Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе на тему: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»»
6.12.16 год. Конспект урока по русскому языку в 6 классе. (76 урок)
Тема: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»
Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
1.Оргмомент. Мотивация | Слово учителя | Личностные результаты: 1.интерес к изучению русского языка. 2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей |
2.Актуализация знаний, пробное действие | Учитель: Запишите число, классная работа Игра «Золотая рыбка» по теме «Имя существительное» Заключается в том, что традиционный опрос учителя подменяется вопросами, написанными на бумажных рыбках, которых вытаскивают ученики по очереди. Если на обратной стороне рыбки написано «золотая рыбка», то ученик отвечает на любой вопрос, в котором хорошо ориентируется, или автоматически получает «пятерку». Сегодня мы продолжим изучение данной части речи. 2) Запишите тему урока «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных » | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
3.Выявление места и причины затруднения | Слово учителя: Разбираемся с темой урока. (обучающиеся выделяют главные, ключевые слова и объясняют, почему именно эти слова являются таковыми) Вспомните, встречались ли вы с правилом правописания данных гласных после шипящих у имен существительных? Анализ слов на доске: Пч..лы, с товарищ..е, врач..м, ш..рстка, ш..пот, капюш..н, ш..в и т.п. (20 слов) В каких морфемах были орфограммы? (в корнях и окончаниях существительных) Как звучали данные правила? Вставьте пропущенные гласные в слова на доске, используя полученные ранее знания. Графически обозначьте изученные орфограммы. -Можете ли вы наверняка объяснить выбор гласной в словах друж..к, жуч..к, медвеж..нок, подуш..чка и т.д.? Предположите, с чем это связано. | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения | Учитель: Определите цели урока. -Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план (проект) урока. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения 2. Определять цель урока 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5. Открытие нового знания (реализация построенного проекта) | 1.Работа с учебником 1) чтение и анализ п.54, стр. 157, выводы - от чего зависит выбор буквы е или о? -совпали ли ваши предположения с тем, что узнали? - с чем можно сравнить данное правило? (с правописанием о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных) - обратите внимание, как графически обозначается данная орфограмма (стр.157 учебника) 2. Составление кластера или схемы | Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов. 2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности |
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность | 1 Синтаксический разбор предложения (1 чел. у доски) « Я приобрел книжонку»,- сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта- классика. -объяснить изученные орфограммы; -расставить и объяснить знаки препинания; -составить схему предложения с прямой речью; 1 чел. производит морфемный и словообразовательный разбор слов книжонку и собеседник. 2.Преобразование языкового явления В упр.303 замените указанные учителем существительные, обозначающие животных, однокоренными существительными, обозначающими детенышей животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(1 чел. у доски) -назвать выделенные суффиксы; -подчеркните чередующиеся согласные. 3.Самостоятельная работа или цифровой диктант по материалам упр.302 4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на доске или слайде) 5. Выставление оценок 6.Работа по развитию речи. Упр.307. Прочитать и озаглавить текст. Определите стиль и тип текста. Письменно ответить на вопрос «На что похоже воркование диких горлинок?» Обозначьте изученную орфограмму. | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
7.Итоги. Рефлексия | Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.) Дайте оценку вашей работе на уроке. | Коммуникативные УУД 1.Строить связное монологическое высказывание Регулятивные УУД Соотнести цели и результаты своей деятельности |
8.Домашнее задание | П.54, выучить правило, упр.304 или сочинить мини- сказку из 5-6 предложений, употребляя слова из второй части упр.303 (по выбору) | |