СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Современный театр кукод в Крыму""

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю. С добрыми пожеланиями. Для подготовки к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Современный театр кукод в Крыму""»

Тема: Современный театр кукол в Крыму.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей возникновения кукольного театра и разновидностями театральных кукол: марионетки, перчаточные, теневые куклы.

  • расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование урока: ноутбук, презентация по теме урока, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Самый любимый театр у детей во всем мире - кукольный театр.

Потому что актеры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.

Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Сказку, басню можно сыграть при помощи кукол.

Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Сценическое действие актера в театре кукол двунаправлено. Актер кукольного театра держит в поле зрения не только то, что он показывает, но и то, как его действия воспринимаются зрителями.

Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме.

Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. французским писателем Ш.Нодье.

Существуют несколько видов театральных кукол. Напольные куклы находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Это самая простая кукла. Основа куклы - перчатка. Головку куклы делают из разных материалов: папье-маше, поролона, пенопласта, пластилина, бумажных цилиндров, и др. Кисти рук - очень важная деталь, их делают из также материала, что и головку. К перчатке крепятся головка и руки. Куклы пальчиковые куклы меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях. Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные) Актер держит над собой и играет за ширмой. Основная трость идет от головы через все тело куклы, а две другие - от рук.
Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол. Их много, они сложные по конструкции. У театральной куклы подвижны голова, рот, глаза. Центральной тростью - гапитом - актер управляет корпусом, головой куклы, а второй актер управляет ее руками. Кукла-марионетка Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута Паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название. Куклы- великаны фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин. Теневые куклы вырезают из прозрачной кожи и подкрашивают - тень получается разноцветная. Играют такими куклами за экраном. Зрители видят тень. Плоские куклы выпиливаются по частям из фанеры. Туловище, руки, ноги, голову раскрашивают или оклеивают тканью. Отдельные части соединяют нитками, леской или проволокой. Играют ими так же, как тростевыми или марионеточными. Куклой-марионеткой - на нитках - управляют сверху. Актер держит в руках вертикальную или горизонтальную вагу (доску) , к которой крепятся нити от головы, ног, рук. Поворачивая вату, актер водит куклу. При помощи подвижной перекладины - коромысла - приводятся в движение ноги, к одной неподвижной перекладине крепятся руки, к другой - плечи, голова. Голова, ладони и столы делают тяжелыми, суставы мягкими или на петлях.

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он - насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Крымский театр кукол – один из старейших театров кукол Крыма. Первым директором и художественным руководителем была Мария Константиновна Шуринова.

Наступил 1941 год – Великая Отечественная война. Театр прекратил работу. А конце марта 1944 года, когда советские войска вплотную подошли к Крыму, из комендатуры пришел приказ сыграть спектакль для поддержки немецких солдат. Однако это представление не состоялось – артисты скрылись, благодаря двум немецким коллегам-актерам.

После освобождения Симферополя Мария Федоровна Руденко обратилась в Наркомпрос с просьбой о возобновлении работы театра кукол. И на следующий день, 16 апреля 1944 года передвижной детский театр поступил в ведение Управления по делам искусств и получил статус – Крымский государственный театр кукол. Это произошло благодаря тому, что был сформирован репертуар из 16 спектаклей для детей.

Первым директором стационарного театра была назначена М.Ф. Руденко, а художественным руководителем – М.К. Шуринова.

Большой вклад в развитие актерского мастерства в театре внесли актеры – «шестидесятники» – Людмила Дроздова, Регина Родзевич, Вера Белуш, Надежда Кумачева, Александр Борисов, а также Вадим Жуков, Валерий Вольховский, Борис Смирнов, которые впоследствии возглавили театры кукол России и Украины.

С 1978 года театром руководит Борис Азаров. У коллектива появилось здание в центре города. Сегодня в репертуаре более 40 спектаклей. За время своего существования театр расширил жанровые возможности, обогащая современное искусство талантливыми постановками, созданными практически во всех возможных для кукольного театра жанрах: комедия, трагедия, драма, опера, балет, комедия и многих других. Репертуарная афиша сформирована по лучшим образцам зарубежной и отечественной драматургии. Премьеры театра получают высокую оценку зрителей, достойно украшают театральную афишу Крыма.

Театр работает для зрителей всех возрастных категорий. Для самых маленьких – «Машенька и Медведь»,спектакли для школьников венгерского автора И. Мольнар «Чудеса волшебника Чиличалы», поэтическая притча латышского драматурга Х. Паукша «Хомячок и Северный ветер». Представлены так же спектакли для молодежи: «Арлекин, или Слуга трех господ». Успех у крымского зрителя имеют спектакли для взрослых. Спектакли Крымского театра кукол отличают повышенная эмоциональность, выразительная пластика, тонкое ощущение сценической формы, блистательная техника, владение различными системами кукол. Праздничность, присущая искусству актеров тесно связана с импровизацией, придающей спектаклям сиюминутную радость творчества. Уникальный по своей внутренней атмосфере, высокой духовности и профессионализму театр развивает и приумножает лучшие традиции крымских кукольников. Коллектив участвует в международных фестивалях, творческих лабораториях. Театр является призером и дипломантом многих международных фестивалей и конкурсов. Крымский театр кукол провел два международных фестиваля театров кукол в Крыму, в которых принимали участие 12 театров из Польши, Белоруссии, Венгрии, Германии. Творить чудеса Крымскому театру кукол помогают любовь и преданность древнему виду театрального искусства.