СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Страницы XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Перед нами книга «История России . 19 век». (Приложение 1(слайд 1)) - На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века. - Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать? - 19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Страницы XIX века"»

Урок по теме: "Страницы истории XIX века"



Цели:

  1. Познакомить с реформами Александра II.

  2. Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке,развивать интерес к истории.

  3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории

Оборудование:

  • лента времени,

  • портрет Александра II,

  • домино,

  • карточки с именами знаменитых людей,

  • компьютер,

  • проектор,

  • слайд-программа.

Тип урока: усвоение новый знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

- Перед нами книга «История России . 19 век». (Приложение 1(слайд 1))

- На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

- Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

- 19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

- Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

  • о новом царе;

  • о ряде его реформ;

  • о некоторых изобретениях 19 века.

Хотите об этом  узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Задания все выполнять.

- У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)

- Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).

- Что написано? (имена знаменитых людей)

- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

  • сражались с французскими войсками.

  • Кутузов был учеником Суворова.

  • у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

- Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия  Запись на доске
Про день Бородина!

- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему.

Бородинское сражение.

22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

Весь день стороны готовились к сражению.

Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

III. Изучение нового материала.

1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

- Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1(Слайд 3))

- Чей портрет у вас получился?  (На доске портрет) (Приложение 4)

- Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1(слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю».  Александр II вступил на российский престол  в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)        

Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Кого и от чего он освободил?

- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

- Слово проверяющему: как справились с заданием.

- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

- Какой была жизнь крестьян?

- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

А) Позорный и унизительный порядок.

Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

На доске появляется:

Реформы - отмена крепостного права

Александра II

(портрет)

IV. Физкультминутка.











- Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

- На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

- Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

- А остальные года? (Да).

- Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом  записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

(Приложение 1 (Слайды  9-13)).

  • Освоение С-Петербурга.   1703 г.   (4) – правая рука вверху, рывки руками

  • Крещение Руси.                  988 г.     (1) – руки в стороны, хлопок над головой

  • Ледовое побоище.              1242 г.    (2) - прыжки

  • Бородинское сражение.      1812 г.   (5) - наклоны

  • Куликовская битва.            1380 г.    (-) - приседание

- С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

V. Изучение нового.

1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

-  В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.

- Что явилось главной причиной роста городского населения?

(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

- Появлялись заводы:

  • Механический (Приложение 1 (Слайд 15))

  • машиностроительный

  • металлообрабатывающий

  • стекольный

  • цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

фабрики  (кондитерская, суконная)  (Приложение 1 (Слайд 16)).  

- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

- Возникло более 700 наименований газет и журналов.

- Были созданы земства – местные выборные органы.

Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

- Строились новые железные дороги. (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей )).

- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

- Почему строительство ж/д имело большое значение?

  • - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

  • – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

  • - Железные дороги  стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

  • – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

(Приложение 1(Слайд 19– паровозы, вагоны)).

- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

- Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23))  с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

На доске появляется:

Реформы   Александра II   (портрет)     

 

- отмена крепостного права

- развитие городов

 - развитие образования

- развитие печати

 - создание земств

- строительство железной дороги

- увеличение территории страны

- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

VI. Закрепление изученного.

- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

Игра «Домино»

Генералиссимус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная дорога

Екатерина II

Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов

- Как называли Александра II?

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Когда крепостные получили свободу?

- Какое значение это имело?

- Когда появилась первая ж/дорога? (1 ноября 1851 г).

VII. Итог урока. Домашнее задание.

- Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

- Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

Выставление оценок.











Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный







ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»



ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»









ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»



ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»









































Генералиссимус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная дорога

Екатерина II

Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!