СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5-м классе по теме "Мхи" в соответствии ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5-м классе по теме «Мхи» в соответствии ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5-м классе по теме "Мхи" в соответствии ФГОС»

Технологическая карта урока в 5-м классе по теме «Мхи»

Автор, УМК

В. В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Дрофа. 2012г.

Цели

Образовательная -раскрыть особенности строения мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека, используя средства ИКТ.

Развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника.

Воспитательная – стимулировать развитие познавательного интереса.

Задачи

1. Формирование представлений о мхах, как наиболее высокоорганизованных организмах, их значении в природе и жизни человека.
2. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,  расширение кругозора обучающихся.
3. Развитие творческих способностей, исследовательских умений.
4. Формировать универсальные учебные действия, отрабатывать навыки работы в паре, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать культуру общения.
5. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе,  уважительное отношение к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем.

Тип урока

Изучение нового материала, урок-расследование

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Регулятивные (метапредметные):развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Учащиеся имеют представление о мхах, как представителях высших споровых растений и их характерных признаках.

Основные понятия

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Ресурсы

Информационный материал: 
Демонстрационный материал: Гербарий, мхи, коллекция «Торф».
Интерактивный материал: ноутбук







Ход урока

Технология проведения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

УУД

1. Организационный момент 
(1 мин).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной  атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Заходит под музыку.

- Я нахожусь в М-С школе?

- Это кабинет биологии?

- Ученики 5 класса?

Значит я на правильном пути.

А вы меня узнали? (сыщик)

- Я сыщик Татьяна Григорьевна.

Что делают сыщики? (наблюдают, расследуют.)

Представьте, что мы находимся в детективном агентстве.

Я предлагаю вам побыть в роли сыщика.

Подберите синоним к слову сыщик (следователь)

Какими качествами должен обладать хороший сыщик, следователь? (умным, находчивый, внимательным, наблюдательным)

Какой сейчас урок ? (биология)

Какое будет расследование? (биологическое расследование)

Будем расследовать сомнительные объекты.



Приветствуют гостей.




Читают слова на презентации

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

2.Мотивация к учебной деятельности 
(2 мин).
Цели:
формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности

А какой сомнительный объект будем расследовать вы узнаете, выполнив задания. (конверты с заданиями)

Определили, что будем расследовать?

Будем расследовать Мхи.

Определите цель нашего расследования.

(Я ХОЧУ УЗНАТЬ строение мхов, среда обитания, жизнедеятельность представителей, значение в природе и жизни человека.)

Цель исследования поставлена, в нашем детективном агентстве работает 3 группы.

Чтобы работа была плодотворной необходимо соблюдать правило работы в группах. Памятки на столах.

Старший следователь в каждой группе будет заполнять протокол. После чего каждая группа представит результаты своего расследования судье, и он огласит приговор по данному расследованию Внимательно изучите все вещественные доказательства, которые находятся на столах Приступаем к расследованию.

1 следственная группа проводит расследование по делу под названием «Мох сфагнум»

2 следственная группа проводит расследование по делу под названием «Мох кукушкин лен»

3 следственная группа проводит расследование по делу под названием «Мох риччия».

.

Формулируют тему и цели  урока. 
Записывают число и тему урока.

Регулятивные:
самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование.

3.Изучение нового материала. (15 мин)
Цели: познакомить  с печеночными мхами

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (вам нужно опознать фоторобот (т.е. мох, подписать особенности строения) (включить музыку)

Помните, что при проведении следственной работы, нужно руководствоваться техникой безопасности. Работа выполняется в соответствии с протоколом, также не забывается, что на столах у вас вещественные доказательства.)


Изучают все улики, смотрят видеофрагмент, работают в группах. Изучают протокол следствия

 

Личностные
Умение ориентироваться в учебнике, правильно находить ответ на поставленные вопросы.  
Регулятивные:
 умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

4.Динамическая пауза (физкультминутка) (2мин)
Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности.

Физминутка включить музыку
- Самое важное в работе детектива – быть внимательным, наблюдательным, уметь работать с информацией. Найдите в классе картинки с изображением источников информации, которые помогали вам в работе. 

Судья
Больше всего мы получаем информацию из… (книг). 
Но всё чаще обращаемся к электронным средствам информации… ( Компьютер). 
Много мы узнаём от других… (людей).  
Этот предмет поможет рассмотреть  то, что невидимо человеческому глазу… (лупа).   
 - А теперь заслушаем отчёты, которые подготовили группы. 

Собирают рисунки

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке.
Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе.

5.Защита 
(8 мин)
Цели: познакомить  со мхами «Кукушкин лен, сфагнум, риччия»

 (слайд 7)Учитель. И так начинаем слушать ваши биологические расследования.

Слушаем дело 1 под названием «Мох сфагнум» Слово для представления данного дела предоставляется старшему следователю.

Передайте ваши протоколы судье.

(слайд 8)Слушаем дело под названием «Мох кукушкин лен». Слово для представления данного дела предоставляется старшему следователю.

Передайте ваши протоколы судье.

(слайд 9)Слушаем дело под названием «Мох риччия». Слово для представления данного дела предоставляется старшему следователю.

Передайте ваши протоколы судье.


Рассказывают биологические расследования, показывают все имеющиеся улики.

Личностные
умение работать в паре, помогать друг другу. 
Регулятивные
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
овладение умением работать с текстом учебника, рисунками.

6. первичное закрепление. 
(2 мин)
Цель: закрепить полученные знания

Наше биологическое расследование подходит к концу. Наши сомнительные объекты опознаны, осталось их только задержать для выяснения дополнительной информации. Для групп объявляется операция «Задержание». (слайд 10)

Но чтобы задержание прошло успешно выполните задание.

(слайд 11)Продолжи предложение

1. К печеночным мхам относится …… (риччия).

2. Тело мхов расчленено на….., ……..(стебель, листья)

3. Мужская половая клетка – гамета, также называется…..(сперматозоидом)

4. Женская половая клетка – гамета, также называется…..(яйцеклетка)

5. Сфагновые мхи, отмирая, образуют….., который широко используется человеком. (торф).

6. Мхи распространены преимущественно в ….. местах. (увлажненных).

Выполните еще задания для задержания наших объектов, они лежат у вас на столах.











Продолжают предложения, выполняют задания

Личностные
умение правильно построить ответ на поставленный вопрос. 
Регулятивные: 
умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний. 
Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное.

7.Итог урока.
(2 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности  и всего класса

Объекты наши задержаны. Разрешите огласить приговор. (слайд 12)

Какую информацию мы о них узнали (строение, функции).

Будем ли мы их считать сомнительными? (Нет)

Будем ли мы возбуждать против них уголовное дело? (Нет)

Учитель: Ребята, по-моему, наше биологическое расследование прошло на хорошем профессиональном уровне. Все участники нашего расследования проявили находчивость, смекалку, биологические знания.

Старшие следователи оцените работу группы. У вас на столах лежат картинки с изображением сыщиков. Выберите ту, которая отражает вашу работу.


Отвечают на вопросы делают выводы.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы. 
Познавательные: структурирование знаний.                

Личностные: понимание значения представителей Царства мхов  в жизни человека и в природе.

8. Домашнее задание. (1мин)
Цель: провести комментарий домашнего задания

(слайд 13)

Возьмите карточки с домашним заданием и выполните одно из них
- Подготовить сообщение по теме: «Мох маршанция»;

- Собрать пословицы, стихи и поговорки о мхах.

-составить кроссворд

-сочинить стихотворение про «Мох»

Составить вопросы для викторины на тему «Мхи»










Выбирают домашнее задание, записывают в дневники

Познавательные: поиск информации

9.Рефлексия

(слайд 14) (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ) Понравилось ли вам быть сыщиком, проводить следственные действия, вести расследование? Сегодня мы с вами убедились, что профессия следователя очень интересная, но в тот же момент трудная и опасная. Мне было интересно с вами сотрудничать!


Спасибо за урок! (слайд 15) (ПОДАРИТЬ КОНФЕТЫ)