До урока класс делится на две команды примерно одинакового уровня подготовленности.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.Здравствуйте, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения! Мне сегодня хочется вам привести слова Роджера Бэкона “Математика - это дверь и ключ ко всем наукам”. Без математических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим с вами усваивать математику, каждый день, добывая новые и новые знания, которые помогут вам в изучении других предметов, как физика, химия и география, а также в нашей практической повседневной деятельности.
2. Актуализация знаний.А вот изучение математики нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. Если вы правильно посчитаете мною предложенные примеры, вы узнаете тему урока.
Выполните действия:
1)Н 6) 100:4 Ж
2)И 7)Е
3) М 8) Д
4) У 9)Л
5)О 10) 400:0 К
52
60
360
320
25
1000
360
50
1000
у
м
н
о
ж
е
н
и
е
и
4
1000
12
1000
360
50
1000
д
е
л
е
н
и
е
3. Целепологание и мотивация.Итак, как звучит наша тема? Умножение и деление натуральных чисел, и их свойства.
Ученик: Эти темы мы изучали только по отдельности
Учитель: Совершенно верно. Наша задача обобщить и систематизировать знания по этой теме, чтобы хорошо справиться с предстоящей контрольной работой.
II. Игра-путешествие
Учитель.Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в плавание. Вас ждёт много неожиданных испытаний, преодолев которые вы попадёте на остров, где найдёте сокровища. (Показывает «карту Острова сокровищ»).Путешествовать будем двумя командами. Пожалуйста, посовещайтесь и выберите капитана команды. Он будет координировать вашу работу и в конце урока оценит работу каждого члена команды. На столе у каждой команды лежит «Оценочный лист», в котором капитан в ходе путешествия будет делать пометки и выставит итоговую оценку каждому.(Команды сообщают имена капитанов.)Итак, команды готовы к путешествию. Но, чтобы отправиться в море, вы должны построить корабль, а для этого необходимо ответить на вопросы.
Задание 1.Каждая команда получает карточку с вопросами, на которые надо ответить устно.
Вопросы первой команде:
1. Что значит умножить числоана натуральное числов?
2. Назовите компоненты деления и дайте их определения.
3. Как найти неизвестное делимое?
4. Можно ли делить на нуль?
5. В чём заключается переместительное свойство умножения
6. Что называют делением?
Вопросы второй команде:
1. Назовите компоненты умножения и дайте их определения.
2. В чём заключается сочетательное свойство умножения?
3. Как найти неизвестный делитель?
4. Как найти делимое при делении с остатком?
5. Как найти неизвестный множитель?
6. Назовите компоненты деления с остатком
Учитель.Итак, вы построили себе корабли (каждой команде дает картинку с изображением корабля). В путь! Остаётся пожелать вам попутного ветра, и да поможет вам фортуна!
А вот и первое испытание. За вами гонятся пираты. Чтобы уйти от погони, нужно выполнить задание.
Каждая команда получает карточку с заданием. < Слайд 3 >
Задание 2.Установите соответствие между буквенными выражениями и их названиями. (Ответ запишите в таблицу)
1) a * b = b * a
Б) Сочетательное свойство умножения
2) a : 1 = a
Р) Правило деления числа на это же число
3) a * (b * c) = (a * b) * c
Д) Переместительное свойство умножения
4) a : a = 1
О) Правило деления числа на единицу
5) 0 : a = 0
А) Правило умножения числа на единицу
6) a * 0 = 0
О) Правило деления нуля на число
7) a * 1 = a
Т) Правило умножения числа на нуль
1
2
3
4
5
6
7
Команды сдают листки с заполненными таблицами, учитель крепит их магнитами на доску и все проверяют правильность выполнения задания по заготовленным ответам < Слайд 4 >.
Учитель. Надвигается шторм. Нужно продержаться. Чтобы корабль не затонул, каждый член команды должен стоять на своём посту, выполняя своё задание.
Задание 3 (дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой).
< Слайд 5 >
На доске записаны шесть заданий командам. Каждый член команды решает одно из этих заданий (первый – №1, второй – №2 и т.д., дифференцированно). Решают в тетрадях в течение 5 минут. Потом – проверка с обсуждением верного решения со всем классом. Для этого некоторые ученики решают задания не в тетрадях, а на листах, которые потом вывешиваются на доску.
Задания 3:
№1. Вычислите: а) 302 * 79; б) 14168 : 28.
№2. Вычислить: 3696 : 3
№3. Найдите делимое, если делитель равен 5, неполное частное 3 и остаток 1.
№4. Упростите выражение 8 * у * 3 – 119 и найдите его значение при у = 5.
№5. Решите уравнение: 18m + 54 = 162.
№6. Решите уравнение: ( х – 8 ) * 12 = 84.
№7.Найдите значение выражения (5+4)2
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И за парты тихо сели.
Учитель. Итак, шторм преодолели, плывём дальше. Вот уже показался остров. Кто быстрей доплывёт? Решите задачу с помощью уравнения.
< Слайд 6 >
Пусть задача – это крепость.
Но с нами отвага и смелость.
Бояться задачу – смех!
Мы расщёлкаем её – как орех!
На штурм идём уверенно –
Ведь время не потеряно
Задание 4 (задача): имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг. слив, осталось ещё 16 кг. Сколько было ящиков, если всего было 220 кг. слив?
Учитель.Вот вы и на острове. Чтобы достать сокровища, нужно всем вместе решить уравнения.
Задание 5. < Слайд 7 >
Каждая команда решает по три уравнения в тетрадях, сообща. Решив, находят на столе учителя карточку с ответом и ставят её к доске на позицию, соответствующую номеру уравнения. Когда все уравнения решены, учитель переворачивает карточки и складывает ключевое слово.