СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой разработку урока на тему: "Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих" (3 класс).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих"»

Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих

(урок открытия новых знаний)


I Самоопределение к деятельности (орг. момент)


- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- К какому уроку надо было подготовиться? Верно.

- Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).

- Итак, начинаем урок русского языка.


II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

- Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)

- Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик

(слайд №1).

- Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).

- Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?

Запишем это слово, выделим суффикс.

- Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).

Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

- Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).

- Он верно выполнил задание?


III Постановка учебной задачи.


- Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).

- Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).

- В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).

- Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).

- Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).

- Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

- Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.


IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).


- Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).

У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).

- Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).

- Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).

- Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).

- Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).

- Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).


- Составим алгоритм.

Шаг 1. Ставлю ударение.

Шаг 2. Нахожу суффикс.

Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.

- Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).

- Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).



Физминутка (слайд №8).


V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.

- Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.

Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).

(выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.

Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).


(Получают карточку – с мешок).


VI Самопроверка по эталону.


1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.

Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).


человеч_____
щелч________
горош_______
прыж_______

 ящич_____
 кореш_____ 
 пирож_____
 языч____

луж______
вечероч_____
творож_______
утюж_________


- Проверяем.

- Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).


2) Работа по рядам.

- Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.


Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1Слайд 8. Проверка)

снег
снежок
снежочек

вечер
вечерок
вечерочек

свист
свисток
свисточек

звон
звонок
звоночек

шаг
шажок
шажочек


- Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.


3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).

- Запишите пословицу в тетрадь.

- Как вы ее понимаете?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).

4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.


Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.

(слайд №11).


-Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).



VIII Рефлексия.


- Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

- Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).

- Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? ( В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

- Какие задания вам понравились больше?

(Слайд №13).

- Поднимите кружок соответствующего цвета:

Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями

Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения

Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями


Оценки за урок.

(Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!