СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Цитирование и предложения с косвенной речью в сочинении-рассуждении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: создать условия для подготовки рабочих материалов к сочинению-рассуждению о смысле жизни и написания сочинения.На уроке используется презентация, книги Д.С.Лихачева, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Цитирование и предложения с косвенной речью в сочинении-рассуждении"»

ЦИТИРОВАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ В СОЧИНЕНИИ-РАССУЖДЕНИИИ. УРОК-МАСТЕРСКАЯ.



Русский язык. 8 класс. Тема урока: «Цитирование и предложения с косвенной речью в сочинении-рассуждении»

Технология педагогических мастерских. Урок развития речи.

Цель урока:

Создать условия для подготовки рабочих материалов к сочинению-рассуждению о смысле жизни и написания сочинения;

способствовать формированию аналитических способностей школьников;

развитию направленности на поиск смысла жизни.

Оборудование: презентация с православными заповедями, книги Д. Лихачёва, раздаточный материал, репродукции картин И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» и Ю. П. Кугач «У колыбели», словари.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. «Индуктор».  Рассмотрите репродукции картин И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» и Ю. П. Кугач « У колыбели». Запишите свои ассоциации относительно каждой картины, выразив их одним словом.

Материнство, любовь, нежность, жизнь, радость, ласка, спокойствие

Смерть, страх, боль, гнев, ужас, предательство, убийство, горе, страдание

 

Объедините все эти понятия одним словом. (Человечно - нечеловечно)

На протяжении всей истории существования человеческого общества происходила борьба добра и зла; гуманному, человечному противостояло злобное, античеловеческое. Мудрецы жертвовали своими жизнями, внушая истинный путь развития человеческого общества, заповедовали человеку жить в гармонии с самим собой, обществом, природой.

А что такое заповедь? (Беседа, работа со словарями)

Заповедь – 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. 2. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

3.                   Работа с материалом.

Самоконструкция

А какие заповеди вы знаете? (Называют христианские)

          Прочитайте эти заповеди и выпишите те, которыми вы руководствуетесь в своей жизни.

          В 20 веке великий русский учёный Д. С. Лихачёв, которого считают «совестью эпохи», создал свои «Заповеди человечности», их, как и христианских, тоже 10. Прочитайте и выпишите те из них, которые созвучны вашим принципам.

          Познакомьтесь с  мыслями испанского писателя 17 века Грасиана Бальтасара и великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Что собой представляют эти высказывания? (Советы, заповеди). Выпишите те советы, с которыми вы согласны.

          Сколько существует человечество, столько и пытаются люди создать универсальные правила поведения, при соблюдении которых было бы всем комфортно. Стало быть, и мы можем стать творцами заповедей для человечества. Дополните выписанные из всех источников мысли своими собственными принципами, сформулируйте их как заповеди.

          Расположите записанные вами  заповеди в порядке важности их для вас.

          Озаглавьте свод ваших заповедей. (Можно предложить варианты тем: «Если жизнь начать сначала», «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»(Энтин), «От меня будет свету тепло» (О. Мандельштам), «Моя жизнь – радуга», «Делать добро по привычке», «Стараясь о счастье другиз, мы находим своё собственное» (Платон), «Будь добрым, справедливым и правдивым, ведь быть таким и значит быть счастливым» (Юсуф Баласагунский, 11 век), «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другим» (Ламетри, французский философ) и др.)

          Напишите сочинение-рассуждение по вашей теме, опираясь на свод заповедей, выбранных вами в качестве собственной программы поведения в жизни.

Социализация и афиширование. Учащиеся излагают свой вариант заповедей в порядке возрастания их важности. При необходимости комментируют. Прочитывают работу в целом.

Разрыв

Изучив сочинения одноклассников, соотнесите свою работу с работами других участников мастерской, сделайте самоанализ.

4. Домашнее задание.

Обсудите наши рабочие материалы со своими близкими, создайте свод правил своей семьи.

5.                   Подведение итогов.

6.                   Рефлексия. Продолжить фразу: «Урок дал мне возможность…»

 

Библейские заповеди.

1.                   Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2.                   Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3.                   Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4.                   Помни день субботний, чтобы свято хранить его: шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

5.                   Почитай отца своего и матерь свою, чтобы продлились дни твои и чтобы  хорошо тебе было на земле.

6.                   Не убий.

7.                   Не прелюбодействуй.

8.                   Не укради.

9.                   Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

10.                Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

 

Десять заповедей человечности Д. С. Лихачёва

1.                   Не убий и не начинай войны.

2.                   Не помысли народ свой врагом других народов.

3.                   Не укради и не присваивай труда брата своего.

4.                   Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5.                   Уважай мысли и чувства братьев своих.

6.                   Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай.

7.                   Чти природу как матерь свою и помощницу.

8.                   Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9.                   Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.

10.                Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.

 

Из «Науки благоразумия» Грасиана Бальтасара

1.                   Искусство долго жить – жить достойно.

2.                   Сочетать ум с благой целью.

3.                   Не терпеть и малого своего недостатка.

4.                   Будь благоразумно отважным.

5.                   Не будь хулителем.

6.                   Не доверять преувеличенной учтивости.

7.                   Прокладывай себе путь благоразумием.

8.                   Действовать не по норову, а по здравомыслию.

9.                   Поступать всегда так, будто на тебя смотрят.

10.                За лёгкое дело берись как за трудное, а за трудное – как за лёгкое. В первом случае, дабы уверенность не перешла в беспечность; во втором – неуверенность в робость. Вернейший путь не совершить дело – заранее считать его свершённым.

 

Мысли Л. Н. Толстого.

1.                   Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

2.                   Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

3.                   Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

4.                   Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать.

5.                   Старайся дать уму как можно больше пищи.

6.                   Украшай каждый проходящий день добрым делом.

7.                   Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

8.                   Следи за зарождением зла. Есть голос души, который указывает это зарождение: становится неловко, стыдно.

9.                   Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

10.                Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти.

Урок показал, что учащиеся умеют глубоко мыслить, они сформулировали свои правила (Не проходи мимо человека, не поприветствовав его добрым словом, ласковым взглядом. Почитай старших, как отца и мать, а младших, как сестёр и братьев. Не думай плохо о других. Всегда слушай свою совесть.), активно включились в творческий процесс, а дискуссия о смысле жизни продолжилась