ОГБПОУ Фурмановский технический колледж, преподаватель Цветкова Елена Ивановна
Разработка урока на тему:
Векторы в пространстве. Действия с векторами. Разложение вектора на составляющие.
Цель урока:
Ввести определения вектора в пространстве, равенства векторов. Рассмотреть правила действия над векторов, правило сложения нескольких векторов в пространстве.
Воспитывать личностные качества обучающихся (умение слушать), доброжелательность по отношению к окружающим, внимательность, аккуратность, дисциплинированность.
Развивать пространственное воображение и логическое мышление обучающихся, умение быстро ориентироваться в обстановке; развивать сообразительность, находчивость, тренировать память.
Ход урока
1. Орг. момент. Настрой на урок.
2. Мотивация урока.
Поразмышляйте над содержанием пословицы «Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы». То есть, если есть сила, то надо знать, куда ее направить. От этого зависит, будет ли пружина сжиматься или растягиваться, полетит ли мяч в ворота противника или в собственные и многое другое. Вы уже, конечно, догадались, что сегодня речь пойдет о векторах, причем о векторах в пространстве. Геометрия – одна из самых интереснейших наук, которая изучает много важных и интересных тем. Одна из них – это “Векторы”. С понятием “Вектор” вы уже знакомы, но вы знакомы с векторами на плоскости, а сегодня мы пополним свои знания о векторах и рассмотрим “Векторы в пространстве”
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Решить № 8, стр. 68.
Блиц опрос
Что называется вектором на плоскости?
Приведите пример векторных величин.
Что такое абсолютная величина вектора; направление вектора?
Какие векторы называются равными?
Сформулируйте правила сложения двух векторов на плоскости.
Какой вектор называют разницей двух векторов?
4. Объяснение нового материала сопровождается презентацией:
Впервые понятие вектора появилось в работах немецкого математика 19 века Г. Грассмана и ирландского математика У. Гамильтона; затем его использовали в своих открытиях многие ученые. Современная символика для обозначения вектора была введена в 1853 году французским математиком О. Коши. Применение векторов играет важнейшую роль в современной математике, химии, биологии, экономике и в других науках.
Векторы на плоскости были изучены в 9 классе в разделе “Планиметрия”. Сегодня на уроке рассмотрим векторы в пространстве. Определение вектора в пространстве и связанные с ним понятия сходны с определением вектора на плоскости и связанными с ним понятиями.
Раз мы уже знакомы с векторами на плоскости, то нам будет не трудно говорить о векторах в пространстве. Результатом нашей работы станет опорный конспект.
Что такое вектор? Как построить вектор? Как обозначаются вектора?
Обратите внимание: что над буквенным обозначением вектора ставится стрелка или черта- в разной литературе по- разному. Так, например, в учебнике физики - стрелка, а в учебнике геометрии - черта.
Вектором называется направленный отрезок.
Вектор характеризуется следующими элементами:
1) начальной точкой (точкой приложения);
2 )направлением;
3) длиной («модулем вектора»).
Если начало вектора — точка А, а его конец — точка В, то вектор обозначается или .
От любой точки можно отложить вектор, равный данному, и притом только один, используя параллельный перенос.
Нулевой вектор — точка в пространстве. Начало и конец нулевого вектора совпадают, и он не имеет длины и направления. Обозначается: .
Абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор. Абсолютная величина вектора . Обозначается .
Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом.
АВСD — параллелограмм,
Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
Если векторы и коллинеарны и их лучи сонаправлены, то векторы и называются сонаправленными. Обозначаются .
Если векторы и коллинеарны, а их лучи не являются сонаправленными, то векторы и называются противоположно направленными.
Обозначаются . Нулевой вектор условились считать сонаправленным с любым вектором.
Свойство коллинеарных векторов
Если векторы и коллинеарны и , то существует число k такое, что . причем если k 0, то векторы и сонаправленные, если k
Сложение векторов
Правило треугольника. Каковы бы ни были точки А, В, С, имеет место векторное равенство:
Правило параллелограмма. Если векторы и неколлинеарны, их можно отложить от одной точки, достроив затем параллелограмм. Диагональ параллелограмма есть сумма двух векторов и .
Координаты вектора. Числа x, y и z называются координатами вектора в данном базисе. В этом случае пишут:
Действия над векторами, заданными своими координатами
Сложение | Вычитание | Умножение |
При сложении векторов их соответстветственные координаты складываются. |
При вычитании векторов их соответстветственные координаты вычитаются. |
При умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число. |
5. Первичное закрепление нового материала. Выполнение устных упражнений
Дан прямоугольный параллелепипед. Назовите сонаправленные векторы; противоположно направленные векторы.
В1
В1
C1
А1
D1
C
В
А
D
Запишите координаты вектора АО, если А(6;-2;4), О – начало координат?
Найти координаты вектора АВ, если А(3; 4; -1) и В( -2; 0; 4)
Дано: АВ= СD, где А ( 1;0;1),В ( -1; 1;2), С (0;2;-1). Найти: D( х ,у,z)
Коллективное решение задач:
В пространстве даны точки А, В, С, D. Найдите вектор с началом и концом в этих точках, который равен: а) ВС+СА+АD; б) АВ+ВD+BA-CD.
Найдите координаты конца вектора АВ(1;-3;7), если А(2;5;-1).
У какого из приведенных векторов самая большая длина:
а(7;-5;4), b(0;3;-9), c(-2;5;-8)?
Решить № 3, 5, 6, 7 стр.73
6. Зарядка для глаз.
Решение задач П-23,24. Устно 1-3,5,10,11. П-23, 1-3,
Работа в группах остальные номера.
Итоги урока. Рефлексия.
Фронтальная беседа
Что называют вектором?
Выполняется ли правило параллелограмма и правило треугольника в случае сложения векторов в пространстве?
Сформулируйте правило параллелепипеда для сложения векторов в пространстве?
Какие векторы называются равными?
Какие векторы называются сонаправленными в пространстве; противоположно направленными в пространстве?
Д/з: учить пп. 23, 24. Решить : 14,15. Сообщение «Применение векторов».
2