СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Современные технологии воспитательно - образовательной работы в ДОО."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ПМ.05 методическое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивной доски, игровых и развивающих технологий

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Современные технологии воспитательно - образовательной работы в ДОО."»

Тема занятия: Современные технологии воспитательно - образовательной работы в ДОО.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цель занятия: формировать у обучающихся представление о современных образовательных технологиях, применяемых в дошкольном образовании, развивать интерес к использованию ИКТ в работе с детьми, воспитывать умение работать в коллективе (воспитательный, развивающий аспект).

Формируемые компетенции (образовательный аспект):


Общие компетенции


Профессиональные компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.



Ход урока

Здравствуйте, садитесь.

На предшествующих занятиях мы говорили о технологическом подходе к образованию, рассматривали вопросы понятия педагогических технологий, их классификации, а так же сравнивали традиционную (авторитарную) технологию и личностно-ориентированные технологии.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о современных образовательных технологиях, которые используются в дошкольном образовании. Запишите тему: «Современные технологии воспитательно - образовательной работы в ДОО».

В ходе работы над темой в тетрадях вам необходимо составить развёрнутый план, который вы озвучите в конце урока.

В. Ф. Одоевский писал: «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». Как вы понимаете это высказывание? Можно ли с ним согласиться?

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Задание: У вас на столах лежат чистые листы бумаги. Сейчас мы сделаем из них снежинки. Нужно взять листок, закрыть глаза, свернуть листок пополам и оторвать правый верхний угол и так продолжать делать эти операции, пока будут силы отрывать бумагу. А теперь разверните снежинки, посмотрите, есть ли похожие? Нет! Вот так и с детьми, они все абсолютно разные. Выбирая методы и приёмы работы, мы должны всегда придерживается положения: «Не рядом, не над ними, а вместе!». Цель воспитателя - содействовать становлению каждого ребенка как личности.

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология»?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Сегодня любая дошкольная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе выбранных технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Итак, педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. 

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

·  Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

·   Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

·   Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образованияпотеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Исходя из вышесказанного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология исследовательской деятельности;

  • технологии проектной деятельности;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология «ТРИЗ» и др.

Давайте коротко познакомимся с этими технологиями.

Как вы думаете, какова цель здоровьесберегающих технологий?

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Как вы думаете, от чего зависит выбор здоровьесберегающих педагогических технологий?

  • от типа дошкольного учреждения,

  • от продолжительности пребывания в нем детей,

  •  от программы, по которой работают педагоги,

  •  конкретных условий ДОО,

  •  профессиональной компетентности педагога,

  • показателей здоровья детей.

Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на группы:

Задание: соотнесите вид деятельности с группой технологий /визуализация на доске/

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

  • подвижные и спортивные игры

  • контрастная дорожка, тренажеры

  • ритмопластика

  • релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни. 

  • утренняя гимнастика

  • физкультурные занятия

  • бассейн

  • точечный массаж (самомассаж)

  • спортивные развлечения, праздники

  • День здоровья

  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

  • Игротренинги и игротерапия

  • Занятия из серии «Здоровье»

Коррекционные технологии

  • технология коррекции поведения

  • арттерапия

  • технологии музыкального воздействия

  • сказкотерапия

  • технология воздействия цветом

  • психогимнастика

  • фонетическая ритмика

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.  Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.

  • Движение   воздуха, воды.

  • Свойства почвы и минералов.

  • Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.

  • Виды животных.

  • Виды строительных сооружений.

  • Виды транспорта.

  • Виды профессий.

3. Путешествие по карте

  • Стороны света.

  • Рельефы местности.

  • Природные    ландшафты и их обитатели.

  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

      • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

      • История    жилища и благоустройства.


Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность включает в себя:

  • Задание для детей, сформулированное в виде проблемы

  • Целенаправленную детскую деятельность

  • Формы взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом, родителями

  • Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Классификация учебных проектов:

1.по доминирующему методу: 

  • исследовательские,

  • информационные,

  • творческие,

  • игровые,

  • приключенческие,

  • практико-ориентированные.

2.по количеству участников: 

  • индивидуальный,

  • парный,

  • групповой,

  • фронтальный.

3.по продолжительности: 

  • краткосрочный,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочный.


Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

·         идти в ногу со временем,

·         стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

·         наставником в выборе  компьютерных программ, 

·         сформировать основы информационной культуры его личности,

·         повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Посмотрите видеоролик об использовании смарт – стола. Скажите, какие задачи можно решить с его помощью? В чём его преимущество перед использованием обычных видов наглядности?

 Преимущества компьютера:

·         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

·         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

·         движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

·         обладает стимулом познавательной активности детей;

·         предоставляет возможность индивидуализации обучения;

·         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

·         позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. И ещё это использование смарт – стола, смарт – доски и робототехники.

Просмотр видеоролика о робототехнике.

Игровые технологии

Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.

О некоторых из перечисленных технологий мы поговорим подробнее. Итак, что такое блоки Дьенеша? /студент/

В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты».

Что отличает игры Воскобовича от всех остальных? /студент/

Почему мы называем игры Кьюзенера развивающими, расскажет /

Как можно объединить ИКТ и игровые технологии покажет следующий студент.

Личностно - ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Направления личностно-ориентированных технологий

  • Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному и обезличенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Триз-РТВ «Росток» А.М. Страунинг.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

 Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

·         Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

·         Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

·         Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.


Итак, мы познакомились с рядом технологий, которые нашли своё применение в дошкольных организациях.

На следующем слайде представлены пособия, которые помогут вам более обстоятельно разобраться в содержании заинтересовавших вас технологий и, конечно, применить их в работе с детьми.

А сейчас зачитайте, какой получился план?

Домашнее задание: Составить список литературы по теме.

Технология инсерт - прием технологии критического мышления

Тема: Современные технологии воспитаельно - образовательной работы в ДОО.

V

(известная информация)

+

(новая интересная информация)

-

(новое, противоречащее прежним знаниям)

?

(информация неясная, требующая дополнительного изучения)

Я это знала

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что знала раньше

Я хочу знать об этом больше



Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс


Творческих Вам успехов!


10