Учитель: Плетнева Марина Анатольевна
Предмет: Математика
Класс: 8 «А» класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: Определение квадратного уравнения.
Цель урока: дать определение квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения.
Задачи:
обучающие: учащиеся умеют определять по внешнему виду уравнения, является оно квадратным или нет; умеют определять значения коэффициентов а, b, с; умеют отличать полные квадратные уравнения от неполных;
развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, познавательной активности, логического мышления, развитие личностных качеств учащихся их коммуникативных характеристик, развитие умения самостоятельно приобретать новые знания.
воспитательные: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля, воли, упорства в достижении цели.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!
- Математику не зря называют "царицей наук", ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Постараемся доказать это на уроке.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова английского поэта средних веков Джеффри Чосера
«Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем».
- Вы, ребята, уже решили не один десяток уравнений, задачи с помощью уравнений можете решать. С помощью уравнений можно описать различные явления в природе, физические, химические явления, даже рост населения в стране описывается уравнением.
Актуализация опорных знаний
х2 – 3х + 5 = 0
2х2 + 7х – 8 =0
12х + 4 = 0
– х – 4 = 0
3х2 = 0
3 – х2 = 0
– 3х = 0
Учитель: На доске написаны различного вида уравнения. Я прошу вас все уравнения разделить на две группы. По какому признаку вы их разделили?
Ученики: В одном столбике уравнения с переменной х, в другом, переменная х2.
Учитель: Как называются уравнения в первом столбике с переменной х?
Ученики: Линейные.
Учитель: Правильно. Но речь, как вы понимаете, пойдет о другом столбике, о других уравнениях, вы их все выделили.
Учитель: По какому признаку вы объединили эти уравнения?
Ученики: Переменная х2.
Учитель: И если переменная х в квадрате, то логично как назвать такие уравнения?
Ученики: Такие уравнения называют квадратными.
Учитель: Ну и как вы догадались, речь пойдет об уравнениях во втором столбике. Да, ребята, такие уравнения называются квадратными. И поэтому тема нашего урока «Определение квадратного уравнения»
Формулирование темы и целей урока
– Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: "Определение квадратного уравнения".
– Зная тему урока, давайте попробуем определить цели урока.
– Итак, перед вами сегодня на уроке стоят следующие цели: 1) выучить определение квадратного уравнения, 2) научиться определять по виду уравнения является ли оно квадратным или нет, 3) научиться определять вид квадратного уравнения – полное оно или неполное.
IV. Изучение нового материала
- Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Умение решать его не раз выручит вас не только на алгебре или геометрии, но и на уроках физики, химии и даже информатики.
Учитель: А теперь давайте вместе с вами дадим определение квадратного уравнения.
На доску выносится запись:
Уравнение вида ах2 + bx + c = 0, где a, b, c – числа, а ≠ 0, называется квадратным. |
Число а называется первым коэффициентом, число b – вторым коэффициентом и число с – свободный член.
- Запишите определение квадратного уравнения в тетрадях.
- По определению а ≠0, почему? (Число а не может быть равным нулю, так как в этом случае уравнение примет вид bх + с = 0, а это линейное уравнение).
А только ли икс мы можем обозначать переменную? (Нет).
Кто сможет записать на доске общий вид квадратного уравнения, где переменная будет обозначена другой буквой?
Какое выражение стоит в левой части уравнения? (Сумма).
Какое преобразование можно делать с суммой, и при этом не изменится её значение? (Переставлять местами слагаемые).
Кто тогда сможет написать на доске, как может выглядеть квадратное уравнение иначе? (с+ax2+bx=0, и т.д.)
Вы убедились, что квадратное уравнение можно записать по-разному, но в общем виде оно выглядит только так: ax2+bx+c=0 и никак иначе.
Почему? Просто так удобнее - ведь в алфавите буквы располагаются a, b, c, d…
Рассмотрите следующие уравнения. Чем уравнения отличаются друг от друга?
а) 2х2 +5х-7=0
б) 3х2 –8х=0
в) 3х2 - 48=0
г) 2х2 =0
Виды неполных квадратных уравнений
Если b = 0, то уравнение имеет вид ах2 + c = 0 .
Если с = 0, то уравнение имеет вид ах2 + bx = 0 .
Если b = 0 и с = 0, то уравнение имеет вид ах2 = 0.
V.Закрепление изученного материала
Работа у доски. Используя таблицу составьте квадратные уравнение.
Устно. Какие из данных уравнений являются полными, приведенными.
Самостоятельная работа. Выписать коэффициенты предлагаемых уравнений:
№ | уравнение | а | b | c |
1 | 2х2 - 8х+9 = 0 | | | |
2 | 4х2 – 9 = 0 | | | |
3 | 4х2 = 0 | | | |
4 | х2 – 4х = 0 | | | |
5 | 2 – 3х2 + 4х = 0 | | | |
6 | 24 + 6у2 = 0 | | | |
Оцените себя: «5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибки
«3» - 2 ошибки
«2» - более 3 ошибок
VI. Итог урока
- слайд «Подбери концовку определения»
VI. РЕФЛЕКСИЯ
Было ли тебе интересно на уроке?
Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?
Сумел ли ты применить свои знания?
Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?
- В заключении я хочу вам рассказать одну притчу. Слушайте внимательно:
– Шел купец, очень усталый. И вдруг услышит голос: “Подбери, что под ногами!”. Он нагнулся, увидел камушек, взял его, засунул в карман и пошел домой. Вернулся, лег спать, проснулся на следующее утро, вспомнил про камушек, взглянул в карман и увидел, что этот камушек не был простой, а очень драгоценный. И тогда он очень пожалел, что не подобрал таких камушек побольше. И вы, дорогие ученики, переходя из одного класса в другой подбираете себе драгоценные камушки, то есть драгоценные знания. И я очень хочу, что вы дойдя до конца 9-го, 11-го класса не пожалели, что у вас знаний так мало.
Спасибо за урок. Урок окончен.