СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Специфические особенности детей с ранним детским аутизмом»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра.

Аутизм - это неизлечимое заболевание, представляющее собой комплексное нарушение развития. Аутизм - это состояние аутистического спектра, и иногда его называют расстройством аутистического спектра (РАС). Хотя при аутизме нарушается работа мозга в трех основных областях, болезнь проявляется у разных людей совершенно по-разному. Именно поэтому используется слово «спектр».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Специфические особенности детей с ранним детским аутизмом»»

КОНСПЕКТ урока по МДК.03.05. методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения Гизатуллиной А.Т.


Тема урока: «Специфические особенности детей с ранним детским аутизмом»

Тип урока: обобщения пройденного материала с элементами изучения нового материала

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технология обучения: деловая игра.

Методы и приемы обучения: наглядная агитация, формирование творческого мышления, обучение культуре взаимоотношений, совершенствование навыков принятия коллективных решений, интерактивная лекция, беседа, анализ конкретных ситуаций, демонстрация видеоролика, дебаты, метод моделирования, методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, видеоролик, автоматическая система опроса.

Цель: закрепить знания студентов о специфических особенностях проявления аутизма у детей, способствовать выработке активной жизненной позиции будущего педагога по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Образовательные:

- формирование знаний о тенденциях развития и реформирования современного образования, готовности осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий,

- выработка умений решения типовых и творческих задач по теме урока;

Развивающие:

- развитие педагогического мышления, профессиональной направленности личности студентов;

- совершенствование таких качеств ума, как гибкость, критичность, креативность, глубина и самостоятельность.

Воспитательные:

- овладение навыками самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

- воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии, гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Межпредметные связи: обществознание, психология, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Внутрипредметные связи: с темами «Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения»; «Определение целей, задач обучения и воспитания дошкольников с недостатками эмоционально-личностных отношений с учетом отклонения, возраста».

Здоровьесберегающая среда. Комфортные условия для проведения урока. Смена видов деятельности. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Мультимедийное сопровождение занятия: мультимедийная презентация, демонстрация видеофрагмента.


Структура деловой игры:

I. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ:

1. Просмотр видеоролика. Ввод в игру. Формирование групп.

1.1. Знакомство с реальной ситуацией, ее особенностями.

1.2. Формулирование проблемы, темы игры.

1.3. Решение задачи выявления специфических особенностей проявления аутизма у детей и способы их коррекции.

2. Интерактивная лекция.


II. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ:

2.1. работа в группах 

2.2 демонстрация индивидуальных заданий

III. ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ:

3.1. вывод из игры

3.2. анализ, рефлексия. Формирование ожиданий от урока

3.3. выводы и обобщения


В начале урока, после взаимного приветствия, студенты погружаются в реальную ситуацию, создавшуюся в современном мире для детей с особыми образовательными потребностями. Для формирования эмоционального настроя студентов и с целью их мотивации на активную деятельность по формулированию и решению главной проблемы урока демонстрируется видеоролик.

Для того, чтобы побудить студентов к формулированию проблемы, совпадающей с темой урока, преподаватель организует беседу по просмотренному видеоролику:

- Как вы думаете, какую актуальную тему нам сегодня с вами предстоит обсудить? Попробуйте сформулировать ее.

(Студенты предлагают свои варианты).


Выделенная вами главная проблема и является темой нашего урока, который пройдет в форме деловой игры по типу телепередачи «Пусть говорят». Итак, тема нашего урока: «Специфические особенности детей с ранним детским аутизмом».

(демонстрируется слайд с формулировкой темы)

Познакомимся с нашими экспертами, которые помогут ответить на вопросы, связанные с данной проблемой. Здесь присутствуют:

1. Эксперты-психологи, дефектологи.

2. Медицинские работники.

3. Педагоги, воспитатели.

4. Общественные деятели (депутаты, юристы, представители культуры).

Выделим актуальные вопросы нашей беседы:

(демонстрируется слайд с вопросами)

1. Общие представления о детском аутизме.

2. Психолого- медико- педагогические особенности детей с детским ранним аутизмом.

3. Организация психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития аутичного ребенка.

4. Современные коррекционные технологии в работе с аутичными детьми.

Начнем с актуального вопроса, что же такое Аутизм? Я обращаюсь к экспертам- психологической службы. Объясните пожалуйста нам данный термин с психологической точки зрения.

Аутизм - это неизлечимое заболевание, представляющее собой комплексное нарушение развития. Аутизм - это состояние аутистического спектра, и иногда его называют расстройством аутистического спектра (РАС). Хотя при аутизме нарушается работа мозга в трех основных областях, болезнь проявляется у разных людей совершенно по-разному. Именно поэтому используется слово «спектр».

Также существует такая форма аутизма, как синдром Аспергера.

Некоторые из больных аутизмом людей могут вести относительно независимый образ жизни, другим же требуется врачебное наблюдение. Три основные области, в которых у людей-аутистов возникают сложности, носят название «триада нарушений». К ним относятся:

  • Коммуникация

  • Социализация

  • Социальное воображение

Трудности с коммуникацией

Для людей с расстройствами аутистического спектра «язык тела» подобен иностранному языку, как если бы окружающие говорили на древнегреческом языке.

Для них трудность представляет как вербальный, так и невербальный язык. Многие из них имеют достаточно ограниченное представление о языке и думают, что люди всегда говорят то, что думают. Они не умеют пользоваться и не понимают таких средств общения, как:

  • Мимика или тон голоса

  • Шутки или ирония

  • Устойчивые выражения и поговорки

Некоторые люди, страдающие от аутизма, не могут говорить или имеют затруднения с речью. Они обычно понимают то, что говорят им другие люди, но сами предпочитают использовать иные средства общения, например, язык жестов или зрительных символов.

У других хорошо развиты навыки речи, но им сложно понять, как происходит обмен мнениями в разговоре. Они могут несколько раз повторить то, что им только что сказал собеседник (это явление называется «эхофразия»), или бесконечно говорить о том, что интересно им самим.

Общение происходит более успешно, если собеседник выражает свои мысли четко и последовательно, и у больного аутизмом есть время обдумать сказанное.

Трудности с социализацией

Способность к социализации у людей-аутистов не возникает сама по себе – этому нужно учиться.

Таким людям часто бывает сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет их адаптацию в обществе. Часто они:

  • Не понимают неписанных правил, установленных обществом, которые большинство людей усваивают интуитивно. Например, они могут слишком близко стоять к другому человеку или начать разговор на неподходящую тему.

  • Кажутся бесчувственными, так как они не понимают, как следует проявлять чувства.

  • Предпочитают проводить время в одиночестве, а не искать общества других людей.

  • Не ищут поддержки окружающих.

  • Ведут себя странно или нетактично, так как им сложно выразить свои чувства, эмоции или высказать потребности.

Вследствие трудностей с социальным взаимодействием людям с аутизмом не так просто находить друзей. Некоторые из них хотят общаться и заводить дружеские отношения, но они не знают, как правильно подойти к этому.

Трудности с социальным воображением

Людям, страдающим от аутизма, трудно понять, что известно окружающим, и еще сложнее догадаться, о чем они думают.

Социальное воображение помогает нам понимать и предсказывать поведение других людей, постигать смысл абстрактных идей и представлять себе ситуации, которые выходят за рамки повседневной жизни. Людям, больным аутизмом, сложно:

  • Понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей.

  • Предугадывать, что должно произойти в следующий момент или что могло бы произойти.

  • Сформировать представление об опасности, например, понять, что перебегать дорогу с интенсивным движением может быть опасно для жизни.

  • Участвовать в мероприятиях, требующих использования воображения. Детям-аутистам могут нравиться творческие виды деятельности, но они предпочитают каждый раз играть в одни и те же игры.

  • Подготавливать себя к изменениям и планировать будущее.

  • Справляться с новыми или незнакомыми ситуациями.

- почему аутистов называют «Люди дождя»?

- почему аутизм часто путают с проявлениями симптома шизофрении и глухоты?

- что вызывает аутизм? Кто подвержен аутизму?

По второму вопросу мы попросим наших уважаемых педагогов выразить свою позицию:


2. Психолого- медико- педагогические особенности детей с детским ранним аутизмом (Признаки детей с аутизмом).

У детей, больных аутизмом, обычно наблюдаются проблемы в трех важнейших областях развития: социальное взаимодействие, речь и поведение. Однако поскольку симптомы аутизма существенно варьируются, два ребенка с одинаковым диагнозом могут вести себя по-разному и обладать очень разными навыками. В то же время признаком тяжелых форм аутизма в подавляющем большинстве случаев является полная неспособность общаться и как-либо взаимодействовать с другими людьми. У некоторых детей симптомы аутизма появляются уже в младенчестве. Некоторые нормально развиваются в течение первых месяцев или лет жизни, а затем внезапно становятся замкнутыми, агрессивными и/или теряют речевые навыки, которые они уже успели приобрести. Самые общие симптомы аутизма:

Социальные навыки

  • Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя

  • Слабый зрительный контакт

  • Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят

  • Избегает физического контакта

  • Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей

  • Предпочитает проводить время в одиночестве

Речь

  • Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев

  • Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение

  • Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы

  • Аномальный тон и ритм речи - например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота»

  • Неспособность начать разговор и поддерживать его

  • Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать

Поведение

  • Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее

  • Ритуальное поведение

  • Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться

  • Постоянное движение

Может надолго приковывать внимание к частям объектов - например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом

Ребенок может быть необычно чувствительным к свету, звукам и прикосновениям; при этом он может быть нечувствительным к боли и/или не обращать на нее внимания.

Маленькие дети, страдающие аутизмом, не могут делиться своими впечатлениями с другими. К примеру, когда им читают, они не показывают пальцем на картинки в книге и не смотрят на человека, который им читает. Это оказывает большое влияние на дальнейшее развитие социальных и речевых навыков. С возрастом некоторые из таких детей учатся обращать на других людей больше внимания и при относительно мягких формах заболевания могут постепенно начать вести нормальную или почти нормальную жизнь. У других, однако, трудности с развитием речи и социальных навыков остаются на всю жизнь; проблемы могут обостряться во время переходного периода.

У большинства детей с аутизмом обучаемость хуже, чем у здоровых детей; у некоторых интеллектуальные способности ниже средних. Однако у части аутичных детей интеллектуальный уровень нормальный или даже высокий; они быстро обучаются, но испытывают трудности с применением своих знаний на практике. У небольшого числа больных аутизмом наблюдаются исключительные способности в некоторых сферах, например, в живописи, математике или музыке.

Рекомендуется обращаться к врачу, если:

  • У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет

  • К 12 месяцам не развивается жестикуляция - например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее

  • Не произносит отдельных слов к 16 месяцам

  • Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более - к 24 месяцам

  • Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки - в любом возрасте.

Признаки аутизма у детей

В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые применил термин «аутизм» в одном из английских медицинских журналов. Тогда под аутизмом он подразумевал трудности, возникающие у больных шизофренией при общении с другими людьми. В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в 1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами.

Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей - не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не интересует их. Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными выше, болен аутизмом. У этой проблемы есть несколько названий, в том числе синдром Аспергера, синдром Ретта. Но каждое из таких расстройств классифицируется как нервное расстройство аутического спектра и отличается лишь некоторыми симптомами.

Поведение детей, страдающих аутизмом

Аутизм, развивающийся у ребёнка постепенно, начинает проявляться в возрасте пятнадцати месяцев и полностью формируется к трём годам. Родители, взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов:

  • Отказ от тактильного контакта с родителями.

  • Отсутствие речи к трём годам.

  • Ребёнок предпочитает быть один, чем с кем-либо.

  • Ребёнок отказывается контактировать с окружающим миром или не проявляет интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки невербального общения.

  • Малыш не хочет смотреть вам в глаза.

  • Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие что-то.

  • Ребёнок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст.

  • Многие дети с аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо.

  • Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение).

  • Аутизм может быть как мягким, так и в острой форме. У многих детей подобные аутизму симптомы появляются после начала учёбы в школе, но это нормально: малыш привыкает к учёбе, новым людям, школьной атмосфере. Некоторые дети с тяжёлыми формами аутизма также умственно отсталые.

Слышат ли они нас? Понимают ли сказанное?

Как развивать навыки общения у аутистов?

Каких правил нужно придерживаться при организации занятий с аутистами?

Могут ли дети-аутисты посещать ДОУ и школу совместно с детьми с сохранным здоровьем?

Лечится ли аутизм?

У этих детей совершенно другое восприятие мира, выражение своих эмоций. Эти особенности восприятия связаны с тем, что не формируются те самые связи между отдельными участками коры головного мозга отвечающие за эмоциональную сферу и раннее выявление понимания проблемы, дает возможность специалистам наладить эти сферы.

Обратите внимание на ролик, демонстрирующий наглядный пример восприятия аутичных детей.

Демонстрация ролика.

- Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: что может сделать наше общество и каждый конкретный человек для детей с особыми образовательными потребностями, чтобы они чувствовали себя полноценными членами в среде нормально развивающихся сверстников.


Обращаюсь к нашим экспертам, в чем заключается организация психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития аутичного ребенка.

Как же государство заботится о детях-аутистах. Предлагаю посмотреть следующий фрагмент ( видеоролик-Выступление В.В. Путина).

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение -система профессиональной деятельности специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

В качестве основных этапов процесса сопровождения выступают следующие (Л. М. Шипицина и др., 2003).

Диагностический этап, ориентированный на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребенка с установлением ведущих этиологических факторов и патогенетических механизмов.

Поисковый этап, связанный с разработкой стратегии и тактики работы с воспитанником (обучающимся), выбором образовательной, воспитательной и коррекционной (в т.ч. лечебной - строго по показаниям) технологии. Одним из подэтапов является консультативно-проективный, в процессе которого специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами (и прежде всего с родителями /законными представителями/ ребенка) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности использования той или иной методики. Логическим завершением этого этапа является распределение обязанностей по реализации избранных планов, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения тех или иных организационных действий.

Деятельностный этап. Включает единонаправленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля согласно избранной стратегии работы с ребенком.

Рефлексивный этап - период осмысления получаемых результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности основываясь на данных динамической диагностики.

Организация работы с аутичными детьми требует акцента на некоторых значимых факторах, во многом определяющих эффективность сопровождения, среди которых можно выделить несколько основных.

1. Необходимость дополнительных усилий по адаптации ребенка в непривычных условиях.

2. Устранение, с учетом возможностей ребенка, всех форм изоляции и гибкая система интеграции в воспитательной и учебной работе.

3. Помощь, реализуемая в жизни ребенка через все виды его деятельности.

4. Четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов.

5. Адекватное (соответствующее индивидуальным возможностям ребенка) сочетание образовательной, коррекционной и лечебной деятельности.

6. Разработка разноуровневых учебных программ с обеспечением возможности гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от данных динамической диагностики.

7. Включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников реабилитационного процесса.

8. Поддержание благоприятного психологического климата в учреждении.



Мы знаем, что для детей с ОВЗ обязательно должен быть разработан индивидуальный образовательный маршрут, дети аутисты-не исключение. Расскажите нам немного о нем.

Основные области деятельности специалистов сопровождения: /. Учитепь-дефектопог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами.

2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики (в соответствии с уровнем квалификации целесообразно использование тренинговых, психокоррекцион-ных и психотерапевтических форм работы).

3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.

4. Социальный педагог: объективное изучения условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

5. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционых игр и т.д.).

6. Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации

и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций рекомендаций другим специалистам.

7. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур (при наличии дополнительных штатных единиц эти обязанности могут исполнять медицинские сестры по фито- и физиотерапии)

8. Инструктор ЛФК: проведение занятий по согласованным с врачом учреждения или курирующей организации (ППМС-цент-ра, детской поликлиники и т.п.) схемам.

9. Массажист: проведение массажа по согласованным с врачом учреждения или курирующей организации (ППМС-центра, детской поликлиники и т.п.) схемам.

10. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективный материал.11. Представитель администрации - руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности..

-Оформляют ли аутистам пенсию?


Уважаемые эксперты, мы подошли к последнему вопросу обсуждения данной проблемы: современные коррекционные технологии в работе с аутичными детьми.

-Метод альтернативной коммуникации .

- АВА-терапия.

- Эвритмия.

-Поведенческая терапия.

- Групповая терапия.

-Метод выбора А.S. Kaufman.

-Удерживающая терапия.

- Компьютерные программы для детей, страдающих аутизмом: ABA MATH, COLORS,  Inside Day,



Выводятся на экран «современные коррекционные технологии в работе с аутичными детьми».

У меня возник следующий вопрос:

    • Правда ли, что у этих детей ярко-выражены определённые таланты?

Подведение итогов:


Уважаемые эксперты, сегодня наша встреча проходила в виде обсуждения тех особенностей, которые свойственны детям аутистам. Давайте вспомним какие же специфические особенности присуще детям аутистам.



1.Избегание зрительного контакта глаза в глаза.

2. Негативная реакция на прикосновение.

3. Холодность или чрезмерная привязанность к матери.

4. Предпочитают одиночество.

5. Не проявляют интереса к окружающим предметам и людям.

6. Не копируют поведение (взрослых, окружающих).

7. Боятся интенсивных раздражителей.

8.Непредсказуемо реагирует на события.

9. Используют необычный игровой материал.

Рефлексия

  1. Интересно ли вам было на уроке?

  2. Получили ли вы новую для вас, полезную в будущей профессиональной деятельности информацию?

  3. Сбылись ли ваши ожидания от урока?

Домашняя работа

В качестве домашнего задания вам предстоит разработать вопросы для проведения социологического опроса среди жителей нашего города, об их отношении к детям с ОВЗ.

ГАПОУ Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж















Конспект


урока по дисциплине МДК.03.05. методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения

со студентами 46 группы специальности

«Специальное дошкольное образование»



















Преподаватель: Гизатуллина А.Т.





2017 г.