Урок в 6 классе по истории России
Тема: «Создание единого (суверенного ) Русского государства и конец ордынского ига»
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
Задачи:
Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
Карта “Образование русского централизованного государства”.
Атласы по истории России для 6-го класса.
Портреты московских царей.
Раздаточный материал (рабочие листы)
Схема “Создание единого русского государства”.
Презентация «Создание единого русского государства и конец ордынского ига» (Приложение)
План урока:
Содержание этапов урока | Приемы и методы |
I. Организационный этап II. Повторение и проверка знаний
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление новых знаний V. Подведение итога урока VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Работа в парах, составление кластера, историческая зарядка
Проблемное задание, работа с картой и атласами, физкультминутка, составление схемы “Создание единого русского государства”, анализ документа, игра “Чистая доска”.
Задания из рабочей тетради
Игра “Закончи предложение”. |
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Повторение и проверка знаний
Историческая зарядка
Вече- народное собрание
Республика- форма правления, при которой власть принадлежит выборным представителям
Ярлык- ханская грамота, дающая право на правление
Владычество- господство
Централизованное государство- государство с сильной властью, едиными законами, налогами, армией.
Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.
В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем дают свой вариант ответа
Варианты ответов учащихся:

Вывод:
Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
Предпринимались попытки свергнуть монголо- татарское иго
III. Изучение нового материала
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока. ( запись темы в тетради)
Варианты ответов учащихся:
Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.
А) Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина на слайде Варианты ответов учащихся:
– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.
Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория? в 5 раз.
Учитель. С похода Батыя Русь попала в зависимость к Золотой Орде и более 200 лет русские князья вынуждены были мириться со своим бесправным положением, платить дань, спрашивать ярлык на княжение, унижаясь и терпя насмешки. Дмитрий Донской впервые попытался вступить в открытый бой с татарами и победил в Куликовской битве. Но это не означало ликвидации монголо- татарского ига. Уже в 1382 году Тохтамыш пришёл и сжёг Москву, наказав за непокорность. Сил было ещё недостаточно.
Что надо сделать Ивану 3?
Варианты ответов учащихся:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить страну от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен? В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
? Почему отношения с Новгородом имели важнейшее значение для Москвы?
Большие территории
Богатое боярство и купечество
Могли вступить в союз с Литвой против Москвы
Комментарий учителя. Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Картина «Вывоз вечевого колокола»
Легенда «Валдайские колокольчики»
? Что означало для Новгорода? Для Москвы?
Власть в Новгороде переходит к Московскому князю. Вече не собирается. Посадника, тысяцкого и архиепископа не выбирают.
Территория Московского княжества увеличилась почти в 2 раза. Записать в тетрадях :
1471 год- битва на реке Шелони 1478- присоединение Новгорода
Физкультминутка
Русские земли собрал он в кулак,
Новгород даже им был покорён.
Бился с врагами вот так и вот так.
Герб узаконил, где в центре орёл.
Он над татарами верх одержал,
И от Угры хан Ахмат побежал.
Теперь Иван III для нас не безликий,
Мы называть его будем… (Великий)
Б) 2.Картина «Иван ІІІ топчет ханскую басму»
«Умерла та курица, которая несла золотые яйца»
Рассказ учителя. Много раз проделывали ханские послы путь от хана к русским князьям. С большим почётом, дорогими дарами встречали их на Руси. Но в этот раз встреча оказалась очень негостеприимной. Когда князь услышал от послов, что надо заплатить дань , он пришёл в ярость и разорвал ханскую грамоту, говоря: «Умерла та курица, которая несла золотые яйца».
А что сказали его приближённые. Всмотритесь в их выражения лиц? А что ответили татарские послы?
Учитель. Какие действия предпримет Иван ІІІ?. Поверит он послам? Как поступит хан Ахмат?
Работа с учебник с.169.
Русь заключила договор с крымским ханом, врагом Ахмата.
Но и Ахмат объединил все военные силы Золотой Орды и заключил союз с Литвой, князем Казимиром 4, противником Руси.
Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Фрагмент Никоновской летописи (раздается каждому учащемуся):
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”
Вопросы на доске:
Когда и где произошла встреча противников?
Покажите на карте это место.
Почему монголо-татары отступили?
Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
После анализа документа учащиеся записывают в тетради:
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
Сообщение «Русская православная церковь в годы борьбы с монголо- татарами» Рассказ о Владимирской иконе Божией матери.
Вывод. Закончилась зависимость Руси от Золотой Орды
В) Опасность с востока была ликвидирована. Какую задачу мог теперь решить Иван ІІІ ? Объединить оставшиеся русские земли.
Каждый ученик работает с рабочим листом .С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.
Варианты ответов учащихся:
Ярославское княжество – 1463 год.
Ростовское княжество – 1474 год.
Новгородская земля – 1478 год.
Тверское княжество – 1485 год.
Псков – 1510 год.
Смоленск – 1514 год.
Рязань – 1521 год.
Фрагмент интерактивного урока со с. ЦОР
Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
Ивана 3 называют Великим . Почему?
И

ван ІІІ Великий
Присоединена :Новгородская земля, Тверское княжество, Ярославское, Ростовское, Вятские земли, Верхнеокские земли, Северские земли
Ликвидировал м-т иго
Удачный брак с Софьей Палеолог
IV.Заний
Задания в рабочем листе.1,2
V. Подведение итога урока
Задание учащимся: Закончите предложение.
Я узнал…
Я понял…
Я удивлен…
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
§20, используя дополнительный материал напишите короткое эссе(100слов) на тему «Иван ІІІ: человек и государь»
Приложение
Фрагмент Никоновской летописи (раздается каждому учащемуся):
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”
Вопросы на доске:
Когда и где произошла встреча противников?
Покажите на карте это место.
Почему монголо-татары отступили?
Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
После анализа документа учащиеся записывают в тетради:
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. По свидетельству Н. М. Карамзина, "5 марта, вслед за возвращением Ивана III, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Успенского собора, на площади". Речь идет о колокольне Иван Великий, где и обрел свое пристанище Вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот, в которой издавна вывешивались "всполошные" колокола, предупреждавшие горожан о пожарах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

7 легендарных колоколов
Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…
1 .Вечевой Новгородский колокол О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.
2. Угличский набатный ссыльный колокол До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.
3. Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.
4. Соловецкий пленный колокол Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.
5. Царь-колокол «Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.
6. Колокола Ростова Великого В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны. 7. Колокола Троице-Сергиевой Лавры .Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Федоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руси и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", " Годуновский " и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.
Валдайские колокольчики
Вечевой колокол
Существует много легенд, рассказывающих о валдайском колокольчике.
Вот самая распространенная из них.
В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету.
В отличие от легенды, летописи говорят, что колокол благополучно добрался до Москвы, где его повесили на городской "колокольнице" в Кремле. На фотографии - вывоз новгородского вечевого колокола в Москву. Миниатюра летописного свода XVI в. (Москва: Иллюстрированная история. Т.1. С древнейших времен до 17 г. Мысль, 1985.)

Н. Шустов. Иван III топчет ханскую басму

Стояние на реке Угре 1480

Мемориал в честь стояния на реке Угре. Калужская область

В. Тропинин. Н. М. Карамзин. 1818
20