Урок русского языка
5 класс
Фонетика. Графика
Тема: Алфавит. Знаки письма. Звуки и буквы.
Микротем: Портрет
Цели:
учить выделять в тексте портрет;
Оборудование: учебник, слайды с репродукциями картин, обобщающая таблица «Звуки речи и буквы».
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний
1.Проверка домашнего задания.
2. В гостях у госпожи Фонетики.
1)Беседа:
- Что такое алфавит?
- Чему нас учит госпожа Фонетика?
2.Письменная работа: фонетический диктант.
Фонетика изучает (звуки речи).
Звуки речи – это звуки (из которых состоят слова).
В природе различают звуки (пение птиц, шум дождя, гудок и т.д.).
Все звуки речи делятся на (гласные и согласные).
Гласные звуки образуются с помощью (голоса).
Согласные звуки образуются с помощью (шума или шума и голоса).
Наименьшая единица языка (звук речи).
Подсчитайте количество согласных в слове «фонетика» (4).
Назовите слова, в которых один звук (И, С, К, А).
Речь существует в двух формах (устной и письменной).
Речь одного лица (монолог).
Разговор двух или нескольких лиц (диалог).
3. Осанка, выправка, походка, русый, портрет, темно-русый, каштановый.
1. Объясните лексическое значение слов.
2. Подберите родственные слова к слову походка. Что общее вы находите в значениях этих слов?
Прочитайте вслух слова, обратите внимание на место ударения в них.
ІII. Формирование новых понятий
1.Речевая деятельность.
1) Прочитайте текст. Выделите в нем описание внешности и перескажите его близко к тексту.
Я вгляделся: то была молоденькая крестьянская девушка. Волосы каштанового цвета расходились полукругами из-под узкой алой повязки. Я не мог видеть ее глаз - она их не поднимала. Но я ясно видел ее тонкие, высокие брови, ее длинные ресницы. Выражение лица было грустно и полно недоумения.
(И. С. Тургенев)
2) Беседа:
- На что во внешности девушки больше всего обращает внимание автор?
- Какие слова, относящиеся к слову лицо, помогают передать состояние девушки?
3) Какими буквами обозначены согласные звуки в данных словосочетаниях: волосы каштанового цвета, тонкие высокие брови, длинные ресницы, грустное лицо?
4. Говорение.
1) Опишите портрет девочки, изображенной на картине В. А. Серова «Девочка с персиками» (портрет демонстрируется):
а) лицо, б) глаза, в) руки.
2) Вы, наверное, часто рассказываете дома о своих друзьях. Поделитесь впечатлениями о своем друге или подруге. Основная мысль вашего высказывания — «Хороший у меня друг!»
3) Какой смысл вы вкладываете в словосочетания добрый человек, настоящий друг?
5. Чтение.
1) Прочитайте выразительно текст. Сколько человек принимает участие в разговоре? Между кем происходит диалог?
Однажды маленькая девочка сказала мне:
— Давай нарисуем Аленушку из сказки! (демонстрируется репродукция картины В. Васнецова «Аленушка»)
— Давай, — согласилась я и заточила цветные карандаши.
— Ты все-таки взрослая, у тебя лучше получится. Ты рисуй, а я буду помогать раскрашивать. Хорошо?
— Хорошо, — сказала я, и мы стали рисовать Аленушку.
У нее розовые щечки, — сказала девочка, и я нарисовала розовые щечки.
— У нее голубые глазки и светло-желтые, как будто золотые, волосы,— сказала она, и мы вместе нарисовали глазки и волосы.
— А над нею летят серые гуси, а внизу течет синяя речка... — и мы нарисовали гусей и синюю речку. Потом долго рассматривали рисунок.
— Нет, — сказала девочка. — Это все равно не Аленушка.
— Ну почему же? — спросила я.
— Аленушка грустна, она же не может найти братика Иванушку. Его утащили гуси. А нарисованная девочка — не грустная и не веселая, никакая.
(3. Цюрупа)
2) Почему юная художница решила, что нарисованная девочка не Аленушка? Как она это доказывает? Зачитайте.
3) Прочитайте из текста те места, в которых дано описание. Как автор описывает нарисованную девочку?
6. Письмо.
1) Запишите и объясните написание трудных орфограмм.
По тому, как человек ходит, можно узнать, весело ему или грустно и даже какой у него характер. Хорошая осанка дается человеку не от рождения, а вырабатывается постепенно. Для этого надо не горбиться, голову держать прямо. Когда у человека правильная осанка, красивая походка, приятно ему самому и окружающим.
2) Назовите звуки и буквы в выделенных словах. Данные слова запишите в алфавитном порядке.
3) Подберите синоним к слову осанка. Составьте с ним предложения на тему «На уроке» и запишите их.
7. Перевод.
Переведите предложения на русский язык. Перевод запишите. Произнесите звуки, из которых состоят выделенные слова, и назовите буквы, обозначающие эти звуки на письме.
Найбільш дорога для мене людина – це мама. Моя мама середнього росту. В неї темне чисте волосся, широке відкрите чоло, невеликий прямий ніс. У мами сірі очі і довгі брови.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание: опишите (устно) портрет своего друга (подруги); запишите названия своих учебников в алфавитном порядке.