СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Строение растительной, животной и грибной клеток"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Строение растительной, животной и грибной клеток". Разработан по линии учебников Л.Н. Сухоруковой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строение растительной, животной и грибной клеток"»

Технологическая карта урока №

Класс:5 класс
Тип урока:
«открытия» нового знания

Тема

 Строение растительной, животной и грибной клеток.

Цели

Образовательные: выяснить характерные черты строения клетки животных, растений и грибов; дать понятие о вирусах.

Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

УУД

ЛичностныеУУД: формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые

результаты

Предметные:

-знать строение клеток эукриот;

- уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты

Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основныепонятия

 Эукариоты, вакуоли, пластиды, включения, вирусы

Оборудование

 компьютер, проектор, электронное приложение Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , тетрадь, карточки

Технологии

 Информационные технологии, системно- деятельностный подход

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение

которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые

результаты

1.Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.


Приветствие обучающихся


Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

2. Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Кто такие бактерии?

- Наука, изучающая бактерии?

- Какова форма и размеры бактерий?

- Какое строение имеет бактериальная клетка?

- Как называют организмы, не имеющие ядра?

- Что образуют бактерии при наступлении неблагоприятных условий?

- Какова роль бактерий?

Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов,

Отвечают на вопросы




1.Индивидуальная

работа с карточками

(приложение 1)

2.Работа с классом


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя


3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)



- На какие царства делится вся живая природа?

- Чем отличаются друг от друга?

- А что общего между ними?

(состоят из клеток)

- Что такое клетка?

- Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

- Какие царства живой природы относится к эукариотом?

- Что общего в строении клеток этих царств?

- Чем отличаются в строении клеток?


Участвуют в беседе.


Ответы на вопросы

- Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

- Какие царства живой природы относится к эукариотом?

- Что общего в строении клеток этих царств?

- Чем отличаются в строении клеток?

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


4. Формулировка темы урока, постановка целей

- Какова тема нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать по данной теме.

Сформулируйте цель урока


Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь


Конкретизируют цель урока






Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;информационный поиск;

5.Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы:

Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные организмы, но большинство из них – многоклеточные. Все их клетки имеют ядра.

- Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.44. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток.

Ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра,  имеют в своем строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на интерактивной доске)

Мы выяснили, что клетки  царства  грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать?

-Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют существенные различия.

- Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.48. и рисунок 2.13 найдите и подпишите черты отличия в строении ядерных клеток.

-Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?

Действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной  клеток?

- Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное отличие. Найдите его на рисунке?

- Действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов?

-Не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых органических веществ, для питания грибов и животных?

посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех трех клеток?

Включения-это запасные питательные вещества, которые в клетках растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.

- Как вы считаете, о чем говорит различие ядерных клеток?

В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные жить и размножаться только внутри клеток











Работают с рисунками ядерных клеток, подписывают общие черты строения ядерных клеток в тетради.

Ответы на вопросы

Работа с терминами в тетради (ядро, цитоплазма)

















Ответы на вопросы

Работа с терминами в тетради (пластиды, хлоропласты, вакуоль)









Ответы на вопросы













































Делают вывод






- Где и как узнать!

1. Учебник – с.44-46

2. Рисунки клеток

3. Рисунки учебника 2.13-2.14




Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод (приложение 2)


Запишите термины в тетрадь





















Предметные:

-знать строение клеток эукриот;

- уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты



Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала;

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации

6.Физминутка


Электронная

физминутка для глаз



7.Закрепление нового материала

Таким образом, мы познакомились с вами со сходством и отличием клеток царств грибов, растений и животных. Для закрепления изученного материала самостоятельно, на основе анализа содержания текста учебника определите характерные черты клеток растений, животных, грибов , заполните таблицу.

Выполнение

задания.


Задание .Заполните таблицу (приложение 3)

Выполнение заданий по электронному приложению Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» с.47

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия учебной деятельности

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….

Не понравилось….

Меня удивило….

Знания о клетках важны, потому что…

Эти знания  я  могу  использовать в ….


Отвечают и оценивают свою работу.



Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Домашнее задание

1.Проработать §16, с.47, № 1-3 (устно)

2.Творческое задание (по выбору)

Подготовить сообщение о вирусах

Записывают, просматривают содержание заданий.


































Приложение 1

Тест. Выберите один правильный ответ

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра относят:

а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.

2. Бактерии – это:

а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организмы;

3. Шаровидные бактерии:

а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.

4. Изогнутые бактерии:

а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы

5. Палочковидные бактерии:

а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы

6. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы.

7. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению. 8. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

9. Наука, изучающая бактерии:

а) зоология; б) ботаника; в) микробиология; в) вирусология

10. Бактерии передвигаются при помощи:

а) жгутика; б) ножек


































Приложение 2

Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод

Приложение 3

Заполните таблицу. Сравните строение растительной, животной и грибной клеток

Части клетки

Органоид

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка




Мембрана




Цитоплазма




Ядро




Вакуоль




Пластиды




Включения







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!