СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с весенним обрядом русского народа «Закличка весны», вовлечь обучающихся в творческую игровую деятельность;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке»

Тема урока: «Обряды русского народа». «Закличка весны».

Цель: познакомить с весенним обрядом русского народа «Закличка весны», вовлечь обучающихся в творческую игровую деятельность;

Задачи: образовательные:

углубление в тему: «Русский фольклор», дать понятие «обряд», «заклички», «веснянки»;

Коррекционно-Развивающие:

-развитвать звуковысотных слух,

-музыкальную память,

-речевую активность,

- умение различать инструменты русского оркестра на слух,

-умение исполнять заклички в движении (хоровод);

-развивать мелкую и крупную моторику,

Воспитывающие:

воспитывать уважение к традициям предков, к русской культуре, любовь к народному творчеству.

Личностные:

Осознание себя гражданином России, потомком великой нации Восточных Славян, создавшей и сохранившей великую русскую культуру.

Оснащение урока:

Аудиозаписи в исполнении оркестра русских народных инструментов:

  1. Оркестр- «Русская плясовая»

  2. Ложкари –р.н.п. «Полянка»

  3. Гусли звончатые – былинный наигрыш

  4. Балалайка и гармонь «Камаринская»

  5. Бубен и гармони – р.н.п. «Светит месяц»

  6. Рожечники- « Русские плясовые наигрыши»

  7. р.н.п. «Блины» в исполнении М. Мордасовой

Вокальный репертуар:

  1. Вокальные упражнения для распевания.

  2. Р.Н.П. «Перед весной».

  3. Масленичная песня «Проводы Масленицы»

  4. Р.н.п. «Веснянка»

  5. Детская игра «Поиграй-ка. Ваня, с нами»

  6. Закличка «Весна-красна».

Литературный репертуар:

  1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки, считалочки, заклички.




Зрительный ряд:

  1. Стенд «Русский Фольклор»,

  2. Репродукции картины русского художника Б. Кустодиева «Масленица»,

  3. Репродукция картины «Заклички весны»

  4. Репродукция картины «Обряд Ивана Купалы»

  5. Репродукция картины «Обряд Рождество».

Раздаточный материал:

  1. Карточки «Клавиатура»

  2. Карточки с изображением русских народных музыкальных инструментов: гусли, балалайка, духовые инструменты, бубен, гармонь, трещотки, деревянные ложки.

  3. Ленточки цветные шелковые.

  4. Птицы стилизованные (картон),

  5. Ложки деревянные,

  6. Детские музыкальные инструменты-дудочки, свистелки.

Атрибуты к обряду «Закличка весны»:

дерево стилизованное, солнце стилизованное, косынки для девочек, пояса-кушаки для мальчиков, костюм девочки Весны-Красны.

Доска магнитная, фортепиано, нотный стан, музыкальный центр.

Карточка-тема урока: «Весенний обряд –заклички весны».

Карточки с терминами: ОБРЯД, ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ, КУЛИКИ И ЖАВОРОНКИ, ВЕСНЯНКИ,

ВЕСНА-КРАСНА, МАРТИНИЧКИ.

Ход Урока:

  1. Музыкальное приветствие учителя по ступеням звукоряду ДО вверх и вниз.

У: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте, учитель!

У: Мы приветствуем гостей!

Д: Мы приветствуем гостей

У: На дворе у нас весна?

Д: На дворе у нас весна!

У: Солнце ярче светит?

Д: Солнце ярче светит!

У: Прилетают птицы?

Д: Прилетают птицы!

У: Прозвенел для нас звонок?

Д: Прозвенел для нас звонок!

У: Начинается урок?
Д: Начинается урок!

  1. Распевание- работа по карточкам «Клавиатура» на мелодию песни «До, РЕ, МИ».

  2. Упражнение на коррекцию внимания «Какая нота спряталась» - работа на большом нотном стане.

(Учитель предлагает ребятам назвать ноту, которая была спрятана).

  1. Повторение темы «Русский фольклор».

У: Что означает слово ФОЛЬКЛОР? (карточка-термин на доске)

Ответ: слово ФОЛЬКЛОР означает- НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

У: Как называем мы людей-собирателей фольклора?

Ответ: Это-ФОЛЬКЛОРИСТЫ. (Карточка- термином на доске).

У: выберите, ребята, из списка жанры, относящиеся к русскому фольклору. (Работа на доске).

ФОЛЬКЛОР – былины, загадки, сказки, песни, танцы, наигрыши, считалочки, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, дразнилки, заклички, обряды, народный театр, декоративно-прикладное искусство, опера, балет, роман, повесть, натюрморт, пейзаж.

У: Почему мы убрали из списка эти жанры, к каким видам искусств они относятся? Распределите по видам искусств. (карточки-термины на доске)

Ответ: Опера и балет относятся к МУЗЫКЕ, роман и повесть относятся к ЛИТЕРАТУРЕ, натюрморт и пейзаж относятся к ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

У: Какие жанры русского фольклора нам наиболее близки, ребята?

Ответ: загадки, сказки, песни, танцы, наигрыши, считалочки, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, дразнилки.

У: Какие вы знаете пословицы и поговорки?

Ответы предполагаемые:

- Сделал дело-гуляй смело!

- Делу время-потехе час!

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!

У: Я предлагаю вам «досказать» поговорки и пословицы.

- Любишь кататься, люби и … саночки возить!

-Друга ищи, а нашел-…береги!

- Старый друг лучше …новых двух!

5. У: Молодцы, ребята! А сейчас- новое задание! Определите на слух инструменты русского оркестра. Ответы показываем карточкой.

Звучат аудиозаписи:

1. Оркестр- «Русская плясовая»

2. р.н.п. «Полянка» -ЛОЖКИ ДЕРЕВЯННЫЕ

3. «Былинный наигрыш» - ГУСЛИ

4. «Камаринская» - БАЛАЛАЙКА




5. р.н.п. «Светит месяц» - БУБЕН И ГАРМОНЬ




6. «Русские плясовые наигрыши» - РОЖЕЧНИКИ

У: Справились многие без ошибок и с этим заданием, узнаем по тембрам русские народные музыкальные инструменты.




  1. У: А сейчас – физкультминутка.

Предлагаю вам подыграть на деревянных ложках русскую песню «Блины» в исполнении замечательной русской певицы Марии Мордасовой.

Звучит Р.Н.П. «Блины».

  1. У: Молодцы, ребята! У меня к вам вопрос!

О каком русском празднике или обряде идет речь в этой песне? (Карточка-термин на доске)

Ответ: о празднике МАСЛЕНИЦА.

У: Верно, Многие русские праздники часто называют ОБРЯД. Как вы понимаете, что включает в себя ОБРЯД?

Ответ: ОБРЯД –это не просто какая-либо песня, танец или наигрыш, это все вместе взятое: песни, танцы, наигрыши, игры, действо, посвященные какому-либо событию в жизни народа. Например, МАСЛЕНИЦА – это ПРОВОДЫ ЗИМЫ.

У: ПОСМОТРИМ НА РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА Б. Кустодиева «Масленица». Как отмечали и сейчас тоже отмечают Масленицу?

Ответ: пекли и угощали всех блинами, ходили друг к другу в гости, играли на улице, катались с горы, катались на лошадях, устраивались ярмарки, выступал народный театр, а в последний день масленичной недели проходил обряд «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ», где народ прощался с зимой, провожал её: вокруг костра водились хороводы, пелись песни, сжигалось чучело Масленицы.

У: Я запеваю Масленичную песню, а вы мне подпевайте:

«Прощай, прощай, прощай Масленица

Исполняется масленичная песня «Прощай, Масленица!»

У: Раным-рано куры запели,
Про весну обвестили
.
Д: Прощай, Масленица!
У: Сладко, сытно ты нас кормила.
Киселём, молоком поила
.
Д:Прощай, Масленица!
У: А мы честно тебя проводили,
На санях волочили
.
Д:Прощай, Масленица!
У: Завезем тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали.

Д: Прощай, Масленица!

  1. У: А сегодня на уроке мы с вами узнаем, как русский народ встречал долгожданную весну, проводил обряд «Закличка весны». (карточка-тема на доске)

Какое сегодня число на календаре?

Ответ: 1 марта.

У: Верно, начинается весна, пора и нам обряд провести.

У: Как вы думаете, что включал в себя этот обряд? Посмотрим на репродукцию картины.

Предполагаемые ответы:

- встречали весну,

- Встречали птиц,

- пели песни о весне,

- водили хороводы,

- играли в игры.

У: верно, ребята! После долгой, суровой зимы народ с радостью встречал, приглашал или ЗАКЛИКАЛ ВЕСНУ-КРАСНУ, которые на своих крыльях приносили первые птички – кулики и жаворонки! (изображение птиц на доске).

У: «Закликать» –означает: «Звать», «Приглашать». (карточка-термин на доске).

У: А почему весну называли КРАСНОЙ?

Ответ: Красная-значит КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, ТЕПЛАЯ!

У: Этим же словом называли людей, например, КРАСНА –ДЕВИЦА, КРАСНЫЙ –МОЛОДЕЦ, а также красивое место, например, КРАСНАЯ ГОРКА, КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.

Существует поговорка: НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ!

У: Что означает слово ВЕСНЯНКА?

Ответ: - это песня о весне.

  1. У: У нас все готово для этого обряда: дерево, солнышко, птички, ленточки,

мы разучили песни и игру.

  1. Звучит песня «Вот уж зимушка проходит» - хоровод,

  2. Закликаем весну-красну – заклички с птичками в руках,

  3. Закрепляем птичек на ветках нашего дерева,

  4. Исполняем «Веснянку»,

  5. Играем в игру «Поиграй-ка, Ваня, с нами»,

  6. Завязываем ленточки на ветках дерева, загадывая желание.

  1. У: Сегодня- первый день весны. У наших предков Славян в этот день была традиция дарить друг другу МАРТИНИЧКИ- куклы- ПРЕДВЕСТНИЦЫ ВЕСНЫ.

Примите от меня эти куклы.

  1. Заканчивая наш урок, я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. У меня на подносе солнышки большие и маленькие. Если вы считаете, что работали отлично, то берете большое солнышко, а если работали хорошо, то берёте маленькое солнышко.

  2. У: Что нового вы узнали на уроке?

-Что такое ЗАКЛИЧКА?

-Что такое ВЕСНЯНКА?

- кто такие КУЛИКИ И ЖАВОРОНКИ?

Что такое МАРТИНИЧКА?

  1. Домашнее задание: проиграйте дома обряд «Заклички весны».

Наш урок закончен, До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!