ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ.
Конспест урока музыки в 5 классе на тему:
«Весенние обряды русского народа»
Составила учитель музыки Гильманова Гульнара Масхутовна
Г. Уфа, 2016 год
Тема урока: «Обряды русского народа». «Закличка весны».
Цель: познакомить с весенним обрядом русского народа «Закличка весны», вовлечь обучающихся в творческую игровую деятельность;
Задачи: образовательные:
углубление в тему: «Русский фольклор», дать понятие «обряд», «заклички», «веснянки»;
Коррекционно-Развивающие:
-развитвать звуковысотных слух,
-музыкальную память,
-речевую активность,
- умение различать инструменты русского оркестра на слух,
-умение исполнять заклички в движении (хоровод);
-развивать мелкую и крупную моторику,
Воспитывающие:
воспитывать уважение к традициям предков, к русской культуре, любовь к народному творчеству.
Личностные:
Осознание себя гражданином России, потомком великой нации Восточных Славян, создавшей и сохранившей великую русскую культуру.
Оснащение урока:
Аудиозаписи в исполнении оркестра русских народных инструментов:
Оркестр- «Русская плясовая»
Ложкари –р.н.п. «Полянка»
Гусли звончатые – былинный наигрыш
Балалайка и гармонь «Камаринская»
Бубен и гармони – р.н.п. «Светит месяц»
Рожечники- « Русские плясовые наигрыши»
р.н.п. «Блины» в исполнении М. Мордасовой
Вокальный репертуар:
Вокальные упражнения для распевания.
Р.Н.П. «Перед весной».
Масленичная песня «Проводы Масленицы»
Р.н.п. «Веснянка»
Детская игра «Поиграй-ка. Ваня, с нами»
Закличка «Весна-красна».
Литературный репертуар:
Русские народные загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки, считалочки, заклички.
Зрительный ряд:
Стенд «Русский Фольклор»,
Репродукции картины русского художника Б. Кустодиева «Масленица»,
Репродукция картины «Заклички весны»
Репродукция картины «Обряд Ивана Купалы»
Репродукция картины «Обряд Рождество».
Раздаточный материал:
Карточки «Клавиатура»
Карточки с изображением русских народных музыкальных инструментов: гусли, балалайка, духовые инструменты, бубен, гармонь, трещотки, деревянные ложки.
Ленточки цветные шелковые.
Птицы стилизованные (картон),
Ложки деревянные,
Детские музыкальные инструменты-дудочки, свистелки.
Атрибуты к обряду «Закличка весны»:
дерево стилизованное, солнце стилизованное, косынки для девочек, пояса-кушаки для мальчиков, костюм девочки Весны-Красны.
Доска магнитная, фортепиано, нотный стан, музыкальный центр.
Карточка-тема урока: «Весенний обряд –заклички весны».
Карточки с терминами: ОБРЯД, ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ, КУЛИКИ И ЖАВОРОНКИ, ВЕСНЯНКИ,
ВЕСНА-КРАСНА, МАРТИНИЧКИ.
Ход Урока:
Музыкальное приветствие учителя по ступеням звукоряду ДО вверх и вниз.
У: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте, учитель!
У: Мы приветствуем гостей!
Д: Мы приветствуем гостей
У: На дворе у нас весна?
Д: На дворе у нас весна!
У: Солнце ярче светит?
Д: Солнце ярче светит!
У: Прилетают птицы?
Д: Прилетают птицы!
У: Прозвенел для нас звонок?
Д: Прозвенел для нас звонок!
У: Начинается урок?
Д: Начинается урок!
Распевание- работа по карточкам «Клавиатура» на мелодию песни «До, РЕ, МИ».
Упражнение на коррекцию внимания «Какая нота спряталась» - работа на большом нотном стане.
(Учитель предлагает ребятам назвать ноту, которая была спрятана).
Повторение темы «Русский фольклор».
У: Что означает слово ФОЛЬКЛОР? (карточка-термин на доске)
Ответ: слово ФОЛЬКЛОР означает- НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.
У: Как называем мы людей-собирателей фольклора?
Ответ: Это-ФОЛЬКЛОРИСТЫ. (Карточка- термином на доске).
У: выберите, ребята, из списка жанры, относящиеся к русскому фольклору. (Работа на доске).
ФОЛЬКЛОР – былины, загадки, сказки, песни, танцы, наигрыши, считалочки, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, дразнилки, заклички, обряды, народный театр, декоративно-прикладное искусство, опера, балет, роман, повесть, натюрморт, пейзаж.
У: Почему мы убрали из списка эти жанры, к каким видам искусств они относятся? Распределите по видам искусств. (карточки-термины на доске)
Ответ: Опера и балет относятся к МУЗЫКЕ, роман и повесть относятся к ЛИТЕРАТУРЕ, натюрморт и пейзаж относятся к ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
У: Какие жанры русского фольклора нам наиболее близки, ребята?
Ответ: загадки, сказки, песни, танцы, наигрыши, считалочки, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, дразнилки.
У: Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Ответы предполагаемые:
- Сделал дело-гуляй смело!
- Делу время-потехе час!
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!
У: Я предлагаю вам «досказать» поговорки и пословицы.
- Любишь кататься, люби и … саночки возить!
-Друга ищи, а нашел-…береги!
- Старый друг лучше …новых двух!
5. У: Молодцы, ребята! А сейчас- новое задание! Определите на слух инструменты русского оркестра. Ответы показываем карточкой.
Звучат аудиозаписи:
1. Оркестр- «Русская плясовая»
2. р.н.п. «Полянка» -ЛОЖКИ ДЕРЕВЯННЫЕ
3. «Былинный наигрыш» - ГУСЛИ
4. «Камаринская» - БАЛАЛАЙКА
5. р.н.п. «Светит месяц» - БУБЕН И ГАРМОНЬ
6. «Русские плясовые наигрыши» - РОЖЕЧНИКИ
У: Справились многие без ошибок и с этим заданием, узнаем по тембрам русские народные музыкальные инструменты.
У: А сейчас – физкультминутка.
Предлагаю вам подыграть на деревянных ложках русскую песню «Блины» в исполнении замечательной русской певицы Марии Мордасовой.
Звучит Р.Н.П. «Блины».
У: Молодцы, ребята! У меня к вам вопрос!
О каком русском празднике или обряде идет речь в этой песне? (Карточка-термин на доске)
Ответ: о празднике МАСЛЕНИЦА.
У: Верно, Многие русские праздники часто называют ОБРЯД. Как вы понимаете, что включает в себя ОБРЯД?
Ответ: ОБРЯД –это не просто какая-либо песня, танец или наигрыш, это все вместе взятое: песни, танцы, наигрыши, игры, действо, посвященные какому-либо событию в жизни народа. Например, МАСЛЕНИЦА – это ПРОВОДЫ ЗИМЫ.
У: ПОСМОТРИМ НА РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА Б. Кустодиева «Масленица». Как отмечали и сейчас тоже отмечают Масленицу?
Ответ: пекли и угощали всех блинами, ходили друг к другу в гости, играли на улице, катались с горы, катались на лошадях, устраивались ярмарки, выступал народный театр, а в последний день масленичной недели проходил обряд «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ», где народ прощался с зимой, провожал её: вокруг костра водились хороводы, пелись песни, сжигалось чучело Масленицы.
У: Я запеваю Масленичную песню, а вы мне подпевайте:
«Прощай, прощай, прощай Масленица!»
Исполняется масленичная песня «Прощай, Масленица!»
У: Раным-рано куры запели,
Про весну обвестили.
Д: Прощай, Масленица!
У: Сладко, сытно ты нас кормила.
Киселём, молоком поила.
Д:Прощай, Масленица!
У: А мы честно тебя проводили,
На санях волочили.
Д:Прощай, Масленица!
У: Завезем тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали.
Д: Прощай, Масленица!
У: А сегодня на уроке мы с вами узнаем, как русский народ встречал долгожданную весну, проводил обряд «Закличка весны». (карточка-тема на доске)
Какое сегодня число на календаре?
Ответ: 1 марта.
У: Верно, начинается весна, пора и нам обряд провести.
У: Как вы думаете, что включал в себя этот обряд? Посмотрим на репродукцию картины.
Предполагаемые ответы:
- встречали весну,
- Встречали птиц,
- пели песни о весне,
- водили хороводы,
- играли в игры.
У: верно, ребята! После долгой, суровой зимы народ с радостью встречал, приглашал или ЗАКЛИКАЛ ВЕСНУ-КРАСНУ, которые на своих крыльях приносили первые птички – кулики и жаворонки! (изображение птиц на доске).
У: «Закликать» –означает: «Звать», «Приглашать». (карточка-термин на доске).
У: А почему весну называли КРАСНОЙ?
Ответ: Красная-значит КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, ТЕПЛАЯ!
У: Этим же словом называли людей, например, КРАСНА –ДЕВИЦА, КРАСНЫЙ –МОЛОДЕЦ, а также красивое место, например, КРАСНАЯ ГОРКА, КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.
Существует поговорка: НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ!
У: Что означает слово ВЕСНЯНКА?
Ответ: - это песня о весне.
У: У нас все готово для этого обряда: дерево, солнышко, птички, ленточки,
мы разучили песни и игру.
Звучит песня «Вот уж зимушка проходит» - хоровод,
Закликаем весну-красну – заклички с птичками в руках,
Закрепляем птичек на ветках нашего дерева,
Исполняем «Веснянку»,
Играем в игру «Поиграй-ка, Ваня, с нами»,
Завязываем ленточки на ветках дерева, загадывая желание.
У: Сегодня- первый день весны. У наших предков Славян в этот день была традиция дарить друг другу МАРТИНИЧКИ- куклы- ПРЕДВЕСТНИЦЫ ВЕСНЫ.
Примите от меня эти куклы.
Заканчивая наш урок, я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. У меня на подносе солнышки большие и маленькие. Если вы считаете, что работали отлично, то берете большое солнышко, а если работали хорошо, то берёте маленькое солнышко.
У: Что нового вы узнали на уроке?
-Что такое ЗАКЛИЧКА?
-Что такое ВЕСНЯНКА?
- кто такие КУЛИКИ И ЖАВОРОНКИ?
Что такое МАРТИНИЧКА?
Домашнее задание: проиграйте дома обряд «Заклички весны».
Наш урок закончен, До свидания!