СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В пустынях Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Форма: урок - путешествие

УМК "Планета знаний"

Раздел:"Разнообразие условий жизни на Земле"

Цель: "Познакомить с понятием "пустыня", с разнообразием растительного и животного мира Африки

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "В пустынях Африки"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предмет: окружающий мир

Класс: 4-й

Количество часов в неделю: 2

Тема урока: «В пустыне Африки»

Тип урока: комбинированный

Форма: урок - путешествие.

Программа: «Планета знаний»

Раздел учебника: «Разнообразие условий жизни на Земле»

Учебник: «Планета знаний», учебник «Окружающий мир» для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов – М.: ООО«Издательство Астрель», 2009.- с.110-114

Цель урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятием «пустыня», с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи;

  • показать влияние климата на органический мир, людей;

  • формирование умения пользоваться картами и применять полученные знания.

Воспитательная:

  • воспитание любви к природе, к животному миру и растениям Африки;

  • воспитание экологической культуры у младших школьников;

Развивающая:

  • развивать экологическую культуру детей, речь;

  • умение общаться во время дискуссии, познакомить с занятиями населения Сахары.

Задачи:

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

  • познакомить учащихся с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром;

  • показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;

  • познакомить с занятиями населения Сахары.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • презентация;

  • учебник «Окружающий мир. 4 класс»/ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.:Астрель,2009 г., выписка из энциклопедии для детей «4000 очень важных фактов», «Животный мир Африки» Росмэн

  • раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы;

  • задания для выполнения на уроке;

  • индикаторы для обратной связи;

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная

  • групповая

  • индивидуальная



















ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой.

Подготовка к началу урока

II. Постановка цели

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие.

- Что такое материк?

- Сколько их?

-Покажите на карте.

-На каком материке мы живем? (покажите).

- Сегодня узнаем о самом жарком материке. А о каком именно, вы поймете, разгадав ребус.

2 слайд

 Разгадывают ребус

 

 (ответы детей)

  1 ученик на карте полушарий находит и показывает 6 материков.

 

 

3 слайд

А что бы нам было нескучно путешествовать, я предлагаю взять гепарда. Это грациозное животное поможет нам в путешествии по Африке.

- Привет!

Ты собрался в далекое и трудное путешествие, в Африку.

- Согласен отправиться навстречу неизвестному и прекрасному, навстречу новым знаниям?

- Тогда, вперед, а я тебе помогу в этом путешествии.


4 слайд План знакомства с пустыней Африки:

- Сегодня мы познакомимся с морями и океанами, омывающими Африку. О климате, об особенностях растительного и животного мира. И, конечно же, о людях населяющих этот материк.


III. Изучение нового материала. Работа с картой.

1. Географическое положение


5 слайд

- Перед Вами карта полушарий. В каком полушарии находится Африка?

- Кто может показать на карте материк.

Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли.

- Послушайте отрывок стихотворения из книги “Шатёр” Н. Гумилёва

Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы…
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей
.

- Почему по образному выражению Н.Гумилева, Африка - это «груша на дереве Евразии»?





(в восточном полушарии).

1 ученик на карте полушарий находит материк Африка.











Рассуждения учащихся

(Африка отделяется от Евразии Суэцким каналом, который проложен на Суэцком перешейке)

Африка - второй по размерам материк на нашей планете, после Евразии, ее площадь 29,2 млн. км²

Протяжённость Африки с севера на юг почти -8000 км, с запада на восток -7500 км.

Африка – самый жаркий материк.

Некоторые ребята собрали ценную информацию об Африке, прочитав и просмотрев различные источники, которая нам очень пригодится.








Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

Название «Африка» появилось во II веке до н.э., но тогда оно еще не было наименованием огромного материка, расположенного в Северном и Южном, Западном и Восточном полушариях.

В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Они основали там колонию, назвав ее Африкой, очевидно по имени племен афариков, живших на обширной территории вплоть до Гибралтара.

6 слайд

- На карте видны только очертания береговой линии, а географические объекты, окружающие Африку, не обозначены. Вот их-то предстоит определить во время путешествия и зафиксировать на наших контурных картах. На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней. А нам предстоит это сделать за 5 минут!

Задание:

Используя карту и текст учебника, расскажите о морях и океанах омывающих Африку.

 

 

 

 

 





(работа с картой, ответы детей)

Ответы фиксируются в рабочих тетрадях и контурных картах

7 слайд

А́фрика — континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана.


8 слайд

- Найдите и покажите на карте реку Нил.

В какое море впадает эта река?



(работа с картой, ответы детей)

Ответы фиксируются в рабочих тетрадях и контурных картах

9 слайд.

- Самая длинная река Африки. Нил впадает в Средиземное море. Перед впадением в море Нил распадается на рукава, образуя большую дельту.


10 слайд

- Какие ещё крупные реки и озёра есть в Африке?

Найдите их на карте и покажите.


(работа с картой, ответы детей)

Ответы фиксируются в рабочих тетрадях и контурных картах

11 слайд

6 фото

Конго, река в Экваториальной Африке, в Заире. Впадает в Атлантический океан у г. Банана. Конго самая многоводная река в Центральной Африке. Длина - 4700 км.


Нигер , река в Западной Африке (на территории государств Мали, Нигер, Нигерия), третья по длине и площади бассейна в Африке после Нила и Конго.


Озеро Виктория находится в самом центре Экваториальной Африки. Оно занимает области трех государств: Танзании, Кении и Уганды.

Озеро Виктория расположено на высоте 1134 метра. Интересна форма озера – оно почти квадратное. В озере огромное число островов. Не смотря, что это озеро – часты штормы



















Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

Водопад Виктория является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО

Ширина водопада — примерно 1800 метров, высота — 108 метров.

О приближении к водопаду свидетельствуют мощный шум и пелена тумана, местные жители называют его «туман, который грохочет»

12 слайд

- Как называется остров, который расположен к востоку от Африки?



Мадагаскар

13 слайд


4 фото




Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

Мадагаскар, самый крупный остров в Индийском океане. Через весь остров протянулось Высокое плато (Центральное нагорье) выс. 800–1200 м. На острове много потухших вулканов, горячих источников.

14 слайд

Каир – столица древнейшего государства Египет. Большая часть этого

государства находится в нижнем течении реки Нил.

Это самый большой город в Африке в нем живут около 11,5 млн человек


15 слайд

- Древний Египет славится египетскими пирамидами.

Пирамиды расположены в пустыне Сахара.


16 слайд

- Что же такое пустыня?

(4 фото)

Виде «Красота пустыни Сахара» http://kiwi.kz/watch/td6y4hn8kb5c/


Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

Пустыня – это местность, где выпадает 250 мм осадков в год, в действительности же во многих пустынях этот показатель намного ниже для сравнения в тропических лесах Амазонки выпадает 5000 мм в год.

Сахара - самая крупная в мире пустыня. Её площадь -около 8 млн. км².

Длина с запада на восток - 5700 км, ширина около 2000 км. В переводе с арабского сахара обозначает – пустыня. В основном Сахара сложена песками. Они чрезвычайно подвижны и образуют барханы и дюны. Но Сахара сложена не только песками. В Сахаре встречаются – эрги – каменистые участки пустыни.

17 слайд

Поменяйтесь к/к для взаимопроверки. Обратите внимание на правильное написание названий географических объектов.

- Поставьте отметку (критерии на доске).


2. Физминутка


18 слайд

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

языки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Выполняют движения согласно тексту









3. Погодные условия


19 слайд

- Какой климат в пустыне? Какое самое благоприятное время года в пустыне? Почему?

Работа с учебником. с. 112 Чтение текста по учебнику





Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

В пустыне бывает очень жарко 13 сентября 1922 года в пустыне Сахара на западе Ливии, температура воздуха поднялась до 58 градусов в тени, поставив абсолютный мировой рекорд. Почва прогревается ещё сильнее – в Долине Смерти её температура достигала отметки +87,8 градусов по Цельсию. Металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог.

20 слайд

- По определению, пустыня – это голое бесплодное место, мало приспособленное для жизни. Тем не менее, животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен.


4. Растительный мир Африки


21 слайд

Немногие растения приспособились к условиям жизни в Сахаре.

Изредка встречаются небольшие колючие кустарники и травы.

Благодаря длинным корням эти растения добывают воду с большой глубины. Переносить засуху растениям помогают мелкие листья, у некоторых они заменены колючками.

Верблюжья колючка, солянка, полынь, саксаул.

(4 фото)










Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

Саксаул - это низкое дерево, не более 4-5 метров растут саксаулы на большом расстоянии друг от друга.


22 слайд

Но не следует думать, что Сахара безжизненна. В Сахаре встречаются оазисы.

ОАЗИС - место выхода подземных вод в пустынях и полупустынях. В оазисах пышная растительность.


Хлопчатник, бананы, гранат, персик (6 фото)





Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

Самое распространенное растение африканских оазисов – финиковая пальма. «Царица оазиса» - еще ее называют арабы. Жители Сахары используют абсолютно все части пальмы: стебель, листья, почки, плоды.

5. Гимнастика для снятия напряжения с глаз

23 – 25 слайд


6. Животные пустыни


26 слайд

Ребята, а как животные приспособились к жаркому климату пустыни?

Работа с учебником с.113





Ответы детей.

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.


27 слайд

- Среди животных Сахары много различных насекомых: кузнечик, саранча, скорпион , жук скарабей- священный символ древних египтян. Этот жук делает из навоза шары и катает их по пустыне. Шары служат запасом корма для будущих личинок скарабея.

. (7 фото)




28 слайд

В Сахаре обитают черепахи, змеи, ящерицы, самая крупная ящерица – варан.



Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

ВАРАН

Варан — самая крупная ящерица России, обитающая в пустынях. Серый варан достигает в длину 1,5—2 м и массы тела до 2,5 кг. Убежищем для варана служат старые норы грызунов или собственные норы глубиной до 4 м и больше.

Образ жизни варанов дневной, но в самые жаркие часы они прячутся в норы. Бегают довольно быстро на полусогнутых ногах, не касаясь хвостом земли; по пути нападают на все живое, что в силах одолеть: на грызунов, птиц, ящериц, змей, молодых черепах. Вараны пожирают насекомых, яйца птиц и пресмыкающихся, а также попадающихся им менее крупных варанов. В настоящее время охота на них запрещена и они взяты под охрану.


29 слайд

Среди млекопитающих здесь встречаются грызуны. Наиболее интересен тушканчик. Задние ноги у него длинные, одним прыжком он может преодолеть расстояние до 3 метров.

В Сахаре обитает ушастый ёж. Целый день он сидит в норе, а ночью охотится. У африканской лисицы – фенека уши достигают в длину 15 см. с их помощью он охлаждает тело, отдавая лишнее тепло.


30 слайд

- Ребята, а какие животные обитают в Сахаре?

Об этом мы узнаем отгадав загадки.

Тонконоги и игривы,

А ещё они пугливы.

Чуть опасность и в галоп

Стадо быстрых … (антилоп)

(ответ гиперссылка 35 слайд)


31 слайд

- А эти животные обитают на окраине пустыни.

Среди зверёй слывёт царём,

Его зовут бесстрашным … (львом)

(ответ гиперссылка 36 слайд)


32 слайд

Этот зверь быстрее ветра
И могу заверить вас,
Что сто двадцать километров
Развивает скорость в час!
Этот зверь немногочислен,
В книгу Красную зачислен.
Очень схож с ним леопард.
А зовут его …(гепард)

(ответ гиперссылка 37 слайд)


33 слайд

Запах чувствует отлично,

Падаль – вот ее добыча.

Ну зачем ей гигиена?
Что попало ест …(гиена)

(ответ гиперссылка 38 слайд)


34 слайд

С гибкой шеей и горбатый,
С тёплой шерстью рыжеватой
Груз тяжёлый, всякий люд
По пескам везёт ... (верблюд)

(ответ гиперссылка 39 слайд)


35 слайд

Антилопы могут передвигаться по пустыне со скоростью до 60 километров в час.


36 слайд

Лев


37 слайд

Гепард


38 слайд

Гиена


39 слайд

Верблюд


Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением.

ВЕРБЛЮД

Самое распространенное животное в пустыне Сахара – верблюд. Верблюд удивительное животное – он может обходиться без пищи и воды до двух недель. Помогает ему в этом – горб. В горбу верблюда накапливается жир, который может превращаться в воду.

7. Занятия населения


40 слайд

- Какие занятия местного населения связаны с её природными условиями?

Работа по учебнику стр.113




Ответы детей

Основное занятие местного населения – разведение скота: коз, овец, верблюдов. Животноводы ведут кочевой образ жизни. Земледелием население занимается в оазисах и долине Нила.

В Сахаре добывают полезные ископаемые: нефть, природный газ, железные и медные руды.

41 слайд

- Хозяйственная деятельность нередко приводят к вредным для природы и человека изменениям.

Из- за чрезмерного выпаса скота, вытаптываются растения. Почва легко развевается ветром. Это приводит к увеличению площади пустыни. Богатство, разнообразие и древность природы Африки представляет большой интерес для всего человечества. Особенно поражает богатство и неповторимость зверей и птиц.

Сберечь эту природную роскошь – основная задача человечества.


8. Итог урока.


42 слайд

Так почему же Африка – это самый удивительный материк?

А теперь решим небольшой тест о пустыне для контроля полученных знаний (слайд тест).

Тест по теме «Пустыня».

  1. Выбери верное утверждение. Пустыня – это….
    а) бескрайнее поле; б) небольшая равнина, покрытая лесом; в) сухая территория, покрытая песком.

  2. Зона пустыни Сахара расположена:
    а) в тропическом поясе; б) арктическом поясе; в) экваториальном поясе.

  3. Климат в пустыни:
    а) жаркий и влажный; б) жаркий и сухой; в) холодный и сухой.

  4. Почвы в пустыне:
    а) глинозем; б) песчаные; в) чернозём.

  5. Растения в пустыне бывают:
    а)
    раннецветущие; б) многолетние; в) влаголюбивые; г) засухоустойчивые.

  6. Выбери только животных пустыни:
    а) пингвин; б) сайгак; в) антилопа; г) кобра; д) верблюд; е) ушан; ж) тушканчик.

Взаимопроверка ответов теста.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы, на полях ставим оценку. (После этого на экране размещаются ответы теста.)



Ответы детей

(самый жаркий, самая большая пустыня Сахара, самая длинная река мира Нил)

43 слайд

Ответы:

1. в; 2. в; 3. б; 4. б; 5. г; 6. г, д, ж.

Оценки за урок.


9. Дом. задание


с. 111- 114 прочитать, проверить свои знания по вопросам на стр.113- 114


10. Рефлексия


- Ребята вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

- Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям?

А сейчас я попрошу Вас раскрасить животных Африки, которые лежат у Вас на партах в любой цвет.

Спасибо всем за урок !




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!