Тема | Строение растительной, животной и грибной клеток. |
Цели | Образовательные: выяснить характерные черты строения клетки животных, растений и грибов; дать понятие о вирусах. Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами. Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой. |
УУД | ЛичностныеУУД: формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу. |
Планируемые результаты | Предметные: -знать строение клеток эукриот; - уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы; Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации. |
Основныепонятия | Эукариоты, вакуоли, пластиды, включения, вирусы |
Оборудование | компьютер, проектор, электронное приложение Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , тетрадь, карточки |
Технологии | Информационные технологии, системно- деятельностный подход |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствие обучающихся | | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу. |
2. Проверка домашнего задания | Вопросы: -Кто такие бактерии? - Наука, изучающая бактерии? - Какова форма и размеры бактерий? - Какое строение имеет бактериальная клетка? - Как называют организмы, не имеющие ядра? - Что образуют бактерии при наступлении неблагоприятных условий? - Какова роль бактерий? | Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов, Отвечают на вопросы
| 1.Индивидуальная работа с карточками (приложение 1) 2.Работа с классом | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя |
3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока) | - На какие царства делится вся живая природа? - Чем отличаются друг от друга? - А что общего между ними? (состоят из клеток) - Что такое клетка? - Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро? - Какие царства живой природы относится к эукариотом? - Что общего в строении клеток этих царств? - Чем отличаются в строении клеток? | Участвуют в беседе. | Ответы на вопросы - Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро? - Какие царства живой природы относится к эукариотом? - Что общего в строении клеток этих царств? - Чем отличаются в строении клеток? | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4. Формулировка темы урока, постановка целей | - Какова тема нашего урока? - Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока | Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь Конкретизируют цель урока |
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: Формулирование проблемы, поиск путей решения;информационный поиск; |
5.Изучение нового материала | Рассказ учителя с элементами беседы: Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные организмы, но большинство из них – многоклеточные. Все их клетки имеют ядра. - Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.44. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра, имеют в своем строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на интерактивной доске) Мы выяснили, что клетки царства грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать? -Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют существенные различия. - Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.48. и рисунок 2.13 найдите и подпишите черты отличия в строении ядерных клеток. -Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных? Действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной клеток? - Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное отличие. Найдите его на рисунке? - Действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов? -Не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых органических веществ, для питания грибов и животных? посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех трех клеток? Включения-это запасные питательные вещества, которые в клетках растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген. - Как вы считаете, о чем говорит различие ядерных клеток? В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах. Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные жить и размножаться только внутри клеток |
Работают с рисунками ядерных клеток, подписывают общие черты строения ядерных клеток в тетради. Ответы на вопросы Работа с терминами в тетради (ядро, цитоплазма)
Ответы на вопросы Работа с терминами в тетради (пластиды, хлоропласты, вакуоль)
Ответы на вопросы
Делают вывод
| - Где и как узнать! 1. Учебник – с.44-46 2. Рисунки клеток 3. Рисунки учебника 2.13-2.14 Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод (приложение 2) Запишите термины в тетрадь
| Предметные: -знать строение клеток эукриот; - уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала; Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации |
6.Физминутка | | Электронная физминутка для глаз | | |
7.Закрепление нового материала | Таким образом, мы познакомились с вами со сходством и отличием клеток царств грибов, растений и животных. Для закрепления изученного материала самостоятельно, на основе анализа содержания текста учебника определите характерные черты клеток растений, животных, грибов , заполните таблицу. | Выполнение задания. | Задание .Заполните таблицу (приложение 3) Выполнение заданий по электронному приложению Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» с.47 | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
8. Рефлексия учебной деятельности | -Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме? - Достигнуты ли цель и задачи урока? Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Я узнал…. Я научился…. Было сложно…. Было легко…. Мне понравилось…. Не понравилось…. Меня удивило…. Знания о клетках важны, потому что… Эти знания я могу использовать в …. | Отвечают и оценивают свою работу. | | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
9.Домашнее задание | 1.Проработать §16, с.47, № 1-3 (устно) 2.Творческое задание (по выбору) Подготовить сообщение о вирусах | Записывают, просматривают содержание заданий. | | |