Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока музыки,
проведенного во 2 классе
9.03.2017г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 9.03.2017
Время: 8:15-9:00
Место: МАОУ "СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана"
Участники (класс): 2 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Контраст в музыке»
Цель: создать благоприятные условия для знакомства учеников 2 класса с контрастами в музыке;
Задачи:
Воспитательные:
Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
Формирование интереса к изучению творчества композитора М. Глинки, эстетическому формированию личности;
Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки М. Глинки.
Образовательные:
Формирование знаний о «контрасте в музыке».
Знакомство с биографией М. Глинки и его музыкальными произведениями увертюра к опере "Руслан и Людмила " и "Марш Черномора", познакомить с термином «Контраст»
Формирование умения воспринимать и выражать свое отношение к прослушанным музыкальным произведениям увертюра к опере "Руслан и Людмила" и "Марш Черномора".
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление детей;
Развивать интерес к исполнительской деятельности;
Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
Развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений М. Глинки.
2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;
3. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;
Регулятивные УУД:
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
Формирование умения вести диалог с учителем;
Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные.
Учебник: Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. (УМК «Начальная школа ХХI»)
Рабочая тетрадь: Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. (УМК «Начальная школа ХХI»)
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
Увертюра к опере "Руслан и Людмила";
"Марш Черномора"
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально - слушательская: прослушивание увертюры к опере "Руслан и Людмила" и "Марш Черномора" М. Глинки;
Творчество: изобразить в рисунке эмоции, вызванные прослушиванием увертюры к опере "Руслан и Людмила"; разгадывание кроссворда.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Анализ УМК «Начальная школа ХХI»;
Анализ программы по музыке «Начальная школа ХХI»;
Определение цели и задач урока;
Определение структуры урока;
Подбор методической литературы и музыкального материала;
Оформление доски;
Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Начальная
школа ХХI»;
Подготовка презентации;
Подготовка музыкальных произведений;
Подготовка материала для творчества;
Подготовка наглядного материала.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока – 4 мин.
Приветствие – 30 сек.
Проверка готовности – 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
Повторение предыдущей темы: 3 мин.
Актуализация знаний: 5 мин.
Открытие новых знаний: 21 мин.
1. Вступительное слово учителя – 3 мин.
2. Музыкально – слушательская деятельность – 4 мин.
3. Творчество - 2 мин.
Рефлексия: 3 мин.
Итоги урока: 2 мин.
Домашнее задание: 30 сек.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Анастасия Александровна. Подровнялись.
2. Проверка готовности.
Слайд.
У.: - Прозвенел звонок.
Начался урок.
Встали ровно и сели только те, у кого есть все необходимые принадлежности для урока.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки, но прежде, давайте вспомним, о чем вы говорили ранее.
4. Повторение предыдущей темы:
У.: - Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Д.: - Средства музыкальной выразительности.
У.: - Правильно. Ребята, а музыка может выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет так как это может сделать художник?
Д.: - Да.
У.:- А какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогут?
Д.: - Темп, динамика, тембр, лад, тональность, ритм, регистр и другие.
Слайд.
Открытие новых знаний.
Музыкально – слушательская деятельность.
Вступительное слово учителя:
У.: - Сегодня мы с вами познакомимся с увертюрой к опере "Руслан и Людмила " и "Марш Черномора" Михаила Ивановича Глинки и убедимся в том, что музыка может передать контраст.
У.: - Ребята, а вы знаете кто такой Михаил Иванович Глинка?
Д.: - Михаил Иванович Глинка - русский композитор, основоположник
русской классической музыки.
У.: - Правильно, ребята!
Слайд
Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста, он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.
Слайд
У.: Ребята, напомните мне пожалуйста, что такое опера?
Д.: Опера — («ореrа» в переводе с итальянского – труд, сочинение) жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии главным образом посредством вокальной музыки.
Сочинять оперу «Руслан и Людмила» Глинка начал, не имея четкого сценарного плана. Отдельные номера и сцены рождались по сиюминутному вдохновению, без последовательной связи между собой. Легендарные образы Киевской Руси сопоставлены в опере с миром
фантастических образов.
В опере большое количество народных хоровых сцен. Действие в опере развивается неторопливо, напоминая древние былины и сказания.Одним из наиболее известных номеров этой оперы является увертюра.
У.: - Что же такое увертюра?
Д.: Увертюра - (от фр. ouverture, вступление) оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
Это солнечная, жизнерадостная музыка обобщенно выражает основной характер оперы: победу добра над злом, торжество света над мраком.
Увертюра является высочайшим образцом русской симфонической музыки и часто исполняется как самостоятельное произведение. Опера “Руслан и Людмила” открыла в русской музыке новое сказочно – эпическое направление.
У.: - Сейчас, мы с вами прослушаем увертюру к опере "Руслан и Людмила". После прослушивая, вы должны мне ответить на вопрос: какое настроение у этого произведения.
Прослушивание увертюры к опере «Руслан и Людмила»
У.: - Ребята, какое настроение выражает это произведение?
Д.: -
У.: - В каком темпе звучала музыка?
Д.: - Быстро, подвижно, местами медленно, плавно.
У.: - Какая динамика была у этого произведения?
Д.: - Динамика постоянно изменялась, было то громко, то тихо.
У.: - Ребята, а сейчас мы с вами повторно прослушаем это музыкальное произведение, и во время прослушивания будем дирижировать как музыканты.
Повторное прослушивание произведения.
У.: - Мы с вами увидели, что музыка может передать движение, а сейчас мы убедимся в это еще раз, на примере музыкального произведения Михаила Ивановича Глинки «Марш Черномора».
Музыкально – слушательская деятельность.
Вступительное слово учителя:
У.: - Ребята, а кто такой Черномор, в каких произведениях вы его встречали?
Д.: - Персонаж поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», также в «Сказке о царе салтане» встречается дядька Черномор.
У.: - Каким изобразил поэт А. С. Пушкин Черномора и как музыка М. И. Глинки его охарактеризовала?
Д.: - Властного, сильного, бесстрашного, храброго.
У.: - В каком темпе звучала музыка?
Д.: - Быстро, подвижно, местами медленно, плавно.
У.: - Какую динамику вы услышали?
Д.: - Динамика постоянно изменялась, было, то громко, то тихо.
У.: - Ребята, сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение "Марш Черномора" и вы мне скажите меняется ли характер музыки на протяжении всего произведения?
Слушание "Марш Черномора" М.И.Глинки.
У.: - Меняется ли характер музыки на протяжении всего произведения?
Д.: - Да.
У.: - Что применил композитор, чтобы вы это услышали?
Д.: - Сделал разный темп.
У.: - Напомните мне, что такое темп?
Д.: - Скорость движения мелодии в произведении.
У.: - Верно, темп изменялся. Сейчас мы с вами повторно прослушаем музыкальное произведение «Марш Черномора», и во время прослушивания вы в своей тетради нарисуете что вы представляете, а я в конце урока проверю.
Повторное прослушивание произведения.
У.: - Ребята, а как вы думаете, что такое контраст?
Д.: - Сопоставление разных музыкальных фрагментов.
У.: - Контраст – это резкие отличия (тихо-громко, быстро-медленно).
У.: - Давайте разберём, какой контраст в этом произведении. В первой части, какой был темп?
Д.: - Быстрый.
У.: - Какие чувства выражает музыка?
Д.: - Чувства взволнованности.
У.: - В «Марше Черномора» М.И. Глинки мы ощущали контрасты?
Д.: - Да. Контрастными были темп и динамика.
III. Рефлексия.
У.: - Хорошо, сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.
| | | | 1к | | | | | | | | | | |
| | | | о | | | | | | | | | | |
| | | | м | | | | | | | | | | |
| | | | п | | | | | | | | | | |
| | | | о | | | | | | | | | | |
| | | | з | | 6р | | | | | | | | |
| | | | и | | е | | | | | | | | |
2л | а | 3д | | т | | 7г | л | и | н | к | а | | | |
| | и | | о | | и | | | | | | | | |
4к | о | н | т | р | а | с | т | | | | | | | |
| | а | | | | т | | | | | | | | |
5т | е | м | б | р | | 8р | и | 9т | м | | | | | |
| | и | | | | | | е | | | | | | |
| | к | | | | | | 10м | е | л | о | д | и | я |
| | а | | | | | | п | | | | | | |
Слайд.
Загадка:
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
Ответ: композитор
Объединение звуков различных по высоте.
Ответ: лад
Громкость звучания музыки.
Ответ: динамика
Резкие отличия (тихо-громко, быстро-медленно).
Ответ: контраст
Окраска звука.
Ответ: тембр
На каждом музыкальном инструменте можно сыграть много разных звуков.
Ответ: регистр
Композитором таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», "Марш Черномора", «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия» и многих других.
Ответ: Глинка
Чередование звуков разной продолжительности.
Ответ: ритм
Скорость движения мелодии в произведении.
Ответ: темп
Основа музыкального произведения.
Ответ: мелодия
IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Я с удовольствием поставлю вам оценки, в конце урока подойдите с тетрадями и я посмотрю на ваши рисунки.
V. Домашнее задание:
У: - Ребята, дома вам нужно будет выучить понятие «контраст» и прослушать вместе с родителями увертюру к опере "Руслан и Людмила" и "Марш Черномора" М. И. Глинки.
У: - Ребята, спасибо, урок окончен!
Используемая литература:
1. УМК «Начальная школа XXI»
2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия».
Приложение:
План-конспект урока музыки;
Презентация;