№ слайда | Педагог | ответы учеников |
Организационный момент |
1. | Добрый день ребята. Сегодня мы познакомимся с различными современными образовательными материалами, которые можно использовать на уроках сольфеджио. На примере темы «Интервалы» будем использовать на уроке компьютерные технологии и мобильные приложения. Это урок комплексного применения полученных знаний и умений и закрепление практических навыков с помощью современных технологий. | |
Сообщение темы и целей урока |
2 | Цель урока: практическое применение полученных знаний и умений средствами инновационных технологий. Задачи: 1. Научить учеников применять полученные знания на практике. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Интервалы: пение, построение, определение на слух и умение определить интервалы в нотном тексте». 2. Развитие творческой самостоятельности. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы. 3. Воспитание коммуникативных навыков работы в группах. Пробудить интерес к урокам сольфеджио, применяя современные средства обучения. | |
3 | Распевка. Песня «Пора начать урок» пение на два голоса и канон с педагогом. Какие интервалы прозвучали во вступлении к песне? Небольшой кусочек который мы с вами спели с названием нот прозвучал с повторением мелодии первого голоса, как такое пение называется? | ответы детей: октавы каноном. |
Опрос учащихся. Закрепление теоретических знаний по теме интервалы. Мозговой штурм |
4 | Ребята, мы с вами впервые познакомились с темой «Интервалы» в 1 классе и знаем, что слово интервал используется не только в музыке. Что же означает это слово? | Например: расстояние между этажами, от дома до школы.. .и т.д. |
5 | А что же такое интервал в музыке? Правильно, любая мелодия – это цепочка из интервалов. Если посмотреть на любое музыкальное произведение, то можно увидеть, что весь музыкальный материал состоит из интервалов | Это любые два звука, прозвучавшие одновременно или последовательно |
6 | Ребята, приготовьте ваши планшеты или смартфоны с приложением Perfect Рiano, открываем клавиатуру с 1 октавой. Данное приложение имеет полную клавиатуру клавиш фортепиано. Несколько режимов использования – для одного исполнителя, в нескольких октавах, для двоих исполнителей лицом к лицу, а также аккордовый режим. | Дети включают настраивают свои планшеты |
7 | Давайте споем и сыграем песню «Интервалы».  | (ученики поют песню со словами и играют на планшетах, один ученик играет в аккордовом режиме). |
8 | Раз интервал – это расстояние, то любое расстояние измеряется. Чем же мы измеряем расстояние между звуками интервалов? Правильно и по количеству ступеней между звуками каждый интервал получил свое название это числительные на латинском языке. Чтобы их назвать мы должны разгадать кроссворд. (Кроссворд на слайде через гиперссылку). Кто хочет пойти и отвечать за компьютером? | Это расстояние измеряется количеством ступеней. (Ученики по одному отвечают все на 8 вопросов.) |
9 | Итак, мы с вами знаем, что два звука интервала могут звучать как последовательно, так и одновременно. Как же они называются? Правильно. Сыграйте сейчас любые интервалы гармонически и мелодически. | Мелодические и гармонические. |
Практические задания. Работа в группе. |
10 | Гармонические интервалы. Определить и построить интервал. Пользуясь приложением Interval Cards Theory, вы сейчас определите интервалы и построите их. Делимся на две группы. Первая группа будет строить интервалы, вторая определять, какой интервал написан. Посмотрим, сколько очков вы наберете, и кто сделает все без ошибок. | работают на планшетах в приложении IntervalCardsTheory |
11 | Межпредметные связи с уроком специальности. Скажите, пожалуйста, а интервалы мы встречаем только на уроках сольфеджио? Где еще, на каких предметах вы слышите и даже исполняете интервалы? Молодцы ребята. Сейчас мы с вами послушаем два произведения, и вы ответите на вопрос, какие интервалы вы услышали в этих пьесах – гармонические или мелодические? Первая пьеса называется «Веселый крестьянин, возвращающийся домой» немецкого композитора Роберта Шуман. Вторая пьеса татарская народная песня «Тала-тала». | На уроках специальности, хора, оркестра, слушания музыки, на уроках музыки в общеобразовательной школе. В первой пьесе звучат мелодические интервалы, во второй гармонические. |
12 | Межпредметные связи с уроком слушание музыки. по составу исполнителей мы можем назвать коллективы музыкантов. Как такие коллективы называются? Первый коллектив из 4 человек, и второй из 5 человек. | Квартет и Квинтет. |
13 | А теперь определите на слух состав исполнителей. (Звучат Дуэт Трубадура и Принцессы из м/ф «Бременские музыканты» и Трио – скрипка, рояль, баян) | Дуэт и трио. |
14 | Слушаем, играем интервалы от ноты ДО. Смотрим на экран, и повторяем. в обозначении интервалов появились буквы? Что они означают? И почему мы стали играть черные клавиши? | дети играют все простые интервалы от ч1до ч8 потому что это чистые, большие и малые интервалы |
15 | Ребята, почему интервалы стали так называть, с чем это связано? Это связано с качественной стороной интервалов. Правильно, расстояние между двумя звуками измеряется полутонами. | интервалы кроме количества ступеней измеряются еще и количеством тонов и полутонов. |
16 | Посмотрите на слайд - написаны слова Консонанс и Диссонанс. Что они означают? Какие интервалы мы называем консонансами? Какие диссонансами? Сыграйте консонансы и диссонансы от любых нот. | Консонансы - звучат слитно, благозвучно. Диссонансы - звучат резко, напряженно. ч1,4,5,8.мб3,мб6 мб2,мб7,тритоны |
Сольфеджирование с аккомпанементом педагога на фортепиано и планшетах. |
17 | Во втором классе мы с вами учили песенки (Т.Ошурковой), в которых звучат интонации изучаемых интервалов. Это своеобразные правила, которые быстро ложатся на слух и легко запоминаются. Споем и подыграем себе Песенку «Ёжик» на м 2 Сольфеджирование с аккомпанементом самих учеников Песня на ч 4 – «Петух», все играют и поют | играют мелодию песни на планшетах и поют, учитель играет аккомпанемент один ученик аккомпанирует вступление,заключение |
18 | Сейчас мы поем эти песни, используя видео-разработки М.С. Толмачевой. Споем на интервал б3 «Кошка» | все ученики поют песни (глядя на экран) со словами и по нотам, можно по фразам спеть поочередно всем. |
19 | Физкультминутка. Видео-ролик «Танцующие утята» Ребята после такого «мозгового штурма» нам требуется разрядка. Выполним зарядку, двигаемся активно. | дети выполняют упражнения |
Самостоятельная работа |
20 | Сыграть все интервалы от ноты Ля вверх и вниз. Спеть на два голоса – нижний поет ноту Ля, верхний строит интервалы вверх. Верхний голос поет Ля, нижний строит интервалы вниз. | работают по 2 ученика |
Овладение новым приложением для записи нот - Ensemble Composer |
21 | Самостоятельная работа. Написание мелодии второго голоса. Дописать нижний голос в приложение Ensemble Composer –нотный редактор. Песня в ля миноре 8 тактов  Определить тональность. Спеть мелодию с дирижированием. Послушать записанную мелодию в приложении Ensemble Composer. Написать ноты нижнего голоса вместо ступеней в приложении Ensemble Composer. Послушать полученную запись в приложении. Спеть тему второго голоса. Педагог играет верхний. Спеть на два голоса. | на планшетах уже записана мелодия в приложении Ensemble Composer, ученики записывают нижний голос. Работают по одному или по двое. слушают полученные записи, исполняют запись второго голоса |
22 | Пение Канона. Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него. Канон Ars longa, vita brevis ("Искусство вечно, жизнь коротка") 1816 года - один из трех, написанных Бетховеном на слова этой популярной латинской поговорки. Это, так называемый, канон-загадка. Бетховен обычно использовал, т.н. "строгий канон", т.е. второй голос (и последующие - если голосов предусматривалось больше двух) в точности повторял первый. Загадочность такого канона состояла в том, что каждый из исполнителей должен был угадать момент своего вступления, т.к. в нотах был выписан только один голос. | все поют канон поочередно вступая |
23 | Рефлексия – твое отношение к уроку. Сегодня на уроке мы с вами повторили наши знания по теме «Интервалы», и закрепили их практическими действиями. Что мы делали? Строили, пели, играли, слушали, исполняли. Работали все вместе, группами и по одному. Все ли у нас вами получилось? Подумайте и продолжите начало фраз Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…. Я научился…Мне захотелось…Я попробую…У меня получилось… Теперь я могу…(спасибо вам за работу, ответы, оценки за урок (объявляется каждому ученику) | дети дают ответы |
24 | Домашнее задание 1. В приложениях строить и слушать интервалы. 2. Калинина стр. 18 № 13,14 – построить интервалы. | записывают домашнее задание |