Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Приветствие, эмоциональный настрой. | Подготовка к началу урока |
II. Постановка цели |
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие. - Что такое материк? - Сколько их? -Покажите на карте. -На каком материке мы живем? (покажите). - Сегодня узнаем о самом жарком материке. А о каком именно, вы поймете, разгадав ребус. 2 слайд | Разгадывают ребус (ответы детей) 1 ученик на карте полушарий находит и показывает 6 материков. |
3 слайд А что бы нам было нескучно путешествовать, я предлагаю взять гепарда. Это грациозное животное поможет нам в путешествии по Африке. - Привет! Ты собрался в далекое и трудное путешествие, в Африку. - Согласен отправиться навстречу неизвестному и прекрасному, навстречу новым знаниям? - Тогда, вперед, а я тебе помогу в этом путешествии. | |
4 слайд План знакомства с пустыней Африки: - Сегодня мы познакомимся с морями и океанами, омывающими Африку. О климате, об особенностях растительного и животного мира. И, конечно же, о людях населяющих этот материк. | |
III. Изучение нового материала. Работа с картой. |
1. Географическое положение | |
5 слайд - Перед Вами карта полушарий. В каком полушарии находится Африка? - Кто может показать на карте материк. Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. - Послушайте отрывок стихотворения из книги “Шатёр” Н. Гумилёва Оглушённая рёвом и топотом, Облечённая в пламя и дымы, О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы… Про деянья свои и фантазии, Про звериную душу послушай, Ты, на дереве древнем Евразии Исполинской висящая грушей. - Почему по образному выражению Н.Гумилева, Африка - это «груша на дереве Евразии»? | (в восточном полушарии). 1 ученик на карте полушарий находит материк Африка. Рассуждения учащихся (Африка отделяется от Евразии Суэцким каналом, который проложен на Суэцком перешейке) |
Африка - второй по размерам материк на нашей планете, после Евразии, ее площадь 29,2 млн. км² Протяжённость Африки с севера на юг почти -8000 км, с запада на восток -7500 км. Африка – самый жаркий материк. Некоторые ребята собрали ценную информацию об Африке, прочитав и просмотрев различные источники, которая нам очень пригодится. | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. Название «Африка» появилось во II веке до н.э., но тогда оно еще не было наименованием огромного материка, расположенного в Северном и Южном, Западном и Восточном полушариях. В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Они основали там колонию, назвав ее Африкой, очевидно по имени племен афариков, живших на обширной территории вплоть до Гибралтара. |
6 слайд - На карте видны только очертания береговой линии, а географические объекты, окружающие Африку, не обозначены. Вот их-то предстоит определить во время путешествия и зафиксировать на наших контурных картах. На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней. А нам предстоит это сделать за 5 минут! Задание: Используя карту и текст учебника, расскажите о морях и океанах омывающих Африку. | (работа с картой, ответы детей) Ответы фиксируются в рабочих тетрадях и контурных картах |
7 слайд А́фрика — континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. | |
8 слайд - Найдите и покажите на карте реку Нил. В какое море впадает эта река? | (работа с картой, ответы детей) Ответы фиксируются в рабочих тетрадях и контурных картах |
9 слайд. - Самая длинная река Африки. Нил впадает в Средиземное море. Перед впадением в море Нил распадается на рукава, образуя большую дельту. | |
10 слайд - Какие ещё крупные реки и озёра есть в Африке? Найдите их на карте и покажите. | (работа с картой, ответы детей) Ответы фиксируются в рабочих тетрадях и контурных картах |
11 слайд 6 фото Конго, река в Экваториальной Африке, в Заире. Впадает в Атлантический океан у г. Банана. Конго самая многоводная река в Центральной Африке. Длина - 4700 км. Нигер , река в Западной Африке (на территории государств Мали, Нигер, Нигерия), третья по длине и площади бассейна в Африке после Нила и Конго. Озеро Виктория находится в самом центре Экваториальной Африки. Оно занимает области трех государств: Танзании, Кении и Уганды. Озеро Виктория расположено на высоте 1134 метра. Интересна форма озера – оно почти квадратное. В озере огромное число островов. Не смотря, что это озеро – часты штормы | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. Водопад Виктория является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО Ширина водопада — примерно 1800 метров, высота — 108 метров. О приближении к водопаду свидетельствуют мощный шум и пелена тумана, местные жители называют его «туман, который грохочет» |
12 слайд - Как называется остров, который расположен к востоку от Африки? | Мадагаскар |
13 слайд 4 фото | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. Мадагаскар, самый крупный остров в Индийском океане. Через весь остров протянулось Высокое плато (Центральное нагорье) выс. 800–1200 м. На острове много потухших вулканов, горячих источников. |
14 слайд Каир – столица древнейшего государства Египет. Большая часть этого государства находится в нижнем течении реки Нил. Это самый большой город в Африке в нем живут около 11,5 млн человек | |
15 слайд - Древний Египет славится египетскими пирамидами. Пирамиды расположены в пустыне Сахара. | |
16 слайд - Что же такое пустыня? (4 фото) Виде «Красота пустыни Сахара» http://kiwi.kz/watch/td6y4hn8kb5c/ | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. Пустыня – это местность, где выпадает 250 мм осадков в год, в действительности же во многих пустынях этот показатель намного ниже для сравнения в тропических лесах Амазонки выпадает 5000 мм в год. Сахара - самая крупная в мире пустыня. Её площадь -около 8 млн. км². Длина с запада на восток - 5700 км, ширина около 2000 км. В переводе с арабского сахара обозначает – пустыня. В основном Сахара сложена песками. Они чрезвычайно подвижны и образуют барханы и дюны. Но Сахара сложена не только песками. В Сахаре встречаются – эрги – каменистые участки пустыни. |
17 слайд Поменяйтесь к/к для взаимопроверки. Обратите внимание на правильное написание названий географических объектов. - Поставьте отметку (критерии на доске). | |
2. Физминутка | |
18 слайд Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком, все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже языки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! | Выполняют движения согласно тексту |
3. Погодные условия | |
19 слайд - Какой климат в пустыне? Какое самое благоприятное время года в пустыне? Почему? Работа с учебником. с. 112 Чтение текста по учебнику | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. В пустыне бывает очень жарко 13 сентября 1922 года в пустыне Сахара на западе Ливии, температура воздуха поднялась до 58 градусов в тени, поставив абсолютный мировой рекорд. Почва прогревается ещё сильнее – в Долине Смерти её температура достигала отметки +87,8 градусов по Цельсию. Металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог. |
20 слайд - По определению, пустыня – это голое бесплодное место, мало приспособленное для жизни. Тем не менее, животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен. | |
4. Растительный мир Африки | |
21 слайд Немногие растения приспособились к условиям жизни в Сахаре. Изредка встречаются небольшие колючие кустарники и травы. Благодаря длинным корням эти растения добывают воду с большой глубины. Переносить засуху растениям помогают мелкие листья, у некоторых они заменены колючками. Верблюжья колючка, солянка, полынь, саксаул. (4 фото) | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. Саксаул - это низкое дерево, не более 4-5 метров растут саксаулы на большом расстоянии друг от друга. |
22 слайд Но не следует думать, что Сахара безжизненна. В Сахаре встречаются оазисы. ОАЗИС - место выхода подземных вод в пустынях и полупустынях. В оазисах пышная растительность. Хлопчатник, бананы, гранат, персик (6 фото) | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. Самое распространенное растение африканских оазисов – финиковая пальма. «Царица оазиса» - еще ее называют арабы. Жители Сахары используют абсолютно все части пальмы: стебель, листья, почки, плоды. |
5. Гимнастика для снятия напряжения с глаз 23 – 25 слайд | |
6. Животные пустыни | |
26 слайд Ребята, а как животные приспособились к жаркому климату пустыни? Работа с учебником с.113 | Ответы детей. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. |
27 слайд - Среди животных Сахары много различных насекомых: кузнечик, саранча, скорпион , жук скарабей- священный символ древних египтян. Этот жук делает из навоза шары и катает их по пустыне. Шары служат запасом корма для будущих личинок скарабея. . (7 фото) | |
28 слайд В Сахаре обитают черепахи, змеи, ящерицы, самая крупная ящерица – варан. | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. ВАРАН Варан — самая крупная ящерица России, обитающая в пустынях. Серый варан достигает в длину 1,5—2 м и массы тела до 2,5 кг. Убежищем для варана служат старые норы грызунов или собственные норы глубиной до 4 м и больше. Образ жизни варанов дневной, но в самые жаркие часы они прячутся в норы. Бегают довольно быстро на полусогнутых ногах, не касаясь хвостом земли; по пути нападают на все живое, что в силах одолеть: на грызунов, птиц, ящериц, змей, молодых черепах. Вараны пожирают насекомых, яйца птиц и пресмыкающихся, а также попадающихся им менее крупных варанов. В настоящее время охота на них запрещена и они взяты под охрану. |
29 слайд Среди млекопитающих здесь встречаются грызуны. Наиболее интересен тушканчик. Задние ноги у него длинные, одним прыжком он может преодолеть расстояние до 3 метров. В Сахаре обитает ушастый ёж. Целый день он сидит в норе, а ночью охотится. У африканской лисицы – фенека уши достигают в длину 15 см. с их помощью он охлаждает тело, отдавая лишнее тепло. | |
30 слайд - Ребята, а какие животные обитают в Сахаре? Об этом мы узнаем отгадав загадки. Тонконоги и игривы, А ещё они пугливы. Чуть опасность и в галоп Стадо быстрых … (антилоп) (ответ гиперссылка 35 слайд) | |
31 слайд - А эти животные обитают на окраине пустыни. Среди зверёй слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (львом) (ответ гиперссылка 36 слайд) | |
32 слайд Этот зверь быстрее ветра И могу заверить вас, Что сто двадцать километров Развивает скорость в час! Этот зверь немногочислен, В книгу Красную зачислен. Очень схож с ним леопард. А зовут его …(гепард) (ответ гиперссылка 37 слайд) | |
33 слайд Запах чувствует отлично, Падаль – вот ее добыча. Ну зачем ей гигиена? Что попало ест …(гиена) (ответ гиперссылка 38 слайд) | |
34 слайд С гибкой шеей и горбатый, С тёплой шерстью рыжеватой Груз тяжёлый, всякий люд По пескам везёт ... (верблюд) (ответ гиперссылка 39 слайд) | |
35 слайд Антилопы могут передвигаться по пустыне со скоростью до 60 километров в час. | |
36 слайд Лев | |
37 слайд Гепард | |
38 слайд Гиена | |
39 слайд Верблюд | Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением. ВЕРБЛЮД Самое распространенное животное в пустыне Сахара – верблюд. Верблюд удивительное животное – он может обходиться без пищи и воды до двух недель. Помогает ему в этом – горб. В горбу верблюда накапливается жир, который может превращаться в воду. |
7. Занятия населения | |
40 слайд - Какие занятия местного населения связаны с её природными условиями? Работа по учебнику стр.113 | Ответы детей Основное занятие местного населения – разведение скота: коз, овец, верблюдов. Животноводы ведут кочевой образ жизни. Земледелием население занимается в оазисах и долине Нила. В Сахаре добывают полезные ископаемые: нефть, природный газ, железные и медные руды. |
41 слайд - Хозяйственная деятельность нередко приводят к вредным для природы и человека изменениям. Из- за чрезмерного выпаса скота, вытаптываются растения. Почва легко развевается ветром. Это приводит к увеличению площади пустыни. Богатство, разнообразие и древность природы Африки представляет большой интерес для всего человечества. Особенно поражает богатство и неповторимость зверей и птиц. Сберечь эту природную роскошь – основная задача человечества. | |
8. Итог урока. | |
42 слайд Так почему же Африка – это самый удивительный материк? А теперь решим небольшой тест о пустыне для контроля полученных знаний (слайд тест). Тест по теме «Пустыня». Выбери верное утверждение. Пустыня – это…. а) бескрайнее поле; б) небольшая равнина, покрытая лесом; в) сухая территория, покрытая песком. Зона пустыни Сахара расположена: а) в тропическом поясе; б) арктическом поясе; в) экваториальном поясе. Климат в пустыни: а) жаркий и влажный; б) жаркий и сухой; в) холодный и сухой. Почвы в пустыне: а) глинозем; б) песчаные; в) чернозём. Растения в пустыне бывают: а) раннецветущие; б) многолетние; в) влаголюбивые; г) засухоустойчивые. Выбери только животных пустыни: а) пингвин; б) сайгак; в) антилопа; г) кобра; д) верблюд; е) ушан; ж) тушканчик. Взаимопроверка ответов теста. Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы, на полях ставим оценку. (После этого на экране размещаются ответы теста.) | Ответы детей (самый жаркий, самая большая пустыня Сахара, самая длинная река мира Нил) |
43 слайд Ответы: 1. в; 2. в; 3. б; 4. б; 5. г; 6. г, д, ж. Оценки за урок. | |
9. Дом. задание с. 111- 114 прочитать, проверить свои знания по вопросам на стр.113- 114 | |
10. Рефлексия | |
- Ребята вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей. - Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям? А сейчас я попрошу Вас раскрасить животных Африки, которые лежат у Вас на партах в любой цвет. Спасибо всем за урок ! | |