СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока тема: гидросфера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Гидросфера»

 

Класс:6     Задачи и цели: -закрепить знания понятия «гидросфера», состава и строения гидросферы -сформировать представление о мировом круговороте воды  -сформировать умение самостоятельно знания  - раскрыть значение воды в природе и жизни людей    

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока тема: гидросфера»

Тема урока: «Гидросфера»


Класс:6
 
 
Задачи и цели:
-закрепить знания понятия «гидросфера», состава и строения гидросферы
-сформировать представление о мировом круговороте воды
 -сформировать умение самостоятельно знания
 - раскрыть значение воды в природе и жизни людей
 

Ход урока
 
-Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
 
-Что такое вода? Где можно ее встретить?
- Вода в природе встречается в трех состояниях. В каких?
 
                                     ТВЕРДАЯ                                     СНЕГ И ЛЕД
ВОДА                           ЖИДКАЯ
                                     ГАЗООБРАЗНАЯ                         ПАР
 
Почему вода может приобретать разные состояния?
-Что нам необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?
 
-Каково значение воды?
 
-Жизнь на планете невозможна без воды. Вода входит в большем или меньшем количестве в состав всего живого. Любой живой организм не может без нее существовать.
-Посудите сами. Организм человека содержит около 65% воды, наземных позвоночных – 60-65%, рыб – около80%, водорослей – 95-99%,растений суши – 50-75%.
 
-В становлении человека, в его истории и культуре роль воды огромна. Освоение пространств Земли происходило в основном по рекам и морям. Но еще важнее значение воды в истории развития земледелия. Орошение и обводнение были надежной основой для выращивания сельскохозяйственных культур, что в первую очередь способствовало формированию мощных государственных образований древности. Недаром самые значительные древние цивилизации возникли у великих рек. Значение воды как одной из основ бытия понимали вавилоняне, египтяне, индийцы, персы, финикийцы и греки.
 
Вместе с развитием хозяйства потребность в воде нарастала. В 20 веке остро встали вопросы о дефиците пресной воды на Земле и о загрязнении морских и пресных вод суши отходами хозяйственной деятельности. «Нет народов, которые не любили бы и не почитали воду. И обитатели атоллов, заброшенных в пространство Тихого океана, и жители пустынь, и мы, живущие на обширных равнинах северного полушария, - все одинаково поклоняются воде и любуются ею. Её вид и звук успокаивают и вселяют надежду. Шум и блеск водопада, рассветные плесы, мощные спины великих рек, вечные ритмы прибоя и хрустальный родник около родного дома одинаково прекрасны»,- говорил американский писатель Генри Бестон.
- Человек использует воду в промышленности и быту.
- Океан является поставщиком влаги, а значит и осадков, выпадающих на поверхность.
 
Работа со Схемой состава гидросферы.
 
- Что такое гидросфера?
ГИДРОСФЕРА – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши.
- Из чего она состоит? 


                                                   СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ

ВОДА МОРЕЙ И ОКЕАНОВ     ВОДЫ СУШИ ВОДА       В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ       ВОДА В АТМОСФЕРА
Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % — воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды.
 
Работа с настенной картой океанов и с картами атласов.
- На земном шаре множество уникальных водных объектов.
Это и Ниагарский водопад, и Священный Байкал, и неповторимые озера Карелии и Беларуси.
 
- Приведите конкретные примеры географических объектов.
-Среди названных географических объектов есть природные рекордсмены. Проверим, знаете ли вы их.
Тестовые задания
 
Крупнейший океан:
 
1.Индийский.
2.Тихий.
3.Атлантический.
4. Северный Ледовитый.
 
Глубочайший желоб:
 
1.Марианский.
2.Зондский.
3.Филиппинский.
4.Курило – Камчатский.
 
Самая длинная река мира:
 
1.Амазонка.
2.Енисей.
3.Нил.
4.Волга.
 
Самая полноводная река мира:
 
1.Амазонка.
2.Енисей.
3.Нил.
4.Волга.
 
Глубочайшее озеро:
 
1.Чад.
2.Эри.
3.Виктория.
4.Байкал.
 
Высочайший водопад:
 
1.Ниагарский.
2.Анхель.
3.Виктория.
4.Игуасу.
 
Наибольшее по площади озеро:
 
1.Ладожское.
2.Онтарио.
3.Каспийское.
4.Онежское.
 
Круговорот воды в природе  схема «Мировой круговорот воды в природе»
 
-Следует обратить внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале надо выяснить: начало круговорота и его этапы.
Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы. Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
Солнце нагревает океан. Вода испаряется с поверхности океана и поднимается вверх. На высоте водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, образуются облака. Из облаков выпадают осадки: дождь, снег. Вода попадает обратно в океан. А если подует ветер. Облака окажутся над сушей и из них выпадают осадки, которые падают на землю: в реки, или просачиваются в землю, или выпадают в горах. Реки собирают воду на суше и несут её в океан, возвращая обратно. Так происходит круговорот воды в природе.

Вывод:
Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.
 
Вопросы – шутки:
 
1. Название какой реки у тебя во рту? (Десна).
2.Какая река летает? (Ворона).
3.Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? (птица иволга, река Волга).
 
4.Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилось название реки Центральной Европы?
 (До – ре, Одер).
 
5.В какой воде не водится рыба? (В родниковой).
 
6. Где сухого камня не найдешь? (В воде).
 
7.Зачем в стакане вода? (За стеклом).
 
8.Как можно пронести воду в решете? (Заморозить).
 
9. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде).
 
10. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, их разделяет ночь).
 
Закрепление знаний о состояниях воды.
 
-Поговорим о самых обычных вещах:
 
а) Какая вода, сырая или кипяченая, скорее закипит, если перед нагреванием температура их была одинакова?
 
б) Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?
 
в) Почему на стенках банки с холодной водой, внесенной в теплую комнату, появляется роса?
 
г) Почему самовар поет перед тем, как закипит, а также тогда, когда начинает остывать?
 
д) Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду? Какой скорее треснет, граненый или гладкий?
 
е) Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?

Дом.Зад: &19 стр.53.

Написать рассказ: «Где я использую воду?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!