СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Спряжение глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 6 класса.Класс занимается по комплексу В. Бабайцевой.Конспект урока сопровождается пояснением учителя.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Спряжение глаголов"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа-город Галич Костромской области










Урок


русского языка в 6 классе



Спряжение глаголов.










Составил:


учитель русского языка и литературы


I квалификационной категории


Игошева В.В.










2014-2015 учебный год


Тема: спряжение глаголов.

Цель: познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов.

Задачи:

образовательные: формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям; форме инфинитива; расширить знания детей по теме «Глагол», словарный запас учащихся, обогащая его глаголами синонимического ряда;

развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге;

воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, изучаемому предмету

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок . А какой?Вы угадаете, если расшифруете слово. Посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово. Шифр разгадки указан ниже.

Слайд 1. 5 7 4 1 8 1 2 4 6 3 1

1 - е; 2 - с; 3 - и; 4 - т; 5 - п; 6 - в; 7 - у; 8 - ш (Ученики отгадывают слово).

На доске зашифровано слово путешествие.

Слайд 2. ПУТЕШЕСТВИЕ

У. Верно. Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Путешествие – это поездка или передвижение пешком по каким-либо местам. Это слово – существительное среднего рода. Это сложное слово, образовалось от двух слов – путь и шествие.

У. Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в сказочную страну Грамматику. Перед отправлением проверим, все ли необходимое находится на партах. Итак, тетради превращаются в дневники путешественников. Там мы будем отмечать все самое важное. Сделаем первую запись - укажем дату путешествия

Д.(запись числа, классной работы)

2. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.

У.Внимание! Внимание!

Получено SMS –послание.

Получите распечатку,

Отыщите опечатку

Слайд 3 Абъявление. Открывается каток. Приходите катаца, смеяца,занимаца спортом. Дед Марос. (у каждого на парте объявление)

У. Что странного в этом объявлении?

Д. В объявлении имеются ошибки.

У. Исправьте ошибки, объясните орфограммы. (исправление и взаимопроверка)

3. Этап изучение новых знаний и способов деятельности

У. Определите тему урока после прочтения шифровки.

Слайд 4 вологалгеинежярпсамет (прочти наоборот)

У. Цель нашего путешествия побывать в сказочной стране Грамматике у царя Глагола и познакомиться с его сыновьями. Решить ряд орфографических задач, научиться определять спряжение глагола по личным окончаниям и форме инфинитива

Слайд 5. Рисунок царства.

У Как правило, в дороге путешественников ожидает много трудностей. Для того, чтобы их успешно преодолеть, не забудьте взять с собой такие качества, как наблюдательность, активность, смекалку. Кто будет внимателен, много нового узнает, а кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет.

У. В руках у меня пригласительный билет в царский дворец, а в билете «глагольная» разминка. Выполнив разминку, мы с вами сможем следовать дальше. Какие же задания приготовил Его Величество Глагол?

У.- Что такое глагол?

Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

У. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Д. По лицам и числам.

У. Верно. Вторая часть разминки – задание. Вставьте пропущенные буквы, укажите лицо, число глаголов. 1 вариант работает со словами первой группы, 2 вариант – со словами второй группы.

Слайд 6.

1 столбик 2 столбик

зап...шу  уд...вляешь

пом...гаешь расцв...тает

закр...чишь  пот...мнеете

(Ученики выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Взаимопроверка)

У. Что объединяет данные глаголы?

Д. Общая орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. В составе всех глаголов есть приставка.

У. Мы успешно справились с заданием и путешествуем дальше.

У.(учитель читает сказку)

Грамматическая сказка «Откуда появились глаголы-исключения»


Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы ре­шили, как вам царствовать. После этих слов отпустил царь своих сы­новей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в форме инфинитива заканчи­ваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обра­довался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царст­ва. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.


У. Царь Глагол приготовил для вас подарок. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения он дарит вам весёлое стихотворение

Слайд 7.

Ко второму же спряжению

Отнесем мы, без сомнения,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Слайд 8

Нести, спешить, дуть, верить

У. По какому признаку эти глаголы можно объединить в одну группу?

Д. Эти глаголы в форме инфинитива.

У. Давайте проспрягаем глаголы нести и спешить. Но прежде вспомним, что значит «спрягать глагол»?

Д. Спрягать глагол – это значит изменять его по лицам и числам.

У. Молодцы. Ребята, в русском языке есть два типа спряжения. Чем отличается спряжение глаголов одного типа от другого мы сейчас постараемся выяснить.

Итак, проспрягаем глаголы и выделим окончания.

(Дети выполняют работу в тетрадях. Один ученик работает у доски)

У. Сравните вашу работу с работой товарища. Что изменилось при спряжении глаголов?

Д. Изменялось окончание.

У. Обратите внимание на окончания глаголов в первом столбике. Глаголы, имеющие в окончании гласную -е (-ё), а в форме 3 л. мн. ч. – окончание -ут (-ют), относятся к 1 спряжению.

Напишите на свободной строке над глаголами первого столбика: 1 спряжение.

Посмотрите на окончания глаголов второго столбика. Отличаются они от окончаний глаголов 1 спряжения? Чем?

Д. Глаголы во втором столбике в окончаниях имеют гласную -и.

У. Попробуйте сами сделать вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

(Ученики пытаются сделать вывод)

У. Глаголы, имеющие в окончании гласную -и, в форме 3 л. мн. ч. окончание -ат (-ят), относятся ко 2 типу спряжения.

Напишите на свободной строке над глаголами второго столбика: 2 спряжение.

У. Посмотрите на доску.

 Слайд 9

1столбик 2 столбик 3 столбик 4 столбик

несешь  дуешь спешишь веришь

несет  дует спешит верит

несете  дуете спешите верите

несут  дуют спешат верят

У. К какому спряжению относятся глаголы в первых двух столбиках? Докажите.

Д. Глаголы относятся к 1 спряжению, потому что в окончаниях мы видим гласные -е, а в 3 л. мн. ч. окончание -ут (-ют).

У. Правильно. А глаголы третьего и четвертого столбиков? Объясните.

Д. Это глаголы 2 спряжения, так как в окончаниях мы видим гласную -и, а в 3 л. мн. ч. – окончание -ат (-ят).

У. Обратите внимание на окончания глаголов 1 спряжения. Чем они отличаются?

Д. Окончания могут быть ударными и безударными.

У. Есть ли разница в написании ударных и безударных окончаний одного и того же спряжения?

Д. Нет. Окончания пишутся одинаково.

У. Молодцы, вы очень наблюдательны. А сейчас давайте обобщим наши наблюдения и сделаем вывод, определив признаки двух типов спряжения, опираясь на схему.

Слайд 10. Алгоритм рассуждения для определения спряжения глагола:

1. Выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним).

2. Если окончания безударные, ставим глагол в форме инфинитива.

3. Выяснить, оканчивается ли глагол на –ить или является исключением (тогда это глагол IIспряжения); если нет, то глагол I спряжения.


4.Этап динамическая пауза.

У. Настало время сделать привал и отдохнуть. Если я назову глагол 1 спряжения, вы поднимаете руки вверх и делаете хлопки над головой, если глагол 2 спряжения – приседаете.

УИдешь, летишь, молчат, растет, кричите, плывут, горишь. (Дети выполняют упражнение).


5. Этап закрепление изученного материала.

У. А мы продолжаем наше путешествие. Братья-глаголы приготовили для вас задание-испытание.

У. Откройте учебник стр. 97, упр. 258 (самостоятельная работа)

У. А сейчас выполним еще одно задание братьев-глаголов. Прочитайте пословицы и поговорки.

У. Мальчики выпишут предложения, в которых все глаголы 1 спряжения, а девочки – примеры, где употреблены глаголы 2 спряжения.

Слайд 11.

1. Лень мужика не кормит. 2. Дерево живет корнями, а человек друзьями. 3. Друзья познаются в несчастье. 4. Кто много лежит, у того и бок болит.

(Дети выполняют задание в тетради самостоятельно. Коллективная проверка).

У. Прочтите еще раз записанные пословицы. По какому еще признаку можно сгруппировать их?

Д. Записанные пословицы можно сгруппировать по смыслу.

У. А мы путешествуем дальше . А вот и сюрприз – задача, которую нам приготовил сам Его Величество Глагол.

Слайд 12.

Весна ... робкими шагами.

С веселой песней ... отряд.

Лениво ... стадо коров.

По улицам города ... автомобили.

Слова для справок: мчатся, бредет, ступает, шагает

У. Вставьте в предложения пропущенные глаголы-синонимы, подходящие по смыслу. Определите спряжение глаголов.

Это задание вы выполните в парах. Обсудите со своим товарищем, какой из предложенных глаголов наиболее удачно подойдет в каждое предложение. Запишите предложения.

(Ученики выполняют задание в парах. Коллективная проверка)

У. Ребята, можно ли назвать данную группу предложений текстом? Объясните свой ответ.

Д. Группа этих предложений не является текстом, так как предложения не объединены общей темой.

У. Вы замечательно справились с этим заданием.

6. Этап подведения итогов урока.

У. Очень жаль, но наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, пожалуйста, на доску и закончите предложения...

Слайд 13.

Сегодня на уроке я узнал ...

Было интересно ...

Было трудно ...

(Ученики проводят рефлексию своей деятельности)

У. Сегодня вы сделали для себя новые открытия, получили новые знания, а закрепить их вам поможет домашнее задание, которое приготовил Его Величество Глагол.

(Учитель разъясняет домашнее задание, оценивание знаний учащихся в течение урока)

Домашнее задание (разноуровневое):

1. Распределите глаголы на две группы по спряжениям. Выделите окончания глаголов.

Кричите, наблюдаешь, рисуют, дежуришь, говорят, шагает, тонут, сушат, топаете, пилим, несет, служит.

2. Спишите загадки, в скобках напишите отгадки. Определите спряжение глаголов.

1. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. 2. На ветвях висят шары, посинеют от жары. 3. Ее всегда в лесу найдешь, стоит колючая, как еж. 4. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. 5. Светит, сверкает, всех согревает.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите спряжения глаголов, выделите окончания у глаголов.

Солнце жарко палит. В синем неб... остр...вками стоят белые обл...ка. Цветет рож... . Теплый ветерок (не) сет с поля ее сла...кий зап...х. Все м...лчит. (Не) дрожит ни один кол...сок,(не) ш...лестит трава.















Методическое обоснование урока.

Урок с элементами занимательности помогает мне в решении проблемы воспитания интереса к изучению русского языка.

Русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Следовательно, воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности. Эмоциональное отношение учащихся к предмету выражается в пытливости, в любознательности, в их внимании и активности на уроке. Занимательные задания помогают учащимся серьезный труд сделать интересным.

В игровом образовательном процессе у учителя новая роль – роль участника игры. В данном классе много слабых учащихся. Игровая методика позволяет включить их в работу, выявить творческие способности практически у всех детей. Учащиеся работают в парах, участвуют во взаимопроверке, выполняют разноуровневые задания. В игровой деятельности дети находят область самовыражения, проявления личностных качеств.

Задания помогали ребятам в решении орфографических задач, в освоении алгоритма спряжения глаголов. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!