СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока сольфеджио в 3 классе «Изучение интервалов в младших классах средствами инновационных ресурсов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением компьютерных технологий, игр-тренажеров и мобильных приложений по предмету сольфеджио в ДШИ и ДМШ. Это  урок комплексного применения полученных знаний и умений средствами инновационных ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока сольфеджио в 3 классе «Изучение интервалов в младших классах средствами инновационных ресурсов»»

Урок сольфеджио в 3 классе

ДШИ№7 город Набережные Челны, преподаватель Лотфуллина Л.Р.

«Изучение интервалов в младших классах средствами инновационных ресурсов»

Форма урока с применением компьютерных технологий, игр-тренажеров и мобильных приложений по предмету сольфеджио, по типу – урок комплексного применения полученных знаний и умений.

Цель урока: практическое применение полученных знаний и умений средствами инновационных технологий.

Задачи:

1. Научить учеников применять полученные знания на практике. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Интервалы: пение, построение, определение на слух и умение определить интервалы в нотном тексте».

2. Развитие творческой самостоятельности. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитание коммуникативных навыков работы в группах. Пробудить интерес к урокам сольфеджио, применяя современные средства обучения.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, экран, планшеты, смартфоны (личные детей), доска, план урока, рабочие тетради Калининой Г.Ф раздаточный материал (карточки с интервалами, нотный материал).

ХОД УРОКА

слайда

Педагог

ответы учеников


Организационный момент

1.

Добрый день ребята. Сегодня мы познакомимся с различными современными образовательными материалами, которые можно использовать на уроках сольфеджио. На примере темы «Интервалы» будем использовать на уроке компьютерные технологии и мобильные приложения.

Это урок комплексного применения полученных знаний и умений и закрепление практических навыков с помощью современных технологий.


Сообщение темы и целей урока

2

Цель урока: практическое применение полученных знаний и умений средствами инновационных технологий.

Задачи:

1. Научить учеников применять полученные знания на практике. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Интервалы: пение, построение, определение на слух и умение определить интервалы в нотном тексте».

2. Развитие творческой самостоятельности. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитание коммуникативных навыков работы в группах. Пробудить интерес к урокам сольфеджио, применяя современные средства обучения.


3

Распевка. Песня «Пора начать урок» пение на два голоса и канон с педагогом.

Какие интервалы прозвучали во вступлении к песне?

Небольшой кусочек который мы с вами спели с названием нот прозвучал с повторением мелодии первого голоса, как такое пение называется?



ответы детей:

октавы

каноном.

Опрос учащихся. Закрепление теоретических знаний по теме интервалы. Мозговой штурм

4

Ребята, мы с вами впервые познакомились с темой «Интервалы» в 1 классе и знаем, что слово интервал используется не только в музыке. Что же означает это слово?

Например: расстояние между этажами, от дома до школы.. .и т.д.

5

А что же такое интервал в музыке?

Правильно, любая мелодия – это цепочка из интервалов. Если посмотреть на любое музыкальное произведение, то можно увидеть, что весь музыкальный материал состоит из интервалов

Это любые два звука, прозвучавшие одновременно или последовательно

6

Ребята, приготовьте ваши планшеты или смартфоны с приложением Perfect Рiano, открываем клавиатуру с 1 октавой. Данное приложение имеет полную клавиатуру клавиш фортепиано. Несколько режимов использования – для одного исполнителя, в нескольких октавах, для двоих исполнителей лицом к лицу, а также аккордовый режим.

Дети включают

настраивают свои планшеты

7

Давайте споем и сыграем песню «Интервалы».

(ученики поют песню со словами и играют на планшетах, один ученик играет в аккордовом режиме).

8

Раз интервал – это расстояние, то любое расстояние измеряется. Чем же мы измеряем расстояние между звуками интервалов? Правильно и по количеству ступеней между звуками каждый интервал получил свое название это числительные на латинском языке. Чтобы их назвать мы должны разгадать кроссворд. (Кроссворд на слайде через гиперссылку). Кто хочет пойти и отвечать за компьютером?

Это расстояние измеряется количеством ступеней.

(Ученики по одному отвечают все на 8 вопросов.)

9

Итак, мы с вами знаем, что два звука интервала могут звучать как последовательно, так и одновременно. Как же они называются? Правильно. Сыграйте сейчас любые интервалы гармонически и мелодически.

Мелодические и гармонические.


Практические задания. Работа в группе.

10

Гармонические интервалы. Определить и построить интервал. Пользуясь приложением Interval Cards Theory, вы сейчас определите интервалы и построите их. Делимся на две группы. Первая группа будет строить интервалы, вторая определять, какой интервал написан. Посмотрим, сколько очков вы наберете, и кто сделает все без ошибок.

работают на планшетах в приложении IntervalCardsTheory

11

Межпредметные связи с уроком специальности.

Скажите, пожалуйста, а интервалы мы встречаем только на уроках сольфеджио? Где еще, на каких предметах вы слышите и даже исполняете интервалы?

Молодцы ребята. Сейчас мы с вами послушаем два произведения, и вы ответите на вопрос, какие интервалы вы услышали в этих пьесах – гармонические или мелодические?

Первая пьеса называется «Веселый крестьянин, возвращающийся домой» немецкого композитора Роберта Шуман.

Вторая пьеса татарская народная песня «Тала-тала».


На уроках специальности, хора, оркестра, слушания музыки, на уроках музыки в общеобразовательной школе.

В первой пьесе звучат мелодические интервалы, во второй гармонические.

12

Межпредметные связи с уроком слушание музыки.

по составу исполнителей мы можем назвать коллективы музыкантов. Как такие коллективы называются? Первый коллектив из 4 человек, и второй из 5 человек.



Квартет и Квинтет.


13

А теперь определите на слух состав исполнителей.

(Звучат Дуэт Трубадура и Принцессы из м/ф «Бременские музыканты» и Трио – скрипка, рояль, баян)


Дуэт и трио.

14

Слушаем, играем интервалы от ноты ДО. Смотрим на экран, и повторяем.

в обозначении интервалов появились буквы? Что они означают? И почему мы стали играть черные клавиши?

дети играют все простые интервалы от ч1до ч8

потому что это чистые, большие и малые интервалы

15

Ребята, почему интервалы стали так называть,

с чем это связано? Это связано с качественной стороной интервалов. Правильно, расстояние между двумя звуками измеряется полутонами.

интервалы кроме количества ступеней измеряются еще и количеством тонов и полутонов.

16

Посмотрите на слайд - написаны слова Консонанс и Диссонанс. Что они означают?

Какие интервалы мы называем консонансами?

Какие диссонансами?

Сыграйте консонансы и диссонансы от любых нот.

Консонансы - звучат слитно, благозвучно.

Диссонансы - звучат резко, напряженно.

ч1,4,5,8.мб3,мб6

мб2,мб7,тритоны

Сольфеджирование с аккомпанементом педагога на фортепиано и планшетах.

17

Во втором классе мы с вами учили песенки (Т.Ошурковой), в которых звучат интонации изучаемых интервалов. Это своеобразные правила, которые быстро ложатся на слух и легко запоминаются.

Споем и подыграем себе Песенку «Ёжик» на м 2

Сольфеджирование с аккомпанементом самих учеников

Песня на ч 4 – «Петух», все играют и поют

играют мелодию песни на планшетах и поют, учитель играет аккомпанемент один

ученик аккомпанирует вступление,заключение

18

Сейчас мы поем эти песни, используя видео-разработки М.С. Толмачевой. Споем на интервал б3 «Кошка»

все ученики поют песни (глядя на экран) со словами и по нотам, можно по фразам спеть поочередно всем.

19

Физкультминутка. Видео-ролик «Танцующие утята»

Ребята после такого «мозгового штурма» нам требуется разрядка. Выполним зарядку, двигаемся активно.

дети выполняют упражнения


Самостоятельная работа

20

Сыграть все интервалы от ноты Ля вверх и вниз. Спеть на два голоса – нижний поет ноту Ля, верхний строит интервалы вверх. Верхний голос поет Ля, нижний строит интервалы вниз.

работают по 2 ученика

Овладение новым приложением для записи нот - Ensemble Composer

21

Самостоятельная работа. Написание мелодии второго голоса. Дописать нижний голос в приложение Ensemble Composer –нотный редактор. Песня в ля миноре 8 тактов

Определить тональность. Спеть мелодию с дирижированием. Послушать записанную мелодию в приложении Ensemble Composer. Написать ноты нижнего голоса вместо ступеней в приложении Ensemble Composer. Послушать полученную запись в приложении. Спеть тему второго голоса. Педагог играет верхний. Спеть на два голоса.

на планшетах уже записана мелодия в приложении Ensemble Composer, ученики записывают нижний голос. Работают по одному или по двое.

слушают полученные записи, исполняют запись второго голоса

22

Пение Канона. Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

Канон Ars longa, vita brevis ("Искусство вечно, жизнь коротка") 1816 года - один из трех, написанных Бетховеном на слова этой популярной латинской поговорки.

Это, так называемый, канон-загадка. Бетховен обычно использовал, т.н. "строгий канон", т.е. второй голос (и последующие - если голосов предусматривалось больше двух) в точности повторял первый. Загадочность такого канона состояла в том, что каждый из исполнителей должен был угадать момент своего вступления, т.к. в нотах был выписан только один голос.

все поют канон поочередно вступая

23

Рефлексия – твое отношение к уроку. Сегодня на уроке мы с вами повторили наши знания по теме «Интервалы», и закрепили их практическими действиями. Что мы делали? Строили, пели, играли, слушали, исполняли. Работали все вместе, группами и по одному. Все ли у нас вами получилось? Подумайте и продолжите начало фраз

Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно….

Я научился…Мне захотелось…Я попробую…У меня получилось…

Теперь я могу…(спасибо вам за работу, ответы, оценки за урок (объявляется каждому ученику)

дети дают ответы

24

Домашнее задание

1. В приложениях строить и слушать интервалы.

2. Калинина стр. 18 № 13,14 – построить интервалы.

записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!