СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока - изучение нового материала. Задачи урока: формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»











Конспект урока на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени"

( 9 класс)







Составила: Гатина Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы















Вид урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

- дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

Задачи урока:

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

- формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение:

  3. Повторение о сложном предложении.

Задание 1. Заполните схему:

- Расскажите о сложных предложения по схеме.

Задание 2. Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

?

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

?



На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(речь пойдет о придаточных обстоятельственных)
-  Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …

Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.

Графический диктант

Задание: Прослушать предложения, определить вид придаточного, записать схему в 1 столбик – СПП с определительным придаточным, во 2 – СПП с изъяснительным.



1.Известно, что по-настоящему страдают люди только от досадных мелочей.

2.Синцову хотелось по дороге узнать, почему у всегда спокойного лейтенанта такое взволнованное лицо.

3.Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли.

4.Он легко шёл по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

5.Михей стрелял туда, где виднелись огоньки.



Проверка

- Куда вы записали последнее предложение? Почему? (Никуда, оно не относится к данным придаточным).

- На какой вопрос отвечает придаточное в этом предложении? Что обозначает? Какой это вид? (придаточное обстоятельственное).



- Сегодня мы начнём изучение придаточных обстоятельственных. Запишите тему и оставьте ещё одну свободную строчку.

- Какие цели и задачи поставим на урок? (Познакомиться с отличитель­ными особенностями при­даточных обстоятельственных; совершенство­вать пунктуационные навыки, уметь использовать СПП данного вида в речи).

  1. Изучение нового материала

- Вернёмся к предложению, которое вызвало затруднение: Михей стрелял туда, где виднелись огоньки.

- Теперь, изучив схему, мы можем определить, какое конкретно придаточное обстоятельственное перед нами. Какое? (места). Докажите.

- А если мы изменим предложение так: Михей стрелял, когда виднелись огоньки.

- Какое придаточное получилось? (времени).

- Допишите тему в свободную строчку: Придаточные места и времени.

  1. Фронтальный опрос

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (на вопросы косвенных падежей)

- Каким образом придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному слову? (С помощью союзов что, как будто, чтобы. С помощью союзных слов. С помощью частицы ли, употреблённой в значении союза).

- Какое указательное слово подчёркивает и выделяет значение придаточного изъяснительного в рамках сложноподчинённого предложения? (Указательное местоимение тот).

- Какую речь могут передавать придаточные изъяснительные? (Косвенную речь).



2.Преобразуйте предложение с прямой речью в сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Выполните разбор полученного предложения, составьте схему.

А.Н. Толстой пророчески предсказал: «Русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

3.карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).
    Сегодня мы начнем знакомство с придаточными обстоятельственными.

·                   Поговорим о придаточных места и времени.

И сегодня нас ждет знакомство с придаточными обстоятельственными.

А что вообще такое обстоятельства? Мы говорим: «Обстоятельства этого происшествия». И подразумеваем при этом – когда все произошло, где, почему, зачем, вследствие чего? на каких условиях?

Со всеми этими вопросами мы сталкивались, когда изучали обстоятельство как второстепенный член предложения. Давайте теперь вспомним, какими бывают обстоятельства в предложении.

Бывают обстоятельства места, времени.

Бывают – причины, цели, следствия, условия, уступки.

Бывают – образа действия, меры и степени, сравнения.

И точно такими же бывают придаточные обстоятельственные в сложноподчиненном предложении.

Придаточные обстоятельственные делятся на три основные группы.

1.     Придаточные места и времени.

2.     Придаточные причины, цели, следствия, условия, уступки.

3.     Придаточные образа действия, меры и степени, сравнения.

И сегодня нас интересует первая группа – придаточные времени и места.

Начнем с придаточных времени. Естественно, что когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? как долго продолжалось? С каких пор началось? до каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.

Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.

Родители переехали в Москву (когда?), когда Ване исполнилось восемь лет.

В Москве семья оставалась (как долго?), пока Ваня учился.

С тех пор, как Ваня закончил школу, он живет в Санкт-Петербурге. Живет – с каких пор?

Обратите внимание, что вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.

Теперь обратим внимание на средства связи в таких предложениях. Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, пока, едва, как, как вдруг. А еще – с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.

Части некоторых союзов могут становиться указательными словами. Запятая ставится между указательным словом и союзом. Подсказать, что запятая может ставиться именно так, могут слова и, не, только, лишь, еще и, именно, прежде всего, очевидно, вероятно, может быть. Эти слова стоят перед указательными словами.

Расстановка запятых может зависеть от интонации. Но все же нужно обращать внимание на слова-подсказки.

С тех пор как мы приехали в город, мы успели навестить всех знакомых. Придаточное предложение стоит перед главным. В таком случае запятая ставится только после придаточного предложения. С тех пор как – это союз.

Лейтенант не видел своего командира с тех пор, как окончилась война. В этом предложении с тех пор выделятся интонационно. Это указательные слова. Перед союзом как ставится запятая.

Он запомнил эту улицу еще с тех пор, как бегал по ней школьником. Присутствует выделительная частица еще, и потому запятая ставится перед как.

Придаточные времени можно часто встретить в пословицах и поговорках. Например.

Куй железо, пока горячо.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Когда я ем – я глух и нем.

Это случится, когда рак на горе свистнет.

Посмотрите на эти сложноподчиненные предложения. Придаточные времени в них стоят то перед главным предложением, то после него.

В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

Теперь давайте обратимся к придаточным места. Естественно, что после того, как мы узнали – когда произошло какое-либо действие, нам хочется узнать, где оно произошло, куда кто-то направился и откуда пришел. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?  

Придаточные места указывают на место совершения действия в главном предложении.

Радость пришла оттуда (откуда?), откуда не ждали.

Я решил остаться там (где?), где мне было так хорошо в детстве.

Но раз в неделю я собираюсь и еду туда (куда?), куда зовёт меня сердце.

Придаточные места присоединяются ко всему главному предложению.

Вернемся к вопросам, на которые отвечают придаточные места. Где? Куда? Откуда? Эти вопросы помогут нам запомнить средства связи придаточных места с главными предложениями. В качестве средств связи выступают союзные слова где, куда и откуда!

В главной части этим словам соответствуют указательные слова там, туда, оттуда, всюду, повсюду и так далее.  Эти указательные слова являются своего рода показателем для придаточной места.

Без указательных слов придаточные места употребляются достаточно редко и обычно в разговорной речи.

Мы остановились там, где дорога разветвлялась. Предложение звучит полно: в нем есть указательное слово. Это предложение может использоваться в литературной речи.

Мы остановились, где дорога разветвлялась. Предложение кажется немного неестественным, как будто чего-то не хватает. Не хватает указательного слова. Это предложение можно употреблять только в разговорной речи.

В сочинениях и изложениях при построении сложноподчиненных предложений с придаточными места лучше пользоваться указательными словами.

Придаточные места тоже можно часто встретить в пословицах и поговорках.

Например,

Хорошо там, где нас нет.

Где тонко, там и рвется.

Куда ни кинь – всюду клин.

Загнал, куда Макар телят не гонял.

В сложноподчиненных предложениях придаточные места могут занимать позицию перед главным предложением, после главного предложения и в середине главного предложения.

Пожалуйста, помните! Союзы и союзные слова, которые используются как средства связи для придаточных времени и места, могут связывать с главным предложением и другие виды придаточных.

Поэтому очень важно правильно ставить вопросы.

Время (какое?), когда с деревьев облетают листья, мы называем осенью.

Антон спросил (о чём?), когда отходит поезд.

Мы ответим (когда?), когда вы зададите вопрос.

Этот дом (какой?), куда давным-давно никто не заглядывал, стоял на окраине села.

Я понял (что?), куда нужно бежать.

Посетители пошли туда (куда?), куда пригласил их экскурсовод. 

Что же нам требуется запомнить?

5.Итоги урока.

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить? 

Рефлексия содержания учебного материала

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

7. Д.З. 1. заполнить таблицы.

2. с. 63, 65 упр. 135( выписать придаточные места), 143 (по заданию)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!