СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"»



Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения





Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения

Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений;

научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;

формировать коммуникативные компетенции

Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная

Методы: словесные, практические, частично - поисковый

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

(Слайд )

Ход урока:

1.Вводно – мотивационный этап.

Добрый день, ребята. Садитесь. Начинаем сегодняшний урок.

Сегодня мы  продолжим изучение типов  СПП и познакомимся  с  новым  видом  придаточных. Откройте рабочие тетради, запишите «Двадцать второе января, Классная работа».
Прежде чем вы узнаете сегодняшнюю тему, постараетесь сформулировать цель и задачи урока, мне хотелось бы проверить ваши орфографические навыки и провести небольшую орфографическую разминку. Слайд №2. (записывают в тетради слова в два столбика)


  1. Орфографическая разминка.
    Проверка ОПРОС, слайд 3
    2 .Проверка домашнего задания.
    Устный опрос по желанию. (Предложения 1,3,6. Назовите устаревшие слова, их значение: селенье, младая, зала, невод)

Слайд 4 опрос устный

-повторим то, что  нам  уже  стало  известно о СПП.

2.Актуализация  опорных знаний.

Работа по слайду 3 (презентация)

Да? или  Нет? Верны ли  предложенные вам  утверждения?

1.Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.

2.По наличию главных членов предложения простые предложения бывают: односоставные и двусоставные.

3.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это ССП.

4.Средства связи в СПП – это только союзы.

5.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному.

6. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.

Самопроверка по ключу

3.Работа по теме урока

1.Легенда «Шесть слепых и слон»

Слепым было дано задание определить, на что похоже незнакомое им животное – слон. Один из слепых, который завладел ногой слона, заявил, что слон похож на столб. Второй, у которого в руках оказался хвост животного, сказал, что слон похож на веревку. Трое остальных, которые притрагивались к уху, хоботу и клыку слона, с одинаковой категоричностью отстаивали мнение о том, что он похож соответственно на парус, шланг и копье.

Задание ученикам: выписать слова, обозначающие то, с чем сравнивается слон.

(столб, веревка, стена, парус, шланг, копье)

Вопросы к тексту: (Слайд )

1)Правильно ли слепые получили представление о слоне?

2)Что необходимо для того, чтобы оно стало правильным? (Для правильного знания необходимо изучить объект в его целостности, т. е. со всех сторон)

- Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Цель урока? Сформулируйте задачи. Слайд №---

2.Рассказ учащегося о приемах сравнения (Слайд )

Откройте учебник на стр. ----

Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другими, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как? Рассмотрим их.

Почитайте

1)Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи.

2)Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа . Творительный сравнения употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях:

Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег.  

3) Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного: Правда дороже золота.

4)Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми.



Ответьте на вопрос, какова роль сравнительных оборотов  в речи?

  • Позволяют  шире  представить  признаки предметов, явлений

  • Украшают речь, делают её  образной, выразительной, меткой.

 

3.Сопоставление предложений (Слайд )

Существует еще один способ сравнения – сравнение с помощью СПП. Сопоставьте 2 предложения.

1)Сердцем старайся сберечь,

Как звёздное небо России,

Обычную русскую речь.

Б. Саянов

2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)

А) Что объединяет предложения? (сравнительные отношения)

Б) Чем они выражены? (сравнительный оборот, придаточное сравнительное)

В) Как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного предложения?

4.Организация исследовательской деятельности

Давайте попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику.

Действуем по плану:

  • Найти  главное и придаточное предложение. Определяем значение придаточного.

  • Задать вопрос  от  главной  части к придаточной.

  • Определить, к чему  относится придаточное: ко всему  главному или к  какому-то одному  слову, местоположение придаточного

  • Определить    средство  связи (союз или союзное слово)?


Упр.170 (У доски работают ……..) схемы предложений, 1, 4 предложение

6.Обобщение материала

Ответьте на вопросы: (Слайд )

1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?

2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?

3.К чему относятся данные предложения?

4.Их позиция по отношению к главному?

5.Какова роль придаточных сравнения в речи?

Проверьте себя: (Слайд )

1.Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.

3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.

4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.

5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

7.Рефлексия (Слайд

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

8. Выставление оценок за урок.

9.Домашнее задание (Слайд )

(выучить правило, повторить правила «Написание гласных в корнях с чередованием», упр. №167)





9.Подведение итогов урока


Учитель русского языка и литературы Мельникова Яна Николаевна МБОУ КСОШ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!