на праздничном столе отводится разнообразным холодным закускам (нарезки мясные и рыбные, салаты, бутерброды, соленья и копчёности
5 Слайд: Главным следует считать жареное или тушеное блюдо из мяса или птицы.
6 Слайд: Завершают стол десертные блюда. Приятным добавлением к еде после некоторого перерыва послужит чашка кофе или чая.
7 Слайд: Пустой
Вопросы ученикам:
1) По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол? (День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т.д.).
2) Какие торжества бывают? (Семейные, официальные)
3) Что такое сервировка стола?
8 Слайд: Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приёма пищи. (Запись в тетради)
9 слайд: пустой
4) Как вы думаете, для чего нужно красиво сервировать стол?
Отв: (Блюда должны вызывать аппетит)
Послушайте, каким требованиям должна отвечать Сервировка праздничного стола:
соответствовать мероприятию - строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок
отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения)
быть эстетичной - гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками
все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
Главное в праздничной сервировке стола — создание особой атмосферы, соответствующей приему.
Стол будет выглядеть
празднично, если его засервировать изящной посудой, серебряными столовыми приборами, а для напитков будут поданы хрустальные бокалы.
Какие же предметы нужны для того чтобы сервировать праздничный стол
10 Слайд:
Предметы сервировки стола. (раздать детям)
Скатерть
Столовая посуда
Столовые приборы
Посуда для напитков
Салфетки
Приборы для специй
Цветы
11 слайд: примерная сервировка обеда на 1 человека
Посмотрите ребята, как выглядит праздничная сервировка обеда на 1 человека. Посуду, приборы и бокалы расставляют с количеством подаваемых блюд. (рассказать)
12 слайд – пустой
Физминутка
А сейчас ребята, познакомимся с правилами сервировки.
В сопровождении с показом:
13 слайд:
1. Сервировка стола начинается со скатерти. Подкрахмаленную и хорошо выглаженную белую скатерть кладут так, чтобы средняя заглаженная складка приходилась на середину стола. Она должна свисать со всех краев одинаково, а углы на половину прикрывать ножки стола.
2. Когда скатерть расстелена, расставляют стулья точно друг против друга и таким образом, чтобы каждому сидящему за столом было достаточно места.
14 слайд: Каждый предмет при сервировке праздничного стола имеет свое место.
Тарелка появилась в 12-13 веках в Европе (до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба). Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 веке (до этого несколько человек использовали одну общую тарелку).
Тарелки расставляют на расстоянии 2 или 3сантиметров от края стола.
На стол в зависимости от меню ставят несколько тарелок: это подставная тарелка (большая и плоская), на неё ставят тарелку для закуски и она предохраняет стол от горячего.
Слева пирожковая тарелка или хлебная.
15 слайд: Количество используемых приборов зависит от меню. Справа от тарелок кладут ножи и столовую ложку, слева - вилки. За тарелкой кладут десертный прибор.
Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами - 0,5 см.
16 слайд: Издавна непременным атрибутом праздничного стола являются различные напитки. Для их употребления используют стеклянную и хрустальную посуду, количество и ассортимент, которой зависит от того, какие напитки будут предложены гостям. Стеклянная посуда (фужеры, бокалы) ставится за тарелкой, справа от ее оси.
17 слайд: Подача и расстановка блюд.
Холодные закуски ставят примерно за полчаса до начала торжества. Рыбные, мясные и овощные нарезки чередуют, располагая их змейкой на разных концах стола, так, чтобы каждый мог достать понравившееся ему блюдо.
Хлеб ставят в разные концы стола либо хозяйка просто разносит его гостям.
Горячее кушанье, ставят в центре стола. Рядом кладут общий прибор - лопаточку или щипцы.
18 слайд: Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка украшает стол. На тарелку ставят или кладут красиво сложенные полотняные салфетки.
Бумажные салфетки складывают по 10-12 штук в вазочки или салфетницы, ставят на стол из расчёта 1 ваза на 4-6 человек. Приборы для специи.
19 слайд: Цветы для украшения ставят в маленькие вазочки в центр стола. Они не должны быть высокие и не должны иметь резких запахов.
Примерно так должна выглядеть сервировка праздничного стола.
20 слайд: Посмотрите виды сервировки праздничных столов (показ слайдов)
Как красиво и эстетично оформлены столы – гармонируют с формой стола, скатертью, салфетками
Физминутка для глаз
Практическая работа (складывание салфеток)
25 слайд – способы складывания салфеток
Детям раздать салфетки
VII. Закрепление изученного материала
Итак, давайте подведём итог, какие предметы нужны для сервировки стола.
26 Слайд: Прочитать.
Посмотрите в течение 20 секунд и запомните, какие предметы нужны для сервировки стола: скатерть, столовая посуда, столовые приборы, посуда для напитков, салфетки, приборы для специй, цветы.
27 Слайд: Вспомните, какие предметы необходимы для сервировки стола и назовите, чего не хватает.
Цель: Коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной)
Для закрепление материала выполним задание. Закончите фразу (или найти слова)
28 Слайд: Закончите фразу:
Итог урока: Оценки, результаты.
Что нового узнали?
Чему научились?
Рефлексия. Раздать солнышки и тучки.
V. Закрепление изученного материала и анализ урока:
Для закрепление учащиеся выполняют тестовые задания
К столовым приборам относятся:
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатник;
е) ложка.
Ответ: б; г; е.
При сервировке стола ложку кладут:
а) в тарелку;
б) перед тарелкой;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелки;
д) в специальную укладку.
Ответ: г.
При сервировке стола к обеду вилку кладут:
а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;
г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.
Ответ: б.
При сервировке стола салфетки кладут:
а) в кольцо;
б) в стакан;
в) на закусочную тарелку;
г) слева от тарелки;
д) справа от тарелки.
Ответ: а; б; в.
Праздничный стол накрывают:
а) белой скатертью;
б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
в) цветной клеенкой;
г) цветной скатертью;
д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
Ответ: а,г.
Проанализировать допущенные ошибки, сделать необходимые замечания.