СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Алфавит. Знаки письма. Звуки и буквы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с использованием различных форм и методов работы с детьми, включая работу по развитию речи по теме "Портрет".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Алфавит. Знаки письма. Звуки и буквы"»

Урок русского языка


5 класс


Фонетика. Графика





Тема: Алфавит. Знаки письма. Звуки и буквы.

Микротем: Портрет


Цели:

  • закрепить знания о буквах; учить различать гласные и согласные;

учить выделять в тексте портрет;

  • развивать навыки перевода текста; развивать навыки правильной постановки ударения;

  • воспитывать чувство прекрасного.


Оборудование: учебник, слайды с репродукциями картин, обобщающая таблица «Звуки речи и буквы».


Ход урока


І. Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания.

2. В гостях у госпожи Фонетики.

1)Беседа:

- Что такое алфавит?

- Чему нас учит госпожа Фонетика?

2.Письменная работа: фонетический диктант.

  1. Фонетика изучает (звуки речи).

  2. Звуки речи – это звуки (из которых состоят слова).

  3. В природе различают звуки (пение птиц, шум дождя, гудок и т.д.).

  4. Все звуки речи делятся на (гласные и согласные).

  5. Гласные звуки образуются с помощью (голоса).

  6. Согласные звуки образуются с помощью (шума или шума и голоса).

  7. Наименьшая единица языка (звук речи).

  8. Подсчитайте количество согласных в слове «фонетика» (4).

  9. Назовите слова, в которых один звук (И, С, К, А).

  10. Речь существует в двух формах (устной и письменной).

  11. Речь одного лица (монолог).

  12. Разговор двух или нескольких лиц (диалог).


3. Осанка, выправка, походка, русый, портрет, темно-русый, каштановый.

1. Объясните лексическое значение слов.

2. Подберите родственные слова к слову походка. Что общее вы находите в значениях этих слов?

      1. Прочитайте вслух слова, обратите внимание на место ударения в них.


ІII. Формирование новых понятий

1.Речевая деятельность.

1) Прочитайте текст. Выделите в нем описание внешности и перескажите его близко к тексту.

Я вгляделся: то была молоденькая крестьянская девушка. Волосы каштанового цвета расходились полукругами из-под узкой алой повязки. Я не мог видеть ее глаз - она их не поднимала. Но я ясно видел ее тонкие, высокие брови, ее длинные ресницы. Выражение лица было грустно и полно недоумения.

(И. С. Тургенев)

2) Беседа:

- На что во внешности девушки больше всего обращает внимание автор?

- Какие слова, относящиеся к слову лицо, помогают передать состояние девушки?

3) Какими буквами обозначены согласные звуки в данных словосочетаниях: волосы каштанового цвета, тонкие высокие брови, длинные ресницы, грустное лицо?

4. Говорение.

1) Опишите портрет девочки, изображенной на картине В. А. Серова «Девочка с персиками» (портрет демонстрируется):

а) лицо, б) глаза, в) руки.

2) Вы, наверное, часто рассказываете дома о своих друзьях. Поделитесь впечатлениями о своем друге или подруге. Основная мысль вашего высказывания — «Хороший у меня друг!»

3) Какой смысл вы вкладываете в словосочетания добрый человек, настоящий друг?

5. Чтение.

1) Прочитайте выразительно текст. Сколько человек принимает участие в разговоре? Между кем происходит диалог?

Однажды маленькая девочка сказала мне:

— Давай нарисуем Аленушку из сказки! (демонстрируется репродукция картины В. Васнецова «Аленушка»)

— Давай, — согласилась я и заточила цветные карандаши.

— Ты все-таки взрослая, у тебя лучше получится. Ты рисуй, а я буду помогать раскрашивать. Хорошо?

— Хорошо, — сказала я, и мы стали рисовать Аленушку.

У нее розовые щечки, — сказала девочка, и я нарисовала розовые щечки.

— У нее голубые глазки и светло-желтые, как будто золотые, волосы,— сказала она, и мы вместе нарисовали глазки и волосы.

— А над нею летят серые гуси, а внизу течет синяя речка... — и мы нарисовали гусей и синюю речку. Потом долго рассматривали рисунок.

— Нет, — сказала девочка. — Это все равно не Аленушка.

— Ну почему же? — спросила я.

— Аленушка грустна, она же не может найти братика Иванушку. Его утащили гуси. А нарисованная девочка — не грустная и не веселая, никакая.

(3. Цюрупа)

2) Почему юная художница решила, что нарисо­ванная девочка не Аленушка? Как она это доказывает? Зачитайте.

3) Прочитайте из текста те места, в которых дано описание. Как автор описывает нарисованную девочку?

6. Письмо.

1) Запишите и объясните написание трудных орфограмм.

По тому, как человек ходит, можно узнать, весело ему или грустно и даже какой у него характер. Хорошая осанка дается человеку не от рождения, а вырабатывается постепенно. Для этого надо не горбиться, голову держать прямо. Когда у человека правильная осанка, красивая походка, приятно ему самому и окружающим.

2) Назовите звуки и буквы в выделенных словах. Данные слова запишите в алфавитном порядке.

3) Подберите синоним к слову осанка. Составьте с ним предложения на тему «На уроке» и запишите их.

7. Перевод.

Переведите предложения на русский язык. Перевод запишите. Произнесите звуки, из которых состоят выделенные слова, и назовите буквы, обозначающие эти звуки на письме.

Найбільш дорога для мене людина – це мама. Моя мама середнього росту. В неї темне чисте волосся, широке відкрите чоло, невеликий прямий ніс. У мами сірі очі і довгі брови.


IV. Подведение итогов урока


V. Домашнее задание: опишите (устно) портрет своего друга (подруги); запишите названия своих учебников в алфавитном порядке.