Урок знаний в 1 классе
Цель: формировать положительное отношение к занятиям в школе, создавать условия для быстрой и безболезненной адаптации детей в классном коллективе.
Задачи:
создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом;
познакомить учащихся со школьными правилами и основными требованиями в игровой обстановке;
способствовать созданию эмоционального настроя, повысить интерес к школе, учёбе, классу, учителю;
воспитывать бережное отношение к учебникам, книгам, школьным принадлежностям;
воспитывать любовь к Родине, школе, семье.
Форма проведения: путешествие в страну Знаний.
Оборудование:
ключ Знаний;
запись на доске «Страна Знаний»;
паровоз, названия станций;
плакат «1 сентября! Здравствуй, школа!»; «Первый раз в 1 класс»
рисунки с цифрами;
карточки с буквами м,и,р;
плакат с изображением планеты, солнца, набор деталей (вырезанные цветы, дома, деревья, люди), магниты, магнитная доска, клей;
сказочные герои (Буратино, Незнайка, Карандаш,);
указ для героев;
«Весёлый портфель» с отгадками (учебник, дневник, цветные карандаши, ручка, цифры, карандаш, обложка, закладка, книга);
советы родителей для детей;
ноутбук; диски с песнями «Первоклассник», «Чему учат в школе»;
открытки поздравительные.
Ход мероприятия
Первоклассники входят в класс, звучит песня «Учат в школе».
Дорогие мои первоклассники!
- Вот вы переступили порог удивительной страны. Ещё раз я хочу поздравить вас всех с Днём знаний! Я желаю, чтобы путешествие по стране Знаний стало для вас увлекательным и занимательным, чтобы каждый день вы открывали для себя что – то новое, неизведанное.
- Посмотрите вокруг себя. Как красиво здесь, светло и уютно. Это постарались ваши папы и мамы отремонтировать и украсить наш класс. Я благодарю всех родителей, которые приняли непосредственное участие в ремонте кабинета.
- Думаю, что учиться в нём будет очень приятно вам всем. 4 года мы будем приходить в этот класс и постараемся сохранить его таким же чистым и уютным.
Все жители этой счастливой страны носят почётное звание – ученик! Это звание может получить каждый из вас, кто будет внимателен, смекалист, старателен.
Далеко-далеко, за полями, за горами есть волшебная страна. Она полна чудесных открытий, разных испытаний. Много дней мы будем путешествовать по ней
Страна называется – СТРАНА ЗНАНИЙ.
Учитель:
Итак, мы начинаем,
Дверь в страну Знаний
Дружно мы открываем.
Ребята, что за странная дверь, а на ней замок?
Дверь в Страну Знаний заперта. Что за странное письмо?
Получают письмо из дремучего леса от Бабы Яги
«Дети, «здрасте!» Это я! Ваша бабушка Яга!
Вам пишу я письмецо,
Скоро к вам дойдет оно.
У меня вопросик есть,
Надо бы вам всем присесть,
В школу ходите зачем?
А не лучше ли вам всем
Ко мне в гости заявиться,
То-то будем веселиться!
Научу вас обзываться,
Ябедничать, больно драться
Зачем книжки вы читаете,
Только глазки напрягаете.
Эта школа – прямо беда,
Не годиться никуда.
И зачем в нее ходить?
Время зря лишь проводить.
Вас учительница учит,
Много вам задаст, замучит.
Я же двоечки люблю,
Получать их научу.
Что хотела – написала.
Письмецо вам отослала.
Я теперь не лягу спать,
Буду в гости всех вас ждать.
Каждому из вас я лично
Вручу красивую табличку:
«Я учиться не хочу!
К бабе Ежке я лечу,
Буду жить я на болоте
И забуду о работе».
- Ребята, нас приглашает баба Яга к себе в гости. Ну кто из вас хочет жить на болоте и остаться безграмотным, без верных друзей, без этой прекрасной Страны Знаний? Никто!? Я рада, что вы все решили начать свой первый школьный путь со мной, путешествуя по Стране Знаний.
А Бабе Яге скажем следующие слова: (дети повторяют)
Не придём Яга к тебе
В Страну Знаний открой дверь!
(Дверь открывается)
- Вы готовы к путешествию по Стране Знаний?
А на чем отправимся в путь, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Вагоны поезда)
Предлагаю отправиться в наше первое путешествие на этом замечательном паровозике.
Сели поудобнее. С такими мальчиками и девочками можно смело начинать путешествие.
К нам приехал паровоз,
Буквы, цифры он привёз.
- А для того чтобы отправиться, машинисту нужны точные сведения о пассажирах. Ф.И. каждого (знакомство: каждый называет свое имя и фамилию).
Мы едем, едем, едем в далекие края
И в школу мы, ребята, торопимся не зря.
Я расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
1 остановка «Школьная»
Кого видим мы на остановке? Буратино очень спешит в школу. Он как и вы решил с этого года учиться Давайте поможем ему больше узнать о школе.
Загадки о школе
- Отгадайте загадки.
Вот стоит прекрасный дом,
Много светлых в нём окон,
Тот, кто в этот дом войдёт,
Знаний много обретёт!
Что за дом, ребята? (Школа.)
Кто сегодня в первый раз
Двери распахнул в свой класс?
Цветами кто встречает праздник?
Ну, конечно… (первоклассник).
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (Ученик.)
В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс… (звонок).
Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (пять).
Если будешь знать едва,
То получишь только … (два).
Учитель
- В школе существуют правила, которые должны выполнять школьники. На подготовительных занятиях вы их уже учили. Давайте вспомним.
Правила поведения на уроке
Чтобы стать учеником,
Нужно знать вам вот о чём.
На уроках ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь,
Спинка прямо у тебя,
Это делайте, как я.
Руки мы вот так кладем
И заданий дальше ждем.
Если хочешь ты сказать,
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать.
- Мы отправляемся дальше.
Торопится поезд, колёса стучат, а в поезде этом ребята сидят.
- Мы подъезжаем к следующей станции.
Прочитайте её название.
II станция «Математическая»
- Готовы к новому заданию? (Да)
Здесь встречает вас Незнайка. Он перепутал все цифры.
Давайте ему поможем и расставим их по местам: 3 6 4 2 7 1 8 5 9
- Решите весёлые задачи:
1) У пенёчков 5 грибочков 3) На кустике перед забором
И под ёлкой 3. 6 ярко-красных помидоров.
Сколько будет всех грибочков, Потом 4 оторвалось,
Ну-ка, посмотри. (8) А сколько на кусте осталось? (2)
2) У меня 4 книжки, 4) Я рисую кошкин дом:
2 машинки и 3 мишки. Три окошка, дверь с крыльцом,
Кто ответит побыстрей, Наверху ещё окно,
Сколько у меня вещей? (9) Чтобы не было темно.
Сосчитай окошки
В домике у кошки. (4)
5) Росла одна берёза, на ней 8 ветвей. На каждой по апельсину. Сколько апельсинов было на берёзе? (На берёзе апельсины не растут.)
- Учитель
- Наш поезд подъезжает к станции
III станция «Мирная»
- Вы знаете эти буквы? (Учитель показывает карточки с буквами И, М, Р.)
- Если поменять местами буквы, какое слово может получиться? (мир)
- Что такое мир? (Мир – это самое главное на Земле. Мир нужен всем людям для того, чтобы жить, учиться, отдыхать, смеяться.)
- А мы должны мирно жить в классе? (Да)
- Дома, в семье нужен мир? (Да)
- А важно чтобы мир был в стране? (Да)
- А если мы будем внимательны друг к другу, добры, дружелюбны, то мир будет на всей планете.
- Что изображено на этой картине? (Наша планета Земля.)
Важно, чтобы мир был на всей нашей планете Земля?
- Как вы думаете, чего не хватает на планете, чтобы она была краше? (Ответы детей.)
- Давайте украсим нашу планету, чтобы никогда на Земле не было войны и чтобы она становилась ещё краше .
(Дети украшают её ладошками «Мы за мир на Земле», солнышком, цветами, бабочками).
Учитель
- Наш паровоз движется дальше. Он подъезжает к станции, которая называется…
IV станция «Сказочная»
- Ребята, а кто же нас встречает на этой станции? (Сказочные герои.)
Сегодня сказочные герои хотят вас поздравить с вашим первым учебным днём и дать вам некоторые советы.
Телеграммы от сказочных героев
Я желаю от души
Вам здоровья, малыши.
Чтоб прививок не боялись
Ежедневно закалялись
Чтоб не мучил вас бронхит
Добрый доктор …. . (Айболит)
Я желаю вам в подарок получить
Огромный торт, шоколад и печенье,
Мармелад и варенье,
Становиться толще, выше
Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)
Я хочу вам пожелать
Лишь пятерки получать
Книжки добрые любить
С математикой дружить.
От лица Пьеро, Мальвины
Ваш дружище … (Буратино)
Всё всегда я знать хочу,
Я учу, учу, учу.
Только Знайка всё равно
Знает больше моего. (Незнайка)
Советы сказочных героев
1. Если вы идёте по полю и находите денежку, то не спешите покупать самовар, как это сделала я. Лучше купите новую интересную книжку. (Муха-цокотуха)
2. Мы, все три весёлых братца, спешим поздравить вас с началом учебного года. Учитесь лучше, и тогда сможете построить такой же прочный дом из камней, как и наш братец Наф-Наф! (Три поросёнка)
3. Не бегайте по классу на переменках, а то можете нечаянно разбить вазу или уронить золотое яичко. И мне тогда придётся высиживать новое яичко, не золотое, а простое. (курочка Ряба)
4. Как можно усерднее учитесь в школе, и не только наукам, но и вежливости. А то к нам однажды в гости пришла девочка Маша. Она съела нашу кашу, сломала стульчик Мишутки и даже валялась на наших кроватях! (Три медведя)
5. Я тоже мечтаю пойти в школу, как вы! Если бы я училась в школе, то узнала бы, что Волк - это хитрый хищник, и с ним никогда нельзя разговаривать и, тем более, говорить, где живёт моя бабушка. (Красная Шапочка)
- Молодцы, ребята! Хорошо. вы знаете сказки и сказочных героев.
Давайте поможем Буратино собрать портфель
Игра «Собери портфель»
Итак, дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!
Отгадайте, что ещё должно лежать в портфеле.
Я жёлтый, чёрный красный, синий,
С начинкой твёрдой в середине,
Я с острым ножиком дружу, и что хочу, изображу. (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Кто такая я? (Тетрадь)
У меня нарядов много,
И со всеми я дружу.
Кто письмо писать захочет,
Всё, что хочешь напишу. (Ручка)
Учитель: Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной. Попробуйте отгадать, что это.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга)
Ваша первая учебная книга называется «Азбука» (показать). В этой книге мы прочитаем много стихов, скороговорок, шуток, будем разгадывать ребусы, отгадывать загадки. Так же нашими помощниками будут такие учебники: «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», (показать).
Сами книги не растут,
Сделать книги нужен труд.
Тетради, книги – береги,
Не чиркай, не мни, не рви!
- Давайте вспомним, как нужно беречь книги?
Да, книгу нужно брать только чистыми руками.
Обязательно обернуть и вложить закладку.
Не загибать страниц, не писать в книге
Учитель
- Я хочу, чтобы вы прочитали в 1 классе много книг, которые помогут вам стать умными, любознательными.
- Я думаю, сказочные герои поняли, что вы ребята отличные, сообразительные и не скучные. Именно таких мы и принимаем в нашу школу. Но испытания ещё не кончились. Настоящий школьник должен уметь себя правильно вести, быть вежливым и знать все волшебные слова. Мы сейчас проверим, все ли из вас знают вежливые слова.
Конкурс «Доскажи вежливое слово».
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
Ребёнок вежливый и развитый говорит, встречаясь, … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, мы говорим: «Простите, …(пожалуйста)
И в России, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания)
Учитель:
А теперь пришло время дать клятву первоклассника и быть верным данной клятве все 4 гола учебы.
КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА
Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется звонок. (Дети хором – Клянемся!)
Быть на уроке активным и нужным,
Запоминать и учить все, что нужно. (Клянемся!)
Чтоб грамотным и умным стать,
Будем учиться читать и писать. (Клянемся!)
Учебники, книжки, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке. (Клянемся!)
Друзьями хорошими, верными стать,
Друг другу во всем и всегда помогать. (Клянемся!)
А лень, неопрятность, подсказки, вранье
Мы в класс не возьмем никогда, ни за что. (Клянемся
Стать гордостью родителей и учителей... Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
- Ребята. Сегодня волновались не только вы, когда собирались в школу, но и ваши родители. Они хотят вам дать полезные советы. (Перед детьми выступают родители класса.)
СЛОВО РОДИТЕЛЯМ
1.Вот пришел желанный час:
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас,
Мы дадим тебе наказ:
2.Сегодня главный праздник твой,
Ты первый раз шагаешь в школу,
Ты - первоклассник, ты - большой!
Теперь всё будет по-другому.
3. В первый класс идешь, дружок?
Покажи свой рюкзачок?
Здесь пенал, букварь, тетрадь,
Молодец, учись на пять!
4.Ну а чтоб на пять учиться,
Друг мой, надо не лениться.
Надо утром и в обед,
Буквы повторять!
Открывать тетрадь,
И в ней,
Прописью писать!
5. В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками вашими будут на ней.
Учитель
Вы сегодня успешно прошли все испытания, справились с заданием и по праву заслужили почётное звание – первоклассник. В память о первом школьном звонке я хочу вручить вам медальки и первый ваш школьный документ – свидетельство первоклассника. (Вручение медалей и свидетельств.)
- Вот сегодня и подошло к концу наше путешествие по стране Знаний, но путь с вами предстоит ещё длинный и много интересного ждёт нас впереди. Новые открытия для вас только начинаются.
- В добрый путь, первоклассники! Успехов вам в учёбе, в увлекательном путешествии по стране Знаний!
Подведение итогов (рефлексия)
- Вам понравилось сегодня в школе? Что интересного вы узнали? О чём расскажете своим знакомым?
Учитель: Вот и закончилось наше первое путешествие по Стране Знаний. Путь в Страну знаний для вас открыт. Завтра и последующие дни наше путешествие продолжится
Учитель – Но это не только ваш праздник, но и праздник всей семьи. Сегодня волнуются и бабушки, и мамы, и папы.
Уважаемые родители! Сегодня ваш ребенок стал первоклассником. Я поздравляю вас с этим замечательным событием. Верю, что школьные годы станут и для вашего ребенка, и для вас чудесным временем, принесут вам радость, счастье, удачу. Рада, что именно ваши дети будут рядом со мной четыре года, будут доставлять мне радость общения с ними. Вместе с вами мы будем растить будущего Человека. Всегда рада услышать ваши пожелания, советы.
(Вручение памятных медалей.)
Родителям вот что хочу я сказать:
Трудно ребенка сейчас воспитать.
Многое нужно для этого знать,
Любить его надо и понимать.
Как похвалить его, как пожурить,
Серьезно, иль с юмором с ним говорить,
Детям всегда вы должны помогать,
Каждое утро их в школу собрать.
Напутствие доброе вовремя дать,
Сказочку на ночь им почитать.
А в выходной всей семьей прогуляться,
Чтобы с ребенком своим пообщаться.
Собрания классные все посещать,
Их, по возможности, не пропускать.
А самое главное, без сомнения,
Желаю огромного всем вам терпения.
А пока примите мои советы.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
1.Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».
2.Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3.Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много поработать.
4.Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
5.Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться ( вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
6.Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
7.Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
8.После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
9.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».
10.Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала ( даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
13.Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
Игр весёлых и занятий!
Успевать по всем предметам!
Ты сегодня первоклассник,
Вот тебе медаль за это!
Ваши старания никогда не останутся без внимания самых близких людей, ваших замечательных родителей. Уважаемые родители, для вас сегодня я подготовила вот такое напутствие:
- Сегодня день рождение нашего класса, мы начали свое путешествие по Стране Знаний. Поздравляю всех с этим знаменательным событием. Ребята, вы стали учениками. Мне очень хочется, чтобы школа стала вашим вторым домом. Нам предстоит долгий путь по стране Знаний. Успехов и терпения вам и вашим родителям!