Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих
(урок открытия новых знаний)
I Самоопределение к деятельности (орг. момент)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- К какому уроку надо было подготовиться? Верно.
- Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).
- Итак, начинаем урок русского языка.
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
- Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)
- Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик
(слайд №1).
- Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).
- Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?
Запишем это слово, выделим суффикс.
- Хорошо. Молодцы.
- Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).
Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.
- Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).
- Он верно выполнил задание?
III Постановка учебной задачи.
- Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).
- Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).
- В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).
- Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).
- Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).
- Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).
- Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.
IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).
- Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).
У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).
- Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).
- Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).
- Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).
- Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).
- Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).
- Составим алгоритм.
Шаг 1. Ставлю ударение.
Шаг 2. Нахожу суффикс.
Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.
- Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).
- Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).
Физминутка (слайд №8).
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.
- Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.
Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).
(выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.
Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).
(Получают карточку – с мешок).
VI Самопроверка по эталону.
1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.
Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).
человеч_____ щелч________ горош_______ прыж_______ | ящич_____ кореш_____ пирож_____ языч____ | луж______ вечероч_____ творож_______ утюж_________ |
- Проверяем.
- Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).
2) Работа по рядам.
- Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.
Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:
снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.
(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)
снег снежок снежочек | вечер вечерок вечерочек | свист свисток свисточек | звон звонок звоночек | шаг шажок шажочек |
- Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.
3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Как вы ее понимаете?
Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).
4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.
Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.
(слайд №11).
-Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).
VIII Рефлексия.
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).
- Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? ( В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).
- Какие задания вам понравились больше?
(Слайд №13).
- Поднимите кружок соответствующего цвета:
Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями
Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения
Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями
Оценки за урок.
(Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).