ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: «Особо охраняемые природные территории России.»

Учитель географии
Тотрова Л.А
Урок 8 класс
«Особо охраняемые природные территории России.»
Цели урока:
Формирование представления об особо охраняемых территориях. Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.
Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.
Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мышления, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Воспитывать любовь к природе, необходимость применения знаний в повседневной жизни.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
фронтальная;
индивидуальная;
коллективная.
групповая
Методы обучения:
Средства обучения:
Физическая карта России; “Атлас по географии -8 класс”;
Учебник: “География России – 8 кл.”; Тетради; Схема: “Охраняемые территории России”;
Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации Стихи о природе;
1. Организационный блок:
Распределение уч-ся по группам, эмоциональный настрой.
Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Сегодня вы будете работать в группах. Как источники информации вы можете использовать учебники, атласы и информационные листы.
2. Мотивационный блок:
Звучит музыка уч. читает стих
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба .
И если ты причастен к ней-
Россия не с гор берет начало, а с тебя!
Мы – люди, мы – природы дети.
Мы – часть её. И что же мы творим?
Ей объявив войну, забыв про всё на свете,
В конце концов, себя мы истребим.
И нам теперь одно лишь остаётся:
Беречь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Свою природу, свой бесценный клад!
Определение темы и целей урока вместе с обучающимися:
Уч. сегодня на уроке мы поговорим об охране природы и охраняемых территориях.
цели урока: - расширить знания об охраняемых территориях России, выделить их черты сходства и различия, а также их значение для человека
Запишите тему урока в тетради.
Учитель. проверка знаний тесты, взаимопроверка.
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пришвина.
Он писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
3. Блок изучения нового материала: Что значит заповедные места?
У: Скажите, почему возникает необходимость защиты и охраны природы?
Историческая справка развития заповедного дела в России.
Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.
Позднее, в 6-7 вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.
Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса.
Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью.
Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира
Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.
Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).
В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.
У: Итак, приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.
У: Что значит особо охраняемая территория? Откройте учебнике на стр.____
У: Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности .
У: Какие существуют виды охраняемых территорий?.
Д: Заповедники, заказники, национальные парки.
Основные типы ООПТ:
УЧ. Ребята вы поделены на группы, перед каждой группой на столах есть задание и каждая группа готовит ответы.
Задание:1 группе.
что такое заповедник. Сколько их в России?
Для каких целей их создали.
У: Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека. 101 заповедник фед. значения.
Задание:2 группе.
что такое заказник Сколько их в России.?
Чем отличаются заказники от заповедника?
У: На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.. 68 федеральных заказников
Задание:3 группе.
Что такое национальные парки. Сколько их в России
Чем отличается национальный парк
(У: Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма. В России - нац. парков 35.)
Сравнение функций 3 основных охраняемых территорий
Обобщение:
Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
Характеристика ряда заповедников России
- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам.
Поисковая работа учащихся.
Выступления детей с сообщениями.
Задания для групп:
Сообщение о Баргузинском заповеднике
Северо-Осетинском заповеднике :
Нац. парке –Алания
Земля Франца-Иосифа.-заказник.
План:
Название заповедника (заказника).
Где находится?
Когда был образован.
Его направление, охраняемые виды
Выступления групп сопровождаются слайдовым иллюстрированием
Характеристика заповедников и природного парка
Название заповедника или природного парка | Где находится | Когда был образован | Его направление, охраняемые виды |
4. Блок закрепления нового материала.
Работа в группах:
1 группа- Воссоздать Северо-Осетинский заповедник.
Поселить в заповедник тех животных, которые находятся под охраной
2 группа- Анализ карты атласа «Природные святыни России»
Вопросы:
1.Какие природоохранные объекты представлены на карте?
2. Как размещаются по территории России. Почему природоохранных объектов больше в европейской части России?
3. Будут ли создаваться новые охраняемые территории?
3 группа- Создать Законы (заповеди) поведения в природе
В России приняты федеральные законы «Об охране окружающей природной среды (1991) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995)
5. Блок подведения итогов урока:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
14. мне захотелось…
7. Блок домашнего задания:
Домашнее задание:
1 уровень, §42 Задание на к/карте. Отметить заповедники и указать объекты Всемирного наследия
2 уровень: :§42 Пользуясь интернет- ресурсами подготовить характеристику одного из особо охраняемых объекта. (в виде презентации)
6. Рефлексия: Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
Сергей Смирнов
Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может считать себя защитником природы.
– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
- А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).
- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).
- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).
- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами.