СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе "Церковь и государство в конце 15 начале 16 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует ФГОС. Предназначен для учителей истории.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе "Церковь и государство в конце 15 начале 16 века"»

Методическая разработка урока истории в 6 классе «Церковь и государство в конце 15- начале 16 века»

    1. Автор разработки: учитель истории Староказинского филиала МБОУ «Новоникольская СОШ» Бекетова Жанна Викторовна

    2. Тема урока «Церковь и государство в конце 15-начале 16 века»

    3. Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • оценить значение русской церкви для социально-политического развития Московского государства в конце 15- начале16 века, объяснить роль теории “Москва-третий Рим” в образовании российского централизованного государства;

  • содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки таких гуманитарных дисциплин, как история, литература, обществознание;

  • формировать умение излагать и аргументировать собственные суждения;

  • приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Личностные УУД:

Усвоение нового материала влияет на формирование:

  • нравственно-этических норм поведения, отношения к нормам православной религии и РПЦ;

  • знаний о противостоянии нестяжателей и иосифлян; важности аскетизма и благотворительности в монастырской жизни;

  • уважения к иному мнению, толерантности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков деятелей церкви.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации; (работа в группе и индивидуально)

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; (подготовка презентации, заполнение таблиц, словарная работа).

Оборудование: карты: “Киевская Русь .1Х-Х11 вв.”, “Образование и расширение Российского государства (Х1У-ХУ1вв.)”, портретная галерея; компьютерные диски “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, “Энциклопедия. История России”, учебник История России. С древнейших времен до конца 16 века. 6 класс: учеб. для общеобр. учр./ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, рабочая тетрадь, компьютер и проектор.

План изучения темы:

  1. Флорентийская уния.

  2. Поместный собор.

  3. Монастыри.

  4. Ереси.

  5. Нестяжатели и иосифляне.

  6. Теория “Москва – третий Рим”.



Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, запись в тетради. Знакомство с планом урока, формулировка целей учащимися.

Слайд 1.

II. Изучение нового материала.

1. Современное деление русской церковной истории.

Вступительное слово учителя.

Русская Православная Церковь (РПЦ) разделяла судьбу народа и государства, как в трагические годы, так и в блестящие, славные эпохи. Церковную историю принято делить на шесть периодов.

Первый период: 988 – 1448 гг. – Русская Православная Церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Второй период: 1448 – 1589 гг. – автокефалия Русской митрополии.

(Объяснить новые слова, приложение).

Третий период: 1589 г. – началоХУ11 в. – патриаршество.

Четвертый период: начало ХУ111 в.- 1917г. – синодальный.

Пятый период: 1917 – 1988 гг. – Русская Православная Церковь в условиях атеистического государства.

Шестой период: с 1988 г. до наших дней.

Запись в тетради основных периодов.



2. Изменения в положении Русской православной церкви в 15-16 вв.

Возрождение Русского государства после страшных испытаний монголо-татарского ига, духовный подъем в эпоху, которая проходила под знаменем преподобного Сергия Радонежского, не могли не обусловить столь же мощных сдвигов и в области культуры. Время правления великих князей Ивана 111 и Василия 111 характеризуется активным формированием новой идеологии московских великокняжеских властей. Этот процесс завершился созданием классической формулы “Москва – третий Рим”.

В 1439 г. произошла т.н. Флорентийская уния, соединявшая православную и католическую церковь. Однако в Москве ее не приняли. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истинного православия. Это привело к утверждению автокефалии РПЦ.

Слайд 2-3

Какие выгоды московским властям давала независимость митрополита от Константинополя?

Что изменилось в положении самой церкви?

Работа с историческими документами. Приложение 1.

3.Становление автокефалии РПЦ. Объединению русских земель способствовала и православная церковь. В 1448 году по предложению Василия 11 Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского патриархата. А вскоре после падения Константинополя под натиском османов в 1453 году выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя Всея Руси; русская церковь стала автокефальной. Это ознаменовало конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако Московская митрополия попадала в прямую зависимость от великокняжеской власти, ибо только она могла защищать интересы митрополии в общерусском масштабе и поддержать ее авторитет в борьбе за чистоту православной веры.

Слайд 4-5

4. Монастыри.

В 15 веке монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество обителей в разных местах страны. Тремя монахами – Германом, Савватием и Зосимой был основан Соловецкий монастырь. В 1479 году Иосиф Волоцкий основал Иосифо-Волоколамский монастырь. В этот период резко заметны различия между обителями. Одни были сказочно богаты, имели земли, занимались торговлей, ростовщичеством. Другие существовали в виде скитов и пустыней. В пустынях иноки вели аскетический образ жизни.

Слайд 6-8

Самым богатым монастырем в России был Троице-Сергиев, основанный в 14 веке Сергеем Радонежским. В конце 15 века выделялся Иосифо-Волоколамский монастырь.

Настоятель монастыря Иосиф Волоцкий стремился привлечь в свою обитель богатых людей. Православная церковь проповедовала необходимость устроения души умершего. На помин души люди жертвовали церковную утварь, книги, землю, дарили села вместе с крестьянами.

Вопрос: «Церковь должна быть богатой или бедной? Аргументируйте свой ответ. Сохранилась ли данная проблема в наше время?

Индивид. зад. «Монастырская жизнь в 15-16 вв.» , «Троице-Сергиева лавра»

5.Ереси.

15-16 вв.- время острых религиозных споров на Руси, распространения различных ересей. Большинство ересей пришло из Новгорода-центра международной торговли, места встреч людей различных вер и учений.

Наибольшее распространение получили ереси: «стригольники», «жидовствующие». ( Таблица )

Еретики и ереси

Стригольники

Жидовствующие

Против платы за посвящение в духовный сан

Использовали Ветхий завет сочинения иудейских авторов

Отвергали церковные обряды

Отрицали Святую Троицу, Христос- пророк

Возрождали языческие ритуалы

Отвергали обряды и монашескую жизнь

Жить по Священному писанию

Грехи отмаливать благими делами



Церковный собор 1490 года признал виновными в ереси новгородских священников, их лишили сана и отлучили от церкви.

Слайд 9-11

6. Иосифляне и “нестяжатели”. В 1502 – 1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.

Работа со словарем. Приложение 2.

Запись в тетради и заполнение таблицы ( самостоятельная работа с учебником)

Нестяжатели (Нил Сорский)

Иосифляне (Иосиф Волоцкий)

Ликвидация монастырского землевладения

Защита монастырских владений

Аскетизм

Церковь занимается благотворительностью, просвещением

Церковь независима от гражданской власти.

Сильная великокняжеская власть

Царь решает и светские и церковные дела



Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский), считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе , владение землями. (Сторонники Сорского получили название “нестяжатели”). Нестяжателям противостояли иосифляне – сторонники игумена Волоцкого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

В 1503 году собрался церковный собор, на котором, по инициативе Ивана 111 был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких имущественных привилегий. Победа иосифлян во многом определила дальнейшую политику церкви в отношении царской власти. Церковь все более и более поддерживает идею самодержавной власти.

Слайд 12-14

Москва – третий Рим”. Концепция “Москва – третий Рим” - политическая теория, которая должна была оправдать притязания правителей Московского государства на особое положение в православном мире. Выдвигала Москву как политический и церковный центр мирового значения. В теории проводилась идея о том, что Россия – законная преемница павшей под ударами турок Византии и даже Римской империи, где некогда зародилось христианство. Провозглашала истинной религией православие, а ее носителем объявляла Москву – Третий Рим. Крушение двух предшествовавших Римов объяснялось слабостью веры. В Москве же крепость веры была сильна. Отсюда известная формула: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”. Теория нашла наиболее полное выражение в посланиях псковского монаха Филофея (1520-1530) к великому князю Василию 111. Эта теория стала своего рода идеологическим барьером экспансии римской католической церкви, стремившейся расширить свое влияние и на Россию. Она консолидировала все славянские народы, способствуя их стремлению к единству, укрепляя дух южных славян, оказавшихся под османским игом.

Работа с историческими документами. Приложение 1.

III. Закрепление.

1.Как изменилось положение русской православной церкви? Какие последствия это имело?

2.Что характерно для монастырской жизни?

3. В чем суть ересей стригольников и жидовствующих?

4.Какие проблемы были в центре церковных споров нестяжателей и иосифлян?

5. Что стало причиной появлений теории «Москва – третий Рим»?

Тестирование. Приложение 3.

IV. Домашнее задание. Параграф 22

Дифференциация домашнего задания:

Прием «три уровня домашнего задания»

Первый уровень: читать параграф 22, отвечать на вопросы; рабочая тетрадь зад 1-2.

Второй уровень: документ с. 201-202, вопросы к нему и анализ по плану; рабочая тетрадь зад. 3-4.

Письменно ответить на вопрос: «Почему Василий III поддержал иосифлян?

Третий уровень: Творческое письменное задание.

Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала католическая и православная церковь? (схема)

В чем различие борьбы католической и православной церкви с еретиками? Сравните альбигойцев и жидовствующих.

Объясните утверждение: « Богатые созданы для спасения бедных, а бедные для спасения богатых»


Прием «особое задание».

Подготовить презентацию «Монастырская жизнь в 15-16 вв.»

( работа должна быть защищена)

Прием «энциклопедист»

Подготовить материал о Троице-Сергиевой лавре и Иосифо-Волокаламском монастыре и их роли в истории Отечества.


Прием «молодой учитель»
Опережающее задание. «Еретики и ереси» (Таблица)
ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока



Приложение. 1. Работа с документами.

Уровень 1: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Уровень 2: проводить обобщение на основе информации текста.

Уровень 3: приводить аналогии, давать собственные аргументы подтверждения.

«Москва – третий Рим»

«Пришла в Москву весть страшнее первой, «что попущением Божиим, грех ради наших, Богом хранимый Константиноград взяли безбожные турки, святые Божий церкви и монастыри разорили.»
Под этим впечатлением сложилась знаменитая теория о всемирно-исторической роли Московского государства — о «Москве — третьем Риме». Уже в конце XV века мы встречаем полное развитие этой теории в посланиях игумена одного псковского монастыря, Филофея. «Церковь старого Рима пала», — пишет Филофей Ивану III,— «второго же Рима — константинопольскую церковь иссекли секирами. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия —святая соборная апостольская церковь — во всей поднебесной паче солнца светится. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. С.20-31.
ВОПРОСЫ:
1.Какое событие стало причиной возникновения теории?

2.Изложите основной смысл идей старца Филофея.

3. К каким последствиям для государства и русской православной церкви могло привести осуществление этих идей?

4.Почему данная концепция популярна до сих пор?

Вотчины монастырей

"Многие их этих монастырей, если не большинство, разрослись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и привилегированным хозяйственным управлением, с многообразными житейскими суетами, поземельными тяжбами и запутанными мирскими отношениями. Окруженное монастырскими слободами, слободками и селами, братство такого монастыря представляло из себя черноризческое барство, на которое работали сотни и тысячи крестьянских рук, а оно властно правило своими многочисленными слугами, служками и крестьянами".

В.О. Ключевский «История Российского государства»

. "Монашествующих у них бесчисленное множество, гораздо более, чем в других государствах, подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены... все лучшие и приятнейшие места в государстве заняты обителями и монастырями... монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ... Кроме того что монахи владеют поместьями (весьма значительными), они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами".

Дж. Флетчер «Записки о Московском государстве»

Вопросы:

  1. Что отмечает В.О. Ключевский о росте монастырского землевладения?

  2. Что удивляло иностранных путешественников в России?

  3. Подумайте, к каким последствиям могли привести рост монастырского владения и рост числа монахов в Российском государстве?

























Приложение 2. Словарь

Автокефалия – независимость, самоуправление Православных Церквей

Епархия – основная церковно - админитстративная территориальная единица.

Епископ – высшее духовное лицо, глава епархии.

Собор – собрание высшего духовенства для решения важнейших вопросов церковной жизни.

Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек.

Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Ересь -сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Нестяжатели - духовное и политическое течение на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.

Иосифляне-последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.













Приложение 3. Тест.

  1. В каком году впервые русский митрополит был избран на соборе русского духовенства, а не назначен в Константинополе?

А) 1449 г.

Б) 1450 г.

В) 1448 г.

  1. Как звали впервые избранного митрополита?

А) Герман

Б) Иона

В) Иосиф

  1. В каком году Русская православная церковь стала самостоятельной?

А) 1449 г.

Б) 1450 г.

В) 1453 г.

  1. Как звали основателя Троице-Сергиева монастырь?

А) Иосиф Волоцкий

Б) Сергий Радонежский

В) Нил Сорский

5. Кто основал Иосифо-Волоколамский монастырь?

А) Иосиф Волоцкий

Б) Сергий Радонежский

В) Нил Сорский

6. Кого поддержал Василий Третий на церковном соборе?

А) иосифлян

Б) нестяжателей

В) никого



7. Кто сформулировал основу теории «Москва – Третий Рим»?

А) Филофей

Б) Зосима
В) Герман

8. Кому принадлежат слова: «»Глава церкви приравнивается к солнцу, а царь – к луне»

А) Филофею

Б) Иосифу Волоцкому

В) Нилу Сорскому

Объясните термины:

Еретик -

Синодик –

«Корм» -

Собор –





Дополнительные задания:

1.Назовите проблемы церковных споров.

2.Укажите причину появления теории «Москва – Третий Рим»

3.Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце 15- начале 16 века? Аргументируйте свой ответ.







Рабочий лист учащегося

Тема урока «Церковь и государство в конце 15-начале 16 века»

План изучения темы:

  1. Флорентийская уния.

  2. Поместный собор.

  3. Монастыри.

  4. Ереси.

  5. Нестяжатели и иосифляне.

  6. Теория “Москва – третий Рим”.





Записи в тетрадь.

Церковную историю принято делить на шесть периодов.

Первый период: 988 – 1448 гг. – Русская Православная Церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Второй период: 1448 – 1589 гг. – автокефалия Русской митрополии.

Третий период: 1589 г. – началоХУ11 в. – патриаршество.

Четвертый период: начало ХУ111 в.- 1917г. – синодальный.

Пятый период: 1917 – 1988 гг. – Русская Православная Церковь в условиях атеистического государства.

Шестой период: с 1988 г. до наших дней.



Работа с документами.

Уровень 1: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Уровень 2: проводить обобщение на основе информации текста.

Уровень 3: приводить аналогии, давать собственные аргументы подтверждения.

«Москва – третий Рим»

«Пришла в Москву весть страшнее первой, «что попущением Божиим, грех ради наших, Богом хранимый Константиноград взяли безбожные турки, святые Божий церкви и монастыри разорили.»
Под этим впечатлением сложилась знаменитая теория о всемирно-исторической роли Московского государства — о «Москве — третьем Риме». Уже в конце XV века мы встречаем полное развитие этой теории в посланиях игумена одного псковского монастыря, Филофея. «Церковь старого Рима пала», — пишет Филофей Ивану III,— «второго же Рима — константинопольскую церковь иссекли секирами. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия —святая соборная апостольская церковь — во всей поднебесной паче солнца светится. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. С.20-31.
ВОПРОСЫ:
1.Какое событие стало причиной возникновения теории?

2.Изложите основной смысл идей старца Филофея.

3. К каким последствиям для государства и русской православной церкви могло привести осуществление этих идей?

4.Почему данная концепция популярна до сих пор?

Вотчины монастырей

"Многие их этих монастырей, если не большинство, разрослись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и привилегированным хозяйственным управлением, с многообразными житейскими суетами, поземельными тяжбами и запутанными мирскими отношениями. Окруженное монастырскими слободами, слободками и селами, братство такого монастыря представляло из себя черноризческое барство, на которое работали сотни и тысячи крестьянских рук, а оно властно правило своими многочисленными слугами, служками и крестьянами".

В.О. Ключевский «История Российского государства»

. "Монашествующих у них бесчисленное множество, гораздо более, чем в других государствах, подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены... все лучшие и приятнейшие места в государстве заняты обителями и монастырями... монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ... Кроме того что монахи владеют поместьями (весьма значительными), они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами".

Дж. Флетчер «Записки о Московском государстве»

Вопросы:

  1. Что отмечает В.О. Ключевский о росте монастырского землевладения?

  2. Что удивляло иностранных путешественников в России?

  3. Подумайте, к каким последствиям могли привести рост монастырского владения и рост числа монахов в Российском государстве?



Русский историк П.Н. Милюков «Об избрании митрополита Ионы»



Учебник с. 201-202, вопросы



Запись в тетради и заполнение таблицы ( самостоятельная работа с учебником)

Нестяжатели (Нил Сорский)

Иосифляне (Иосиф Волоцкий)











Работа со словарем.

Автокефалия – независимость, самоуправление Православных Церквей

Епархия – основная церковно - админитстративная территориальная единица.

Епископ – высшее духовное лицо, глава епархии.

Собор – собрание высшего духовенства для решения важнейших вопросов церковной жизни.

Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек.

Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Ересь -сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Нестяжатели - духовное и политическое течение на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.

Иосифляне-последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.

Заполнение таблицы.

Еретики и ереси

Стригольники

Жидовствующие



























Контрольный тест.

1. В каком году впервые русский митрополит был избран на соборе русского духовенства, а не назначен в Константинополе?

А) 1449 г.

Б) 1450 г.

В) 1448 г.

2.Как звали впервые избранного митрополита?

А) Герман

Б) Иона

В) Иосиф

3.В каком году Русская православная церковь стала самостоятельной?

А) 1449 г.

Б) 1450 г.

В) 1453 г.

  1. Как звали основателя Троице-Сергиева монастырь?

А) Иосиф Волоцкий

Б) Сергий Радонежский

В) Нил Сорский

5. Кто основал Иосифо-Волоколамский монастырь?

А) Иосиф Волоцкий

Б) Сергий Радонежский

В) Нил Сорский

6. Кого поддержал Василий Третий на церковном соборе?

А) иосифлян

Б) нестяжателей

В) никого



7. Кто сформулировал основу теории «Москва – Третий Рим»?

А) Филофей

Б) Зосима
В) Герман

8. Кому принадлежат слова: «»Глава церкви приравнивается к солнцу, а царь – к луне»

А) Филофею

Б) Иосифу Волоцкому

В) Нилу Сорскому

Объясните термины:

Еретик -

Синодик –

«Корм» -

Собор -



Дополнительные задания:

1.Назовите проблемы церковных споров.

2.Укажите причину появления теории «Москва – Третий Рим»

3.Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце 15- начале 16 века? Аргументируйте свой ответ.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!